Техникум

Борис Шмуклер
   В 1952 году, после окончания семилетки (мне было 14 лет), я поступил в Севастопольский судостроительный техникум (позже его закончил мой брат Игорь, а ещё позже и мои сыновья). Сказать, что меня в детстве привлекала техника, будет не верно. Я с детства любил рисовать и всегда в школе участвовал в оформлении стенгазет. Но наставников у меня не было, а в Севастополе не было художественной школы.
   В этот же год мы переехали жить в двухкомнатную квартиру с печным отоплением в домик для двух семей. Домик имел уютный дворик. Сейчас нет ни домика ни дворика. На этом месте возвели памятник Ленину, к которому ведёт шикарная лестница "Синопский спуск".
   Я поступил в техникум вместе со своим другом Аркадием, но мы выбрали разные факультеты. Он выбрал электротехнический, а я кораблестроительный, т.к. мне сказали, что у корабелов много чертёжной работы, а она сродни рисованию. И в самом деле, умение рисовать мне помогало в черчении, а вот большинство моих сокурсников чертить не любили. И потом, когда я учился уже в вечернем институте, после службы в армии, по самому ненавистному для большинства студентов предмету, начертательной геометрии, у меня были хорошие оценки.
   В техникуме меня окружали товарищи более старшие и более серьёзные, некоторые из них уже даже отслужили в армии, и мне, первое время, было тоскливо по весёлой, бесшабашной школьной жизни.
   Большая часть моих соучеников, приехавших из разных районов Крыма и, даже, страны, жила в общежитии техникума,расположенного рядом с учебным корпусом.
   В первый месяц учёбы нас послали в Сакский район на уборку хлопка. На уборке отличились двое ребят, приехавших в техникум из Средней Азии.
   Вечерами в выходные дни и в праздники в фойе учебного корпуса, а чаще в фойе общежития устраивались танцы. Желая казаться взрослыми, для храбрости и развязывания языков, мы завели привычку выпивать перед танцами. Однажды на танцах  я увидел как очень пьяный парень, с видом весёлого дебила, что-то толкует девушке, а она отворачивается, стараясь не дышать исходящим из его рта перегаром.
Ему было весело, а девушка страдала. Меня поразила мысль, что видимо и я похож на этого парня когда выпью. И эта мысль отбила у меня охоту выпивать на всю жизнь.
   А в это время набирал силу государственный антисемитизм под личиной борьбы с безродными космополитами. Официально антисемитизма как будто не было. Под безродными космополитами можно было понимать кого угодно, однако ими оказывались именно евреи. И увольняли с работы под всякими предлогами и не принимали в престижные ВУЗы тоже евреев. В Севастополе, либо из-за его статуса закрытого города, либо из-за его периферийного расположения, эта компания проходила не так остро как в столицах, но некоторые черты этого времени я запомнил на всю жизнь. Так в введениях к курсу во всех без исключения учебниках очень настойчиво доказывался приоритет российских учёных во всех науках и в технике. Исключением составлял учебник физики, в котором были напечатаны портреты зарубежных учёных, внёсших вклад в физику. Я очень долго был уверен, что первый паровоз построили Черепановы, а первый самолёт - Можайский. Мне запомнился такой, очень характерный  эпизод: как-то придя на занятие, преподаватель по электротехнике, которого я очень уважал, смущаясь и краснея, сказал нам, что руководство просвещения наказало преподавателям впредь закон Джоуля-Ленца именовать законом Ленца-Джоупя, аргументируя это тем, что Ленц, хоть и не русский, но был членом Российской Академии наук, а Джоуль просто англичанин. Я помню как началась эпидемия переименований. Французские булочки - франзольки стали булочками городскими, игра Пинг-Понг стала настольным теннисом, гандбол - ручным мячом, ватерполо - водным поло (при том, что и теннис и поло тоже не русские слова), папиросы Норд стали Севером и т.д.
   Но вот когда в 1953 году обвинили врачей-евреев в диверсионной деятельности, я в первый раз в жизни взял в руки газеты. Там я впервые увидел слова "сионизм", организация Джойнт" многое другое, доселе мне незнакомое. Должен признаться, что я, как и большинство населения, верил всему, что написано в газетах. Мне и в голову не могло прийти, что газеты могут лгать, а наши вожди могут быть подлецами. К счастью умер Сталин и справедливость, хоть частично, восторжествовала. Уже во времена Перестройки появились публикации, что тогда готовилось общественное мнение к высылки евреев на Дальний Восток и было подготовлено письмо, которое должны были подписать видные евреи с просьбой о высылке всех евреев подальше от "народного гнева" и назывались несколько фамилий очень известных евреев, которые отказались его подписывать. Если вспомнить, что в СССР уже практиковались выселения немцев, крымских татар, чеченцев и других народов, то выселение евреев не кажется надуманным.
   Надо отдать должное окружающим меня соученикам и преподавателям, что никакого антисемитизма или враждебности с их стороны я не ощущал.
   Ещё в школе, прочитав "Три мушкетёра", я был помешан на фехтовании и в дровяном сарае у меня был целый арсенал самодельных шпаг. И когда в техникуме создали секцию фехтования, я записался и стал регулярно её посещать. И даже однажды занял первое место техникума по фехтованию на рапирах и второе место на первенстве города.
   В 1955 году Севастополь потрясла трагедия. Взорвался и перевернулся в бухте линкор Новороссийск. Погибло очень много моряков. Мы видели торчащее из воды днище перевернувшегося корабля. Среди спасшихся оказался двоюродный брат будущей моей жены Лёня Бакши. Его близкий друг погиб. Эту трагедию командование постаралось скрыть. Хоронили погибших ночью, и только во времена Перестройки трагедия эта стала освещаться в прессе и были названы имена погибших.
   В 1956 году летом я защитил диплом и стал ждать направление на работу во Владивосток. Ожидание, в основном, проходило на пляже и однажды мой соученик Виктор (девчонки прозвали его Виктор Дон Кихот за его рост, худобу и благородство литературного героя) предложил совершить турпоход пешком по Южному берегу Крыма.
До этого Виктор был в подобном походе и на этот раз он выполнял роль ведущего. Мы отправились втроём: Виктор, я и наша соученица Наташа. Т.к. в нашем техникуме учились ребята и девчата, в основном, из Крыма, то почти в каждом крымском местечке мы пользовались для ночёвок их гостеприимством. Мы были в пути неделю и увидели Южный Крым во всей его красе.
   Вскоре пришли документы, что нас принимает Владивосток. Группа новоиспечённых техников в количестве двадцати одного человека, семеро из которых ребята, остальные девчата, отправились завоёвывать Приморский край.