Самонаблюдение, отождествление

Иван Осокин
8. Самонаблюдение, отождествление.    Познай себя – таков был первый принцип и первое требование древних психологических школ. Мы запомнили эти слова, но утратили их смысл. Мы думаем, будто познать самого себя означает узнать наши особенности, желания, вкусы, способности и интенции, тогда как в действительности это значит знание себя самих как машин, т. е. знание структуры своей собственной машины, её частей, функций различных частей, условий их работы и т. д. Мы в самом общем виде признаем, что не знаем машины, пока не изучили её. Это нам нужно помнить и относительно самих себя. Мы должны изучать свою машину как машину. Это значит, что изучение есть самонаблюдение. Иного пути нет, и никто не выполнит за нас этой работы. Мы должны проделать ее сами. Но перед нею нам нужно научиться тому, как нам наблюдать. Я имею в виду то, что нужно понять техническую сторону наблюдения. Требуется знать о необходимости наблюдения различных функций и проводить различие между ними, помня в то же самое время о различных состояниях сознания, о нашем сне и о множестве «Я»в нас самих.
Такого рода наблюдения очень скоро дадут результаты. В первую очередь человек заметит, что он далеко не на все в самом себе способен смотреть непредвзято. Одно ему нравится, другое досаждает, раздражает, и даже приводит в ужас. Иначе и быть не может. Человек не может изучать себя наподобие далекой звезды или как забавное ископаемое. Вполне естественно, ему будет нравиться то, что помогает его развитию, не нравиться то, что затрудняет его или даже делает невозможным. Это значит, что очень скоро он начнет различать полезные и вредные черты – полезные и вредные с точки зрения возможного самопознания, возможного пробуждения, возможного развития. Он увидит такие свои стороны, которые могут стать сознательными, и стороны, которые сознательными стать не могут, а потому должны быть устранены. Наблюдая себя самого, он должен всегда помнить, что его изучение себя самого есть первый шаг к его возможной эволюции.
Теперь нам нужно рассмотреть эти вредные черты, которые человек в себе находит.
Вообще говоря, все они являются механическими явлениями.
     Первое, как уже было сказано, это ложь. Ложь неизбежна в механической жизни. Никому не дано избежать ее, и чем больше кому-то кажется, что он свободен ото лжи, тем больше он в ней погряз. Жизнь, как таковая, не существует без лжи. Но психологически ложь имеет иной смысл. Она означает утверждение о том, чего не знаешь и знать не можешь, так, словно знаешь и можешь знать.
Вы должны понять, что я говорю не с какой бы то ни было моральной точки зрения. Мы не дошли до вопроса, что является хорошим, а что плохим, само по себе. Я говорю с точки зрения практической – что полезно и что вредно для самопознания и саморазвития.
Начав с этого, человек очень скоро обучается различать признаки, по которым он может знать свои вредные проявления. Он открывает, что чем больше он контролирует то или иное проявление, тем менее вредным оно является, и чем меньше он его контролирует, тем механичнее оно может быть и вреднее.
Когда человек это понимает, он начинает опасаться лжи, и не по моральным основаниям, а по тем, что свою ложь он не контролирует, что это ложь устанавливает над ним контроль, т. е. над всеми другими его функциями.
       Вторая опасная черта, находимая им у себя, это воображение. Очень часто, начав наблюдение над собой, он приходит к выводу, что главной помехой наблюдению является воображение. Он хочет наблюдать за чем-то, а вместо этого начинается воображение по поводу этого самого предмета, и он забывает о наблюдении. Очень скоро он приходит к сознанию того, что люди приписывают слову «воображение» совершенно искусственное и незаслуженное значение творческой или избирательной способности. Он сознает, что воображение представляет собой разрушительную способность, что ему никогда не удастся добиться контроля над нею, что она всегда уводит его от наиболее сознательно принимаемых решений и толкает туда, куда он не собирался идти. Воображение почти столь же дурно, как и ложь; на деле это ложь самому себе. Человек начинает воображать нечто с тем, чтобы доставить себе удовольствие и очень скоро он начинает верить тому, что воображает, хотя бы частично.
     Далее, или даже до того, обнаруживаются многие очень опасные последствия выражения отрицательных эмоций. Термин «отрицательные эмоции» означает всякого рода эмоции насилия или депрессии: жалость к себе, гнев, подозрительность, страх, досада, скука, недоверие, ревность и т. д. Обычно это выражение отрицательных эмоций принимается как нечто вполне естественное и даже необходимое. Люди часто называют его «искренностью». Конечно, с искренностью оно не имеет ничего общего: это просто признак слабости человека, дурного нрава и неспособности держать при себе свои обиды. Это осознается, когда человек старается противостоять этим эмоциям. И тем самым он получает еще один урок. Он осознает, что недостаточно наблюдать механические проявления, что нужно им сопротивляться, потому что без сопротивления невозможно их наблюдать. Они происходят столь быстро, так привычно и так незаметно, что их нельзя увидеть, если не предпринимать усилий по созданию для них препятствий.
       Вслед за выражением отрицательных эмоций человек замечает у себя и у других людей одну любопытную механическую черту. Это разговоры. В самих по себе в них нет ничего плохого. Но у некоторых людей, особенно у тех, кто замечает ее в последнюю очередь, разговоры становятся настоящим пороком. Эти люди болтают все время, повсюду, работая, путешествуя, даже во сне. Они не перестают говорить с кем-нибудь, пока есть с кем, и даже когда не с кем, они разговаривают сами с собой.
Все это также нужно не только наблюдать, следует и сопротивляться болтовне, насколько возможно. Пока нет ей сопротивления, никакое наблюдение невозможно, а все результаты наблюдений немедленно испаряются в разговорах.
      Трудности, возникающие по ходу наблюдения за этими четырьмя проявлениями – ложью, воображением, выражением отрицательных эмоций и ненужной речью, – показывают человеку его абсолютную механичность и даже невозможность борьбы против неё без помощи, т. е. без нового знания и действительного содействия. Ибо даже в том случае, если человек получил какой-то материал, он забывает его использовать, забывает наблюдать себя. Иными словами, он снова засыпает, и его нужно все время будить.
     Это «засыпание» имеет собственные определенные черты, каковые неизвестны, или. по крайней мере, не зарегистрированы и не названы в обычной психологии. Эти черты требуют специального изучения. Первая из них называется отождествление.
«Отождествление» или «отождествлённость» – это любопытное состояние, в котором человек проводит более половины своей жизни. Он «отождествляется» со всем: с тем, что он говорит, чувствует, во что верит и не верит, желает и не желает, что его привлекает, что отталкивает. Все поглощает его, и он не может отделить себя от идеи, чувства или поглотившего его объекта. Это значит, что в состоянии отождествления человек не способен смотреть непредвзято на объект его отождествления. Трудно найти такой пустяк, с которым человек не мог бы отождествляться. В то же время в состоянии отождествления у человека еще меньше контроля над своими механическими реакциями, нежели в любое другое время. Такие проявления, как ложь, воображение, выражение отрицательных эмоций и непрерывные разговоры нуждаются в отождествлении. Без него они не могут существовать. Если человек сумеет избавиться от отождествления, он может избавиться от множества бесполезных и глупых проявлений.
      У нашей жизни есть одна важная черта, которую мы не замечаем, мы постоянно находимся в состоянии отождествления, потери себя в происходящем, только объект отождествления постоянно меняется. Отождествившись с какой-то своей проблемой, мы забываем о больших проблемах, о проблемах других людей, обо всём, отождествившись с мыслью, не можем помнить  все другие мысли, то же происходит с чувствами, настроением, наши негативные эмоции невозможны без отождествления, в этом состоянии человек превращается в вещь, находясь в двух шагах, может не слышать, как к нему обращаются, Люди отождествляют себя со словами когда спорят, мы можем отождествиться с чем угодно.  В таком состоянии человек не может вспомнить себя. Отождествление с людьми, с их отношением, внутренние “счёты” с людьми, называется внутреннее учитывание, это механические мысли и чувства о том, что люди не оценивают нас достаточно, не думают о нас достаточно, не заботятся о нас достаточно, постоянное ощущение обманутости. Человек внутренне требует, что бы все видели какой он замечательный, чтобы выражали ему уважение и восхищение. Человек отождествляет себя с тем, что другие о нём думают, с тем как относятся, как он выглядит в их глазах, как с ним обращаются.
Чтобы выйти из состояния отождествления, человек должен освободиться от своих бесчисленных мелких привязанностей, которые его там удерживают, он привязан ко всему в своей жизни – к своему воображению, к глупости, даже к страданиям. Привязанность к вещам поддерживает жизнь тысяч бесполезных я внутри человека, эти я должны умереть, чтобы родилось большое Я, что такое эти я будет сказано далее. Контроль внимания и отождествление несовместимы, отождествление механично, а контроль осуществляется нашими усилиями. Когда вы начинаете самонаблюдение, некоторые формы отождествления уже становятся невозможными. Хотя для осознания нужна энергия, но больше всего мы её тратим на отождествление, если мы потеряны в происходящем, энергия бесполезно расходуется, если же мы осознаём себя и происходящее, мы изменяем качество нашей жизни, и при этом энергия экономится…
   Человек может испытать состояние отделения от машины, когда он отстранённо наблюдает за телом и его работой, движениями, мыслями, но ощущает себя при этом именно наблюдателем, а тело и всё что с ним происходит, кажется ему удивительным и чужим…

   Так как однажды Человек целиком впал в сон, то если он не проснется, то уже не будет больше сколько-нибудь полезным и будет отнесен в сторону, уничтожен или истреблен самим собой либо войнами. Человек подходит к критической точке в нашем Луче Творения – к толчку, который чрезвычайно труден хотя бы только потому, что человек был предназначен (задуман) так, чтобы держать связь между высшим и низшим, чтобы быть Третьей Силой между верхними и нижними частями мирозданья. Эта идея и помогает человеку вспоминать самого себя, то есть превратиться в ЧЕЛОВЕКА.

   Самонаблюдение очень трудно. Чем больше вы будете стараться, тем яснее это увидите.
   В настоящее время вам следует практиковать его не для получения результатов, а чтобы понять тот факт, что вы не в состоянии наблюдать себя. В прошлом вы воображали, что видите и знаете себя.
   Я говорю об объективном самонаблюдении. Объективно вы не можете видеть себя ни на одну минуту, потому что это иная функция, функция мастера.
   Если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя в течение пяти минут, это неверно; если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя двадцать минут или одну минуту, это одинаково неверно. Если вы просто поймете, что не сможете наблюдать, это будет правильно. Прийти к этому пониманию - вот ваша цель.
   Для достижения этой цели вы должны прилагать непрестанные старания.
   Когда вы будете проявлять старания, результатом не будет самонаблюдение в подлинном смысле слова. Но старание укрепит ваше внимание; вы научитесь лучше сосредоточиваться. Все это пригодится позднее. И только тогда можно будет начать вспоминать себя.
   Если вы будете работать добросовестно, вы будете вспоминать себя не чаще, а реже, потому что вспоминание себя требует многого. Оно не так-то легко, оно дорого стоит.
   Упражнений в самонаблюдении достаточно вам на несколько лет. Не пытайтесь заниматься ничем другим. Если вы будете работать добросовестно, вы увидите, что вам нужно.
   Сейчас вы обладаете только одним вниманием - или в теле, или в чувствах.
   Вопрос: Как можно приобрести внимание?
   Ответ: Люди лишены внимания. Вашей целью должно быть его приобретение. Самонаблюдение возможно лишь после приобретения внимания. Начинайте с мелочей.
Ваши нервозные и беспокойные движения сознательно или бессознательно заставляют каждого человека видеть, что вы не обладаете авторитетом, что вы просто клоун. С этими беспокойными движениями вы не можете быть кем-то. Первое, что вам надо сделать, - остановить эти движения. Сделайте это своей целью, своим идолом. Заставьте свою семью помогать вам. Только после этого вы, может быть, сумеете приобрести внимание. Это - пример деланья. 
   Постарайтесь сначала осуществить самые небольшие вещи. Если вашей целью с самого начала будет что-то большое, вы ничего не достигнете. Ваши проявления будут действовать подобно какофонической музыке и вызовут у соседей ненависть к вам.
   Вопрос: Что же я должен делать?
   Ответ: Есть два вида деланья: автоматическое деланье и деланье в соответствии с целью. Возьмите какую-нибудь небольшую вещь, которую вы сейчас не в состоянии делать, и превратите ее в свою цель, в своего идола. Пусть ничто вам не мешает, имейте только эту цель. Если вам удастся сделать это, я дам вам более значительную задачу. Сейчас вы чувствуете желание делать слишком большие для вас вещи: это ненормальное желание. Вы никогда не сможете сделать их, и такое желание удерживает вас от того, чтобы делать небольшие вещи, которые вы могли бы делать. Уничтожьте это желание, забудьте о больших вещах. Поставьте своей целью уничтожение какой-нибудь мелкой привычки.
   Вопрос: Кажется, самый худший мой недостаток - чрезмерная разговорчивость. Если я постараюсь говорить поменьше, будет ли это хорошей задачей?
   Ответ: Для вас - несомненно. Вы все портите своими разговорами. Эти разговоры создают преграды вашим делам. Когда вы слишком много разговариваете, из ваших слов исчезает весомость. Постарайтесь преодолеть эту привычку. Если вы сумеете это сделать, на вас изольются многие благословения. В самом деле, задача очень хорошая. Но это большая вещь, а не маленькая. Обещаю вам, что если вы добьетесь этого, даже если меня здесь не будет, я узнаю о вашем достижении и пошлю вам помощь, чтобы вы знали, что вам делать дальше...