Ван Гог-яркий представитель постимпрессионизма 10

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Важной точкой соприкосновения с импрессионистами является пейзаж «Флаги», лето 1886 г., част. собр., Париж.
Он вызывает в памяти работы Клода Моне и Эдуарда Мане.
Известно, что Ван Гог, не только не боялся влияний, он искал их, стремясь обогатиться открытиями других, и не опасаясь потерять свою индивидуальность.

Но особенно летом и осенью 1887 г. было сильно влияние на Ван Гога пуантилизма.

Это было скрупулезное выкладывание живописной ткани путем мельчайших частиц чистой краски. Ради этого Винсент старался обуздать свой темперамент.
Особую тему творчества Ван Гога составляют его автопортреты. В них находит отражение не только эволюция его живописного стиля, но и его внутренняя эволюция. Многим исследователям само собой приходит сравнение этого цикла работ с автопортретной галереей Рембрандта, создавшего за 40 лет около 60-ти своих изображений.
Несомненно, пример великого голландца стоял у Ван Гога перед глазами.
Винсент отдает дань страсти к маскараду и переодеваниям, хотя не в такой степени, как у Рембрандта. Но все же перед нами проходит Ван Гог – парижанин, крестьянин, художник, в разных обличьях – в сюртуке и мягкой фетровой шляпе, в галстуках, шейных платках, пиджаках, в крестьянской соломенной шляпе и синей блузе, стриженным, с непокрытой головой.
Каждый портрет приковывает нас, прежде всего взглядом. Трудно забыть этот «доискивающийся до сути вещей взгляд»: сдержанно- вопросительный или остро пронзительный, или полный скепсиса, или напряженно выжидательный. И это ещё не все нюансы взгляда художника.
Интересно сочетание светлой пленэрной живописи и явно выраженного трагизма некоторых автопортретов.
Пожалуй, лучшим в этой группе является: «Автопортрет в соломенной шляпе», 1887 г., муз. Метрополитен, Н.-Й.
Здесь светлая, радостная живопись создана художником с невыразимо тоскующим взглядом – взглядом одиночки, ищущего сочуствия и ответа.
Сама живопись, ставшая предметом борьбы и причиной практически всех страданий художника, такой же, «говорящий» герой портрета, как и сам художник.

Автопортретная галерея Ван Гога – это кусок его жизни, особо достоверное свидетельство трагической подоплеки искусства Ван Гога в переломный парижский период его творчества.