Современный человек

Иван Осокин
3. Современный человек. Описывая человека, в этой системе мы сталкиваемся с невозможностью описать вещи такими, какие они есть, - мы можем описать их только приблизительно.   
 «Современный человек, благодаря определённым, почти незаметным условиям повседневной жизни, которые прочно укоренились в современной цивилизации и стали, так сказать, «неизбежными», постепенно отклонился от естественного типа, как результата влияний места и окружения, в которых он был рождён и выращен, и которые, при нормальных условиях, без каких-либо искусственных помех, самим своим характером указывали бы законный путь развития каждого индивидуума в тот конечный тип, которым он должен стать уже в подготовительном возрасте.

        В наши дни цивилизация, с неограниченным размахом распространяющая своё влияние, вырвала человека из нормальных условий, в которых он должен жить.
        Верно, конечно, что современная цивилизация открыла новые горизонты в технических, механических и многих других «науках», увеличив тем самым мир его восприятия, но, вместо сбалансированного подъёма к высшей степени развития, она развила только отдельные стороны его существа в ущерб другим, в то время как из-за отсутствия гармоничного воспитания некоторые присущие человеку способности были полностью уничтожены, лишив его, таким образом, нормальных привилегий его типа. Другими словами, не воспитывая растущее поколение гармонично, эта цивилизация, которая, согласно здравому смыслу, во всех отношениях должна уподобиться доброй матери, отказала ему в том, что обязана была дать; по-видимому, она лишила его и возможности прогрессивного и сбалансированного развития нового типа, каковое неизбежно имело бы место хотя бы с течением времени и согласно закону общечеловеческого прогресса.
        Отсюда следует неоспоримый факт, что вместо законченного индивидуального типа, каким, как свидетельствуют исторические материалы, человек был несколько столетий тому назад, когда он находил норму в общении с Природой и породившим его окружением, возникло существо, с корнем вырванное из почвы, непригодное к жизни и чуждое всем нормальным условиям существования.
         Одним из самых пагубных результатов одностороннего воспитания является то, что восприятия и проявления современного человека, который окончательно формируется в ответственном возрасте, не являются сознательным выражением его Бытия как законченного целого, но представляют собой лишь результаты автоматических рефлексов той или иной его стороны.
          Психика современного человека расколота на три, так сказать, совершенно независимых «существа», которые никак не связаны друг с другом и разделены как в своих функциях, так и в проявлениях, тогда как, согласно историческим данным, эти три начала составляли у большинства людей, даже во времена вавилонской цивилизации, одно нераздельное целое, которое является, по-видимому, и общим хранилищем всех их восприятий и излучающим Центром их проявлений.
           Благодаря этому одностороннему воспитанию современного человека, по достижении его совершеннолетия эти три независимых источника или центра его жизни, то есть, во-первых, источник «интеллектуальной» жизни, во-вторых, источник «эмоциональной» жизни и, в-третьих, инстинкт или «двигательный» центр, вместо внутреннего сплавления с последующими обычными внешними проявлениями сделались, особенно в последнее время, совершенно независимыми внешними функциями, а качество их проявления стало определяться специфическими внешними условиями.

            Согласно выводам, основанным на детальных экспериментах г-на Гурджиева, равно как и выводам многих других людей, серьёзно размышлявшим над этим вопросом, всякое сознательное восприятие и проявление человека происходит от одновременной и скоординированной работы трёх упомянутых источников, которые и образуют его индивидуальность, причём каждый из них должен играть свою собственную роль, то есть доставлять свою долю ассоциаций и переживаний.
              Полное достижение необходимого и нормального проявления в каждом отдельном случае удаётся только в случае координации деятельности всех трёх источников.

            У современного человека, отчасти из-за его ненормального воспитания в период подготовительного возраста, отчасти из-за широко распространённых ненормальных условий современной жизни, работа психических центров на протяжении ответственного возраста почти полностью разобщена, поэтому его интеллектуальная, эмоциональная и инстинктивно-двигательная функции не дополняют и не корректируют естественным образом друг друга, но, напротив, идут разными путями, которые редко пересекаются, и потому не имеют возможности получить то, что следует понимать под словом «сознание», относительно которого современные люди совершенно заблуждаются.
            Из-за отсутствия координированного взаимодействия этих трёх раздельно сформированных и независимо воспитанных частей психики современный человек представляет собой трёх различных людей в одной индивидуальности; первый из них мыслит в полной изоляции от других частей, второй просто чувствует, а третий действует автоматически, согласно установленным или случайным рефлексам его органических функций.

            Эти три человека в одном должны, в соответствии с предвидением Великой Природы, представлять, взятые совместно в ответственном возрасте, одного человека, каким он должен быть — «человека-без-кавычек», то есть реального человека.
             Эти три центра, которые были сознательно сформированы Великой Природой, чтобы образовать законченное целое, из-за отсутствия в нужное время привычки к взаимопониманию и взаимопомощи вследствие неверных усилий людей и их ложного воспитания, приводят к тому, что в период ответственных проявлений они не только не помогают друг другу, но, напротив, автоматически срывают планы и намерения друг друга; кроме того, каждый из них, господствуя над другими в моменты интенсивного действия, становится хозяином положения, ложно присваивая себе ответственность реального «я».
              Это осознание разобщённой и конфликтующей деятельности центров или источников, которые должны представлять психику человека и, в то же время, полное отсутствие даже теоретического представления о необходимости воспитания, соответствующего этим отдельным, относительно независимым частям, не говоря уже о неспособности применить его практически, неизбежно должно привести к выводу, что человек не является господином самого себя.
            Он не может стать господином самого себя, ибо не только не способен контролировать центры, которые должны функционировать в полном подчинении его сознанию, но даже не знает, какой из центров управляет всеми ими.

            Система, применяемая в Институте гармонического развития человека для наблюдения за психической деятельностью, ясно демонстрирует, что современный человек никогда не действует по собственному усмотрению, но лишь осуществляя действия, стимулируемы внешними побуждениями.
             Современный человек не мыслит, но что-то мыслит за него; он не действует, но что-то действует через него; он не создаёт, но что-то создаётся через него; он не достигает, но что-то достигается через него.

             У новорождённого ребёнка эти три части психики можно сравнить с системой чистых граммофонных валиков, на которых со дня его появления на свет начинает записываться внешнее значение предметов и субъективное понимание их внутреннего смысла или ощущение результатов действий, происходящих как во внешнем, так и во внутреннем мире, уже формирующемся в нём; всё это записывается в соответствии с соотношением между характером этих действий и характером различных систем, которые формируются в человеке.
             Все виды этих записанных результатов окружающих действий остаются неизменными на каждом из «хранилищ-валиков» в течение жизни, в той же последовательности и в том же соотношении с ранее записанными впечатлениями, в которых они были восприняты.
             Все впечатления, записанные в этих трёх относительно независимых частях, составляя психику человека, позднее, в период ответственного возраста, производят все виды ассоциаций в различных комбинациях.
              То, что именуется «разумом» в человеке, равно как и в любых других формах жизни, есть не что иное, как сосредоточение результатов впечатлений различного качества, воспринятых ранее; их возбуждение и повторение вызывает в человеке разные виды ассоциаций.
             Записанные впечатления имеют три источника происхождения и подвержены трём закономерным влияниям.

              Одна категория ассоциаций формируется впечатлениями, воспринятыми непроизвольно и непосредственно из внешнего мира, равно как и возникающими во внутреннем мире человека в результате некоторых постоянных и автоматически повторяемых ассоциаций.
               Вторая категория формируется сознательно воспринимаемыми впечатлениями, либо возникающими из внешнего мира, либо кристаллизующимися во внутреннем мире человека посредством преднамеренного активного мышления и осознания реальности.
               Третья категория берёт начало исключительно в процессах так называемого «трансформированного сознания», то есть в сопоставлении однородных впечатлений всех происхождений, которые уже были зафиксированы, в то время как между их внутренними и отдельными центрами поддерживается непрерывный контакт.
                Отложение в целокупности человека трёх различных категорий впечатлений, перечисленных выше, для последовательных проявлений психики человека, подтверждает, среди прочего, реальное различие трёх установленных состояний сознания человека и определяет их качество и знание.

           Методами Института гармонического развития человека всякий может вполне надёжно и без малейшего сомнения установить, что сознание человека состоит из трех определённых способностей проявления, и эти способности формируются и определяются ассоциациями впечатлений, которые имеют своё происхождение в одной из трёх упомянутых категорий.

            Одно из трёх состояний сознания, которое, в объективном смысле, считается наивысшим и наиболее желательным для человека, основывается исключительно на ассоциациях ранее воспринятых впечатлений третьей категории.
            Второе состояние сознания составляется из ассоциаций впечатлений второго порядка, упомянутого выше, то есть из впечатлений, воспринятых сознательно.
             К третьему состоянию человеческого сознания можно отнести род сознания, для которого современный человек, стремясь подчеркнуть его особое значение и ничуть не сомневаясь в правильности своего наименования, применяет выражение «бодрствующее состояние сознания». Это состояние сознания, которое современный человек квалифицирует как высшее, показало себя, согласно научно организованным и тщательно проверенным исследованиям, продуктом постоянно повторяемых, непроизвольно и случайно воспринимаемых, равно как и искусственно создаваемых и «выученных наизусть» впечатлений.
             Большинство людей, вследствие постоянно ухудшающихся условий существования, привыкло отдавать приоритет этому сознанию, которое достигается только что упомянутыми впечатлениями, то есть «выученными наизусть» непроизвольными восприятиями случайных впечатлений, получаемых из нашего окружения.

            У человека, который достигает высшей степени сознания посредством ассоциаций, составленных из впечатлений первого рода, процессы воображения, воспоминания, суждения, рассуждения и мышления являются ничем иным, как автоматической кристаллизацией, происходящей из его так называемых «сосредоточенных усилий», каковому процессу он и присваивает громкое имя «внимание», тогда как уже кристаллизованные и автоматически воспринятые впечатления и упомянутые проявления являются ничем иным, как результатом ранее повторяющихся и случайных впечатлений, другими словами, все процессы этого внутреннего мира человека являются автоматическим обозрением различных комбинаций часто повторяемых переживаний, так сказать, «устаревших» впечатлений. И проявления этого человека в обычной жизни, все его импульсы, мысли, чувства, слова, убеждения, верования и поступки составляются исключительно из материала таких впечатлений в различных комбинациях, кристаллизованных в его целокупности.
             Эти комбинации формируются под влиянием случайных толчков, которые более или менее интенсивно приводят в движение ту или иную группу ранее воспринятых впечатлений, которые в данном случае становятся центром ассоциаций.
              Каждый новый толчок, или толчок разной степени интенсивности, вызывает ещё одну ассоциацию и, следовательно, другой ряд мыслей, чувств и действий и т. д., и никакой центр у обладателя такого сознания не может добавить что-либо своё или что-либо новое к сформированным таким образом комбинациям, и никакой центр не может, даже действуя в момент своей наибольшей интенсивности, извлечь материал, сформированный в других центрах.
             Отсюда следует, что, поскольку восприятие мира у обладателя такого сознания всегда приходит с одной его стороны или, другими словами, так как обладатель такого сознания осуществляет три разных процесса восприятия, которые имеют мало общего или ассоциируются случайно и частично, то каждое из его суждений, как продукт лишь одной стороны психики и части материала, находящегося в его распоряжении, неизменно является односторонним и, в результате, ошибочным.

           Из того, что было сказано, всякому здравомыслящему лицу очевидно, что для истинного воспитания человека необходимо развивать в каждом отдельно сформированном центре естественную потребность смешивать функции одной стороны с другими, чтобы проявления трёх частей, сформированных отдельно согласно законам природы в психике человека и неизбежно требующих отдельного воспитания, были бы гармонично объединены и в период ответственной жизни работали бы совместно, в соответствии со своими нормальными способностями.
            Только такое отношение к подготовке человека к ответственной жизни может привести разные источники, образующие психику человека, к должному уровню проявления, поскольку только в этом случае три главных колеса человеческой машины будут работать гладко, не мешая друг другу, и давать наивысшую продуктивность в своих отдельных функциях, равно как и в достижении того уровня сознания, которое возможно для человека, но которого человек в обычных условиях не достигает.

             Принимая во внимание то, что у каждого индивидуума степень развития каждой части индивидуальности различается и что его ассоциации также различаются, мы вынуждены прийти к заключению, что работа воспитания и перевоспитания должна быть строго индивидуальной, и не может быть иной.

            Все недостатки в функционировании человеческой машины, вызванные условиями повседневной жизни, со временем возрастают, и любые исправления в работе машины требуют постоянной и решительной борьбы со всеми возникающими дефектами.
             На основании так называемого «экспериментального материала», переданного из прошлого, вместе с многочисленными исследованиями, проведёнными в наши дни в Институте гармонического развития человека, категорически установлено, что человек не в состоянии вести вышеупомянутую борьбу самостоятельно. С другой стороны, ему не поможет в работе над собой никакой из методов самотренировки и саморазвития, которые в последнее время широко распространились в мире и которые рекомендуют определенные способы и процессы, такие как всевозможные физические упражнения, упражнения в медитации и сосредоточении, дыхательные упражнения, разные системы диеты и т. п.
             Применять эти методы к любому, не принимая во внимание индивидуальных потребностей и особенностей, не только бесполезно, но и опасно, ибо неумелые попытки при ремонте человеческой машины, хотя и производят некоторые изменения, неизбежно вызывают другие, ненужные изменения, которые неопытное и невежественное лицо не в силах ни предсказать, ни избежать.

              Необходимо помнить, что человеческая машина, функционирует ли она правильно или неправильно, сама по себе пребывает в механическом равновесии, и, следовательно, любое изменение в одном направлении вызывает изменение в другом направлении, и поэтому очень важно предвидеть это и этому противостоять.
             Чтобы избежать нежелательных результатов и неожиданных последствий в работе над собой, необходимо подчинить себя дисциплине специальных и строго индивидуальных методов, нацеленных на развитие новых способностей и особых «сил инерции», посредством которых, под руководством опытного учителя, старые способности могут быть отрегулированы и изменены, другими словами, необходимо развивать новые способности, которые недостижимы в обычной жизни и которые человек не может развить без помощи или с помощью какого-либо обычного метода.
            Именно в том и состоят главные особенности метода, применяемого в Институте гармонического развития человека согласно системе Г. Гурджиева, что он ведёт к обнаружению в человеке нераскрытых до сих пор способностей, которые существенны для его ответственной и относительно нормальной жизни.
             С этой целью и имея в виду свои проверенные возможности, программа Института гармонического развития человека включает практическое применение специальной «линии работы», из которой для каждого лица тщательно выбирается определённый тип работы согласно его индивидуальным способностям — работы, которая соответствует тем частям его ненормально сконструированной психики, автоматическая деятельность которых должна быть усилена или ослаблена.
            С этой же целью программа содержит медицинский раздел, так как для многих людей необходимо, прежде чем начинать развитие естественных способностей, предварительно исправить существующие функциональные расстройства, без чего невозможно достичь продуктивной работы, направленной на желаемое гармоническое развитие.
             Имея в виду только что сказанное, необходимо отметить, что любая работа по самосовершенствованию человека полезна только тогда, когда руководство основано на всестороннем знании человеческой природы и находится в строгом соответствии с индивидуальным определением физических и психических свойств данного лица, а также обстоятельств и условий его внешней жизни в будущем, насколько их можно предсказать.