Приенисейский край. Культура и искусство

   
Анатолий Статейнов.                Публицистика.

                Приенисейский край: культура и искусство.

Вступление.

                Культура на Енисее.

    Поиски начала, трудные.  Но они при подготовки  этой книги обязательны.    Нужно же сказать с чего загорелись и до сих пор  радуют теплом сибиряков  культура и искусство Приенисейского края.  За такие заботы  берутся  только чудаки типа меня или моего брата Вали. Правда, каждый в своем увлечении. 
    Он женился восемь раз и в каждой семье оставлял по одному, два, а то и три ребенка. Плодовитый черт. К тому же очень опытный и талантливый организатор собственной  веселой жизни. Не зависимо от своего возраста женился только на восемнадцати – девятнадцатилетних  девушках. Последняя его свадьба гремела, когда Вале было шестьдесят два. Невесте Марине – не полных девятнадцать. Теща Вали была моложе его на двадцать один год. Вы бы видели, как эта, ни в чем не повинная женщина, поседела  в аккурат за две недели  хлопот к свадьбе. Только не нужно ни в чем обвинять теперь покойного Валю, весь мир построен на противоречиях.  Мама одна воспитывала свою дочь и полностью пожинала плоды своего воспитания. Мне так думается.
    Встретились Валя и Марина возле педагогического университета, когда Валя гулял тут с сынишкой, ожидал с занятий законную на тот момент жену Виолетту. Сынишка сидел в коляске, посасывал сосочку и бестолково  крутил головой, не понимая, что его жизнь раз и навсегда меняется. Не в лучшую сторону. Его милый и чудесный папа, скоро передаст сынишку маме навсегда.  Любимый сейчас папочка со временем перейдет в разряд не любимых.
   Будущие молодые, Валя и Марина,  встретились и уже не разошлись. Нет-нет, не убеждайте меня в обратном. Вот так, запросто, соблазнить на свадьбу восемь молодых девушек, работа сродни  изобретению  новейшего ядерного реактора. Реактор этот только многодумным людям под силу, докторам наук, академикам. Имеющим мужество высиживать по двадцать четыре часа за рабочим столом. Лауреатам каким-то Валя у подружек и был. Вечным лауреатом. Они всегда были рады его улыбке.
  Чтобы жениться, надо много чего обдумывать, я – человек нерешительный, с первого взгляда, возле забора педагогического университета, любовью не зажгусь. Думать примусь, лоб морщить, а что из этого вытает?  Так загоняю себя дурными мыслями, будто две смены подряд в шахте отхватил.  Потому  до сих пор сирота.  Некогда было жениться, все работал, ездил по стране и краю, месяцами в командировках кувыркался. А теперь уже поздно заводить семью,  Что мне жене каждый день говорить, даже не знаю. А если она кричать начнет? Ручку мою спрячет?  Без ручки я как к пожизненному заключению приговоренный.  Нет уж, поздно что-то менять в моей жизни.  Я её не сам выбрал, Небо так поставило свою точку. И мне нужно просто покориться. Можно закусить удила, встать на дыбы. Пропрыгаю в личных обидах, а кто тогда книги писать будет.
 Мы -  работой  увлеченные,  зашлакованные ею  люди.  Как забивают себя спокойные и безынтересные холестерином, там мы собственную голову работой.  Не факт, что ты вообще что-то найдешь, когда решишься вникнуть в историю. А если и спроворишь  что-то, тут же, как из преисподней,  поднимутся негодующие: Да кто ты такой, чего ты туда полез?  Крыса бумажная.   Родила Татьяновка идиота. Сядь, не вычирикивайся. Тут профессора не разобрались, а тупорылым лучше хвосты прижать, не смешить добрых людей.
 Скудоумные мои обвинители.  Ни один, самый мудрый, не знает, что такое время. И что притормозить его можно только напряженной работой. Идешь по поляне, не увидел маленькое гнездышко и растоптал его. Для будущих птенчат время, так и не разогнавшись, округлилось в сплошной ноль. Если вот так, смаху, уронить себя в прошлое, изучить внимательно рисунки древних: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, которые кто-то назвал солярные или солнечные, постараться вникнуть в их суть. Начнешь понимать, что с тех веков и до нынешнего дня прошли сотни тысяч лет. Для истории -  миг. Он может и не остаться ни где, этот миг. Сейчас эти сотни тысяч лет хранятся только в едва-едва обработанном камне. По одному ему и приходится судить о развитии человека и человечества.
   Развалится наша планета, опять прекратимся в космическую пыль, и история Земли тоже пыль.  Появились мощные телескопы, и, которые ученые, могут видеть, как рушатся в далеком космосе целые галактики, что уж там про маленькую  Землю говорить. А души-то наши куда деваются, не в пылинках же таятся? Песни сегодняшние искристые, в каких печах сгорают и уходят в небытиё.  И позавчерашние трубные песни древних, под трогающие души барабанную дробь. Кровь стыла в жилах древних от возбуждения барабаном. Они забывали, что смертные, что жить хочется и нужно. Бесстрашно сражались  против врагов племени.
   Заметил, когда поднимаю возле подмытого берега какой-то камень, обработанный под налима или медведя, не думаю о людях, что его делали, О сотнях тысяч лет, меня и их разделяющих. Я вижу работу древнего человека, она для меня живая. Сделанная всего за миг до моего подхода.  В этом камне и спрессованы сотни тысяч лет. Человек свои-то шестьдесят – восемьдесят лет не способен обдумать. Вроде много работал, время-то было, во всяком случае, так казалось, На деле все мелькнуло как неизвестный  огонек в лесу.  Как говорил ещё один философ, протопоп Аввакум, « все исше яко цвет».  В жизни и в событиях жизни одного человека. Что говорить про бездну времён Космоса!  Нам  они малодоступны или не доступны совсем. Может и правда, нужно было махнуть на все рукой и по девкам бегать, как Валя. В конце –концов именно для этого мы и были рождены. А во все остальное вляпываемся по слабости характера. Но стопроцентный Валя из меня не получится.  А кто бы я был сегодня без ручки и бумаги.
   Папа мой, знал  философию лучше меня, объяснял понятней для простых людей.   Он считал, что временные категории в тысячи и тысячи лет – это понятия нашего ограниченного мозга. Для вселенной миллиарды лет – миг, который не растягивается и не усыхает. Просто миг. Сейчас говорят, что всему космосу, окружающему нас,  13,5 миллиарда лет. В переводе на вечность космического времени, это опять миг. Хотя я   уверен, что эту цифру взяли с потолка. Древние славяне знали о космосе больше, чем  мы, сегодняшние. У них были совсем другие цифры. Они точно ведали, есть у человека душа или нет. Отцы христианства все это спрятали и суют нам дурь об аде и рае. Рисуют  какого-то Адама, Еву, вечно изображенную  в чем мать родила,  не разъяснив простолюдинам, что за их именами  действительно спрятано. Закрыли от нас истинные знания, которые же у русов и украли. А спрятали  действительно много. Для надежности все наши знания сожгли. При  князе Владимире все библиотеки русов мигом стали кострами. И библиотекари там  же горели.  И волхвов жгли прямо на их философских рукописях. Христианство для русов – это реки и реки крови. Для кого оно делалось это христианство?  В одном убежден точно, только не для нормального человека.
 Папа был тверд во мнении: все окружающее нас  - большое искусство. Красиво сделанная грядка, нежная любовь Валентина к женщинам – искусство? Закипевшие весенней песней жарки на болоте – искусство, улыбки девушки – самое высокое искусство.  А умиляющее сердце улыбка малыша?
   Берега маленькой речки, в облитой белым черемухе – тоже искусство. Тогда получается, что красота природы, гармония её, тоже кем-то умно делается. Человек, в принципе, мог и не жить на Земле. Ходили бы по ней только козы и обезьяны. А жарки бы все равно цвели, черемуха  белела веснами,   ручьи журчали, заросшие разноцветом болота красовались молчаливо.   Кто и зачем создавал природу, с такой  избыточной   изумительной красотой? Кто ещё, кроме нас, смотрит на эту красоту? Папа так и не разгадал. Если кто-то сподвигнет себя на подвиг, разложит все перед нами, простолюдинами, по полочками, многое откроется. Не мифическая, вечно тянущаяся к блуду Ева, а правда.   Сейчас природа снова и снова воссоздает себя, но строго по какой-то инструкции. В ней  на первом месте  - красота.
   Не способны мы были с отцом сделать такой  важный вывод из увиденного.  Зато знаем, начиналось все это с хорошо разогретой космической пыли. Которая ни с того ни с сего, начинает с громадной скоростью кружиться, уплотняться,  создавать звезды и планеты. Потом их движение придет в порядок, планеты станут остывать, снова на них появится вода, земля, цветы, красота. Люди пока так и не знают, кто заставляет эту пыль кружиться, кто потом засевает поляны  свежей нежности цветами. Главное – зачем? Причем один рецепт! Для всех Вселенных, всех галактик, всех солнечных систем.               
   Древние были более близки к разгадки тайн земли. Танцы шаманов вышли из космических наблюдений за рождением галактик. В буйстве прыжков  серьезного шамана можно прочитать все движения  Космоса.  Хотя сам шаман об этом ни бельмеса. Тут мои рассуждения.
  Вечно критикующие, крикуны разные  – тоже часть неземной красоты. Когда мы в издательстве делали ярко иллюстрированные фотоальбомы «Сказание о Сибири и Дальнем Востоке», после восьмого тома крик поднялся. Дескать, почему во главе редакционной коллегии в этих книгах  Статейнов, а не более известный человек, с докторскими диссертациями по истории.
   Задумал тринадцатитомник  -  я. Материалы  собирал, писал, систематизировал,  выводы делал -  я. Причем тут известный доктор наук? Правда, пока эти тринадцать томов мы так и не доделали. Вроде и немного осталось, а деньги на них так и не зарабатываются.
  Сейчас вот так, прямо,  уже  не рубят по - живому, свыклись. Многие даже заговорили, что я действительно протоптал свою тропочку в истории Сибири.  Зато  другое критикуют: и то не так, и это наперекосяк. Позвонил на днях одному теоретику в Красноярске, надо было кое-что из христианства  уточнить.  Он всего два предложения выслушал. Заорал как блаженный при виде кусочка хлеба.
 -  Ты какие бредни несешь? Необразованный, без научного звания. Изучи сначала закон божий, научись правильно креститься и трубку бросил.
  Но я же все равно на его лыжах не поеду. Свои, слава богу, есть. Без него изучал и гностиков, и мандрианство и прочее. Уточнить хотел свою версию, что ведизм начали выворачивать наизнанку примерно за две тысячи лет До Христа.  Таким вот нескладухой и качусь по жизни.
  Меня, например, не убедишь, что китайский народ самый древний на Дальнем Востоке.  Почему тогда в курганах Китая, Тувы, Монголии, Средней Азии. Тем паче Азербайджана, вокруг всего Каспия, если курганы  старше полутора – двух тысяч лет,  лежат только белые цари. Особенно в Долине царей в Китае, куда сейчас допуск всем иностранцам запрещен. Откуда такая таинственность на государственном уровне? Какие секреты китайцы прячут от мирового сообщества в этой долине? Если вы читали книги их отца истории Сыма Цяня или Цыма Цаня, то убедились, что в его сказках Китаем все время правят какие-то династии. Без расшифровки, кто эти цари по национальности, откуда появились, кого победили. Почему вообще состоялась война.  На самом деле такого автора, Сыма Цаня, сроду не было, это фальшивка. Цань, такой же литературный герой, как и Иисус  Христос.
  С древнекитайского на современный китайский его переводил наш отщепенец монах Иакинф.  В свое время он был осужден в России церковным судом на пожизненное заключение. Как я понимаю, возглавляя православную церковь в Китае, продавал на сторону имущество церкви и прикарманивал ежедневные её доходы, сборы от мирян.  Деньги тратил  на развлечения. Если брать наше время, то это привычный для глаз и уха проходимец. Вон их, целая выставка: Горбачев, Шеварднадзе, Яковлев, Черномырдин.
    Но «авторитетные» тогда  в России люди вытащили  Иакинфа из церковной тюрьмы, Иакинф занялся научной работой. Причем при переводе  Сыма Цаня с древнекитайского на современный китайский,  Иакинф в переводах «отца» китайской истории, допустил немало оплошностей.               
Например, случай, который я уже описывал в своих книгах. Дескать, один из древних императоров выехал к войску в дождь. Ему протянули параплюй, зонтик, от его отверг и правильно сделал: все войско стоит без зонтов, а я  с зонтом! Слова параплюй в китайском нет. Ни в современном, ни в древнекитайском.  Это французский язык. Когда иезуиты переводили  свои труды на древнекитайский, очевидно с французского,  они оставили это французское слово, видимо не нашли ему аналог. Так вот, из- за ошибки  Иакинфа был открыт простолюдинам большой секрет тайных обществ: фальсификация современной истории.   Вы не найдете ни одной книги по истории, где было бы сказано, что скифы владели Китаем. Все рукописи выжжены, превращены в пыль, остаются  якобы китайские источники, написанные иезуитами.
  А кого тогда разбил Чингисхан, когда захватывал Китай? Тут мы все отличники. Китайцев, конечно же, кого же ещё? Нет, братья мои. Не китайцев, хотя их очень много пострадало  от монголов, а правящую династию Цзинь или Цзи.  Чжурчженей, они руководили китайской династией. Белокурых и голубоглазых чжурчженей.  Кого брали в жены и наложницы  военные начальники Чингисхана, когда захватили Пекин?  Молодых женщин и девушек, дочерей  и жен «чжурчженских разбойников». Потому что они были белокурые и голубоглазые. Во-вторых, все, как одна, великих княжеских кровей. Родословные их насчитывали сотни и сотни лет.  Полководцы Чингисхана, дети их, были, как и мы,  сплошь простолюдины. А после захвата Пекина заметно поднялись  в социальной иерархии. Ведь теперь чжурчженские женщины рожали им князей и княгинь.
 Также  было, например, когда я в своих книгах по истории Сибири и Дальнего Востока заводил разговор о древней письменности Сибири. До сих пор  доктора наук и академики рвут рубахи на груди, что ее не было и нет. Насмерть стоят на  вранье. Особо любопытным головы сворачивают. Исподтишка, но лихо.  Мы с профессором Николай Ивановичем Дроздовым об этом долго спорили. Он историк,  знает «правду». Показываю ему расшифровки   Геннадия Гриневича, вот она, письменность скифов. Он и его дураком навеличивает.
   Когда-то я спрашивал  у известного  сибирского историка Николая Новгородова была ли письменность  у скифов. Он ответил: как же, обязательно была. Но  «как же»  - ни чем не подтвержденный факт. Недавно он мне снова написал.   Беррос, жрец храма Мардука Вавилоне, это отметил. Книга самого жреца не сохранилась.  Но на неё ссылались некоторые  греки. Вот они, в ссылке на Берроса указали, что самые древние книги на земле хранились в Скифии.  Где эти книги? Сожгли с приходом христианства. Но кто подначивал христиан? Кто специально создал  христианство, дабы начисто переписать историю мира? Скифы, как первый народ на земле отрицаются. Книги их, как первые книги человечества, отрицаются. Остаются выдуманные, как в детском садике, мифические Адам и Ева.                                Выдуманная эта религии нанесла громаднейший вред истории человечества. Библиотеки сожгли – значит, ничего нет.  Вот и создают новую историю, в котором несуществовавшему древнему Китаю, отводится роль  самого грамотного государства  в мире.
   Это повторилось и с профессором, доктором исторических наук Геннадием Федоровичем Быконей. Но Быконя  в последнее время  стал  прогрессивнее, он ведь тоже много читал и читает, и пишет. Раскумекал что к чему. Быконя  - работоспособный автор, он уже написал уйму книг и ещё пишет. Увы, мне, тридцать лет изучаю историю Сибири, издал по ней много книг, а научного звания нет, значит не авторитет. Не захотел бы, да разведешь руки: вся жизнь наперекосяк. Но был и ещё один исследователь - самоучка, Егор Классен, он тоже самое, что и Гриневич, писал и доказывал.  Хотя жили они в совсем разные времена. Я много изучал Классена и даже сам издал его книгу. Надеялся, что людям будет интересна правда истории, так оно и оказалось.
    Ещё пять – десять лет назад существовало одно мнение: первая письменность на Дальнем Востоке и в Сибири появилась у китайцев. А дальше уже ее переняли мы, недалекие, то есть скифы. Начисто отметая правду, что первая империя скифов протягивалась от Лондона и до берегов Желтого моря в Китае. Китайцев, как нации, в то время еще не было. Они сформировались как народ из потомков скифов и тайцев. Это показывают и генетические исследования крови китайцев. Там кровь скифов и тайцев.  Вот откуда пошли китайцы, тюрки. Все легко проверить сегодня на генетическом уровне. Но лепечут - то совсем другое.  Скифов даже называют племенем.
    Какое племя? Десять – двенадцать тысяч лет назад это был самый многочисленный народ на земле. А всю «древнюю историю Китая»  выдумали иезуиты. Им для этого понадобилось всего двести лет – 17- 18 века новой эры.  Вот почему от эпохи Чингисхана  не осталось правдивых исторических документов. Их тоже выжигали все это время. Скрупулезно и настойчиво. В том числе сожгли все документы, объяснявшие причины нападения  Чингисхана на Китай. Руками Хана кто-то уничтожал все документы о ведизме в Азии.  А с документами самого Хана справиться оказалось ещё проще.
   «Сокровенное сказание о монголах», которое я так долго не мог заполучить в свою личную библиотеку, - не совсем правда. «Сказание»  написали  сразу после смерти Хана. Якобы за один курултай – съезд  великих монголов.
    Это сделал, по моему,  кто-то из тех 1100 евреев, что пришли к Хану, как только он возвысился.
   «Сказание» - точная копия «Библии». Только в «Библии» блудница Мария – мать Христа, а в «Сказании» блудница - бабушка  Чингисхана Алан Гоа, в переводе на русский Маралуха. Она во вдовстве, якобы,  родила троих детей. Говорила, что от святого духа. Как я мерекаю, сейчас, по старости, дух этот попадал в юрту через кожаную дверь, с кожаными завязками, а не залетал  через дымник как «рыжий пес», то есть Луна.
    Перечисление родовых колен Чингисхана в этом «Сказании» точно как в «Библии». Тот, кто наскороту писал «Сказание», почему - то  не подумал, что мы через восемьсот лет будем  сравнивать его работу  с «Библией». И обнаружим много неточностей в истории Хана.  В истории культуры и искусства торопиться нельзя. Оплачивал «Сказание», скорее всего,  Рашид-ад-Дин. Это был очень богатый человек, и на историю  тратил большие деньги.  Он полностью перекрасил на свою сторону всю истории Эке Монгол Улус при Чингисхане. Я читал в Интернете эти записи. По-моему, они все проходили чрез Рашида-ад –Дина. Они полностью  похожи на «труды» Сыма Цаня. Такой-то хан, поехал в какой-то поход, убил такого-то царя. Победитель возглавил династию Ван. Вот и все. У Рашида - ад – Дина все строится на убийствах, Такой-то монгольский Хан, пригласил к себе такого военноначальника. Узнал, что он предает его и потому убил. Или что-то примерно в этом духе.
   Самое удивительное, что «Сокровенное сказание» сейчас в большом ходу и в Монголии, и в России. Ибо история Монголии того времени не отделима от истории Руси.  До Чингисхана и при нем,  там правили скифы. А это, как известно, русы. Монголоиды в составе Монголии были ничтожным меньшинством. Но в свою армию, Хан, не известно по какому  совету, набирал китайцев и тайцев. Они и выкрасили Среднюю Азию, в том числе уйгуров, саму Монголию, Туву, Алтай, Прибайкалье, азербайджанцев  в желтый цвет. Особенно пострадали киргизы. Все мужчины киргизы были мобилизованы в армию Хана или обезглавлены, а оставшиеся там гарнизоны тайцев и китайцев сделали могучих, белокурых киргизов маленькими, узкоглазыми и желтыми. Тайцами. Но у нас их стали звать тюрками.
   Естественно, по приходу в Монголию к Хану ни кто из евреев не взял кнутишко себе по руке, и не возрадовался пасти курдючных овец. Они были  образованные и подготовленные для  своего времени  люди. Тем более в дикой Монголии, вечной колонии чжурчженей.   Пришельцы стали командирами в армии Хана, взяли в свои руки  финансы  Еке Монгол Улус. Стали жениться и выходить замуж за Монгольскую знать.   Известный руководитель Еке монгол Улус, внук Чингисхана Хубилай, был уже наполовину еврей.  Он разделил империю пополам, а расколовшееся государство гибнет. Лучший тому пример  - наша многострадальная Россия. Монголов китайцы выгнали сразу после Хубилая, а его потомков оставили в руководстве.  Возможно, они и сейчас  там.
  Монголо-татары топтали Русь и другие государства еще сотни лет. Но все кончилось ни чем.  Впрочем, это итог любых великих начинаний.  Вся страна строила Красноярскую и Саяно-Шушенскую ГЭС. А кому они  сейчас принадлежат – Америке.
   Ой, не ходите моими тропами. Сколько я всякого в жизни натерпелся. А за что?  Всегда хотел как лучше. Помню, со Сталиной Войтюк, редактором нашего издательства, задумали собрать сборник «Поэзия Приенисейского края. ХХ век».  Это было рабочее название,  сам  заголовок на обложке потом выкуклился в « И слово в сердце отзовется». Запутались мы вначале двадцатого  века. Многих, очень многих не нашли. Особенно тех, кто выпускал свои книги в мягкой обложке. Рассыпались эти обложки и книги, ссыхалась бумага, лопалась, кудрявилась кусочками, списали книги. В краевой и городской библиотеке то же самое.  Даже в отделах редких книг от этих произведений в мягкой обложке ничего не осталось. Покойные авторы защитить себя не могут, выставить претензии тоже. А вот живые, после  рождения этой книги, звонили  долго.
 - Господа редакторы, вы с головой дружите? Мой папа был самым известным поэтом в Красноярске, а вы его куда запихали? Как бродягу полуграмотного, в конец книги. Его красноярские библиотеки в свое время  нарасхват приглашали выступать.  Плохого бы не позвали. Могли бы обратиться, посоветоваться, я  про папу все знаю.  Вы же сами безграмотные,  со стихами папы  не знакомы.  Все перепутали.
  - Толя и Сталина!  Не пишите про то, чего не знаете. Меня в Москве хвалят, а вы книгу пустозвонами набили, мне же всего две страницы. Что попало на глаза, то и в книгу тащите. Таких безграмотных редакторов я ещё не видел. Поинтересовались бы, сколько мне писем приходит от читателей.
  Все знать невозможно. Но мы много  книг перелопатили, потому ни каких случайных выводов не делали,  От фонаря ничего не писали. Тем более, Сталина. Нынешние мои знания культуры Приенисейского края без неё бы не копились.  Посредственность мою татьяновскую шлифовала и набивала знаниями она.  Чудных способностей женщина. Такой анализ культуры, как могла делать Сталина, сегодня ни кому не  под силу.  Я благодарен богу, что мы работали вместе больше десяти лет.  Сталина в моей жизни и в культуре края – особый поворотик. Вроде, перся напролом через чащобник, перся,  все руки себе исцарапал, ноги, устал, будто день лес валил, вдруг на тебе:  большая зеленая поляночка в цветах. Солнышко светит, бабочки, а посреди поляны красивая, красивая девушка.
 Вечная ей память, моей учительнице и хранительницы. Хочется, чтобы и без меня ее знали. Книги-то Сталины, вон они, в библиотеках. 
  Культура и искусство на Енисее зародились так давно, что ни кто и не установит когда.  Любое направление в исскустве, культуре  обязательно когда-то и где-то  началось. Если философски взглянуть на все это, то всякое начало относительно.  Оно само является следствием  долгого предшествующего развития. Звеном бесконечного движения. Не важно, кто заселял берега Енисея.  Культура и искусство тут всегда были.
 Когда и почему человек начал разрисовывать стены пещер и скал фигурками  животных, а потом и людей, точно не известно, но хороший шаг в более глубокие времена.  Любая определенная дата, всего лишь старт к более глубокому её изучению. Сначала говорили, что это случилось всего лишь три – четыре тысячи лет назад. Тоже было время путаников истории. В мои школьные годы учебники по древней истории писали, что сорок-пятьдесят тысяч лет назад человек был дикий, волосатый, аки пещерный медведь, лоб в палец шириной. Но вот ведь, какая оказия, смышлен он  оказался и догадлив. В коммунистическую партию метил вступать.  Предсказали ему волхвы появления марксизма - ленинизма. Потому и приспособил он у себя в пещере сначала красный уголок, потом  Красный чум поставил, с рамочкой под будущий портрет Ленина, избу - читальню. Убивал он, наш древний предок, своих «мироедов и сплутаторов» по приговорам революционных судов. Примерно так писалось в учебниках.
   И сегодняшний народ не без извилин. Тот ещё мудрец.  Тоже собирается монументы на площадях половому члену ставить, то, что дала  ему  «Единая Россия», тем и хвалится. А что больше поставишь на площади? Нищету свою!  Сейчас будут в учебниках писать, что древние  сплошь любили Горбачева и Ельцина. Но не дожили до появления свободы и демократии. А то бы, как мы теперь, заборы есть стали.   
      Сейчас уже относят начала искусства у древних в сорок - пятьдесят тысяч лет – академика Окладникова поиски. Но и это не изначальная грань.  Денисовская пещера на Алтае – это пятьсот тысяч лет найденным в ней  в ней предметам  культуры и искусства. Это же относится к изготовлению бус, заколок для волос, браслетов на руки, ожерелье на шею. В Денисовской пещере много чего найдено. И на стоянке Куртак в Красноярском крае. Ей, примерно, двести тридцать - двести сорок тысяч лет. Бусы могли быть из разноцветных камней, когтей и зубов животных, маленьких ракушечек, красиво обрезанных и отполированных косточек.  Как говорил мой папа, Петр Васильевич, изначальное искусство рождала женщина. Ему можно верить не оглядываясь.   Большего ходока в деревне не было. Это потом его Валя заменил. Кроме женщин, папа очень любил философию. У нас, единственных в деревне, красовалась на полках подборка книг в двести- двести пятьдесят томов по философии.
   Папа о древности человека много знал. Может, из-за знаний, к нему и тянуло женщин? Ну, а Валя в нашем роду вообще чемпион. Восемь раз женился, и не абы как, а детишек мамам оставлял по одному, два-три, чтобы не скучно им без отца было, с мамой играли.  Требовали от неё,  дабы она им про папу что-то рассказывала. 
   Заготовкам и поделкам  древних обязательно предшествовали венки из цветов на голову и руки. Какие - то изделия из шкурок соболей, белок, других грызунов.
  Тут уже не примитивная культура. Все начиналось в достопамятные исторические моменты. Неискусство  постепенно превращалось в культуру и  искусство. Хотя  неискусство, уже тогда было какой-то частицей настоящей культуры и искусства. Эти категории человеческого разума имеют одну особенность: со временем расширяться и делиться.
   Возьмите изобразительное искусство. Сегодня оно имеет столько направлений и оттенков, потребуется не менее двух-трех листов этой книги, дабы только перечислить их. Треть из этих направлений – гадости. У нас в Красноярске есть или был художник, сейчас выехал в Москву,  который рисует картины половым членом, а женщина художница – грудью. Извращения эти, по замыслу лукавых, должны превращать любителей искусства в скотов. Присмотритесь внимательно, с каким восторгом наши газеты об этих и других извращенцах пишут. Как их по телевидению показывают. Ни каких условностей. Вот краски, вот так берется половой член, стоят и рисуют.
 Истоком представлений философии предков стала древняя идея абсолютной гармонии, начальной точки в человеческой истории. В дальнейшем нравственная определяющая убывала. С этим легко согласиться, если взять нашу эпоху, когда безнравственность и бесстыдство процветают, как вирус гриппа в ненастье. И искусство становится фальшивым, как невесть с чего потерявшая цвет в первую же  стирку новая  рубашка. Возможно, безнравственность и погубила все прежние высокоразвитые цивилизации на Земле. Теперь уже мало кто сомневается, что эти цивилизации на Земле были, но себя уберечь не смогли. Ибо якобы свобода человека — на самом деле подталкивание личности и общества в целом к самоубийству.

 На мой взгляд, танцующие человечки, изображенные на скалах и пещерах Приенисейского края,  по берегам Ангары, Томи, Оби не только танцуют. Уверен, вначале человек пел. Может просто тянул: а-а-а. Или бэ-бэ- бэ, дэ-э-э. Может ой – ё - ей. И те, кто танцуют на скалах, тоже поют. Убили люди лося, от радости прыгают и кричат возле него. Это уже зачатки искусства.   Потом человек пытался  делать какие-то совсем примитивные музыкальные инструменты. «Примитивные» к сегодняшнему времени, когда у нас вся музыка электронная.  Но судить о первобытных песнях и зрелищах мы может только по косвенным данным.  Изобразительное искусство  в этом отношении находится в более благоприятном положении.
  На скалах, иногда просто валунах,  много чего выбито.  В большинстве случаев это танцующие мужчины, с необыкновенными размерами детородных органов. Иногда они свисают  чуть ли не до пола.  Колени мужчин полурасставлены в пляске. На голове и в руках какие-то праздничные атрибуты.  Чаще без них. Среди этого сомна танцующих, обязательно есть сцены совокупления мужчины с  женщиной или животных. В большинстве случаев лосей и оленей. Это наводит на мысль, что танцы, пение, совокупление –  проведение какого-то  важного  древнейшего обряда. Очевидно, образно показана свадьба.  Веселье и танцы должны заканчиваться брачной ночью. С этого единения молодых и появляется племенная мощь. А уже она рождает неповторимую культуру древности. Не убеждайте меня в другом, древние хорошо знали, что случайностей не бывает.
    Знали тогда древние секрет изготовления бражки или нет, сказать не могу.  Кто-то из историков писал, что мужчины в древности опьяняли себя ядами мухомора. Поскольку водки в то время не имели, а для бражки сахару попросить было не у кого.  Да и дрожжи древним долгое время были не известны. Поэтому первую брачную ночь молодые проводили, слава богу,  трезвыми. И вера ведическая убеждала человека не подвергать себя любым отклонения от нормы. В постель жених должен ложиться здоровым, трезвым и восхищенным от счастья.
    Поэтому у древних   совесть и нравственность были значительно выше наших.  Особенно, если сравнивать с временами паскудников Горбачева и Ельцина. Вот кто усиленно старался превратить людей в стадо наркоманов и алкоголиков, проституток и простушек. У Горбачева в крови гены чертей. Да он и сам черт.
  Как  уверен  историк Борис Терещенко, люди в древности во многом зависели от численности своего племени.
  - С возрастом человеку свойственно задумываться о делах мирских и духовных,  – считает он, - С высоты нажитого опыта ему удаётся  выделить общее от частного, отделить зерна от плевел, определять как-то суть жизни. А жизнь растений, животных, в их числе  человека, заключается в трех основных инстинктах:  пищевого, полового и самосохранения. Главное: выжить и дать потомство.  Все остальное рождается на этом фундаменте.
 Со временем, когда люди расплодились и не стало хватать  ресурсов для выживания, для оставления потомства, избранный  уже человек окружил себя  конфессиями, партиями, государственными структурами. Потом правозащитными организациями, прочими обществами, с помощью которых меньшинству  удаётся  решить свои задачи – выжить и дать жизнь своему потомству.
  Первым у человека был культ поклонения детородным органам,  имея ввиду и небесные божества, ответственные за рождение детей.  Отметим,  поклонялись не Иисусу,  не Магомеду, а половым органам. Сегодня  мы отошли от естества и, опутанные религиозными догмами, как железными вожжами, все больше погрязаем в ханжестве, фанатизме, лжи.
   Христианство каленым железом выжигало «сексуальные  бредни». Единственная религия, в основу которой заложено любовное чувство,  –тантризм!  Он широко распространен в Индии. Любовь необходима для эмоционального,  физического, духовного развития человека. Да и само творчество, как высшая  степень духовности,  вряд ли возможно без  любовных грез.   
   Такое вот мнение у прославленного историка. Но пойдем дальше. Увеличить  численность  могли только здоровые мужчины и женщины.  Тогда считалось, что главный  орган у людей не голова, не сердце – половой член. Без него не будет ни голов, ни сердец.  Вот почему русы ставили половому члену  монументы на площадях своих городов. Но это одновременно памятник и богу Роду.  По древней истории Сибири и в целом России  Борис Николаевич написал  много книг. В них действительно правда.
  В Красноярске древнейшей культурой очень увлекался ныне покойный, создатель уникального музея древности Сибири Евгений  Аннинский. Его бесподобный музей находится  в поселке Подгорный возле Железногорска.  С Евгением Сергеевичем мы были полные единомышленники. Аннинский показывал мне фигурку женщины, вырезанную из камня в древности. Она была найдена на стоянке Куртак Новоселовского района. Сейчас эта стоянка на берегу Красноярского водохранилища.  Головы у женщины  нет, она изображена  образно. Торчит что-то из плеч и ладно. Что важного даст телу  женщины ее голова?  Так считали древние.  С ними нельзя не согласиться. Нынешняя научная или руководящая дама: гулящая, пьющая, курящая, без детей и семьи, самая настоящая мужланка без головы. Зачем ей голова, она все равно ею не пользуется.
  Зато грудь и бедра древние фигурке женщины вырезали на зависть. Главная задача женщины родить и выкормить ребенка. А как жить, где, что кушать,  - думал мужчина. Он – голова женщины.
   Вот почему свадьбы  - такое важное для племени торжество, что его связывали с Небом и увековечили в камне.  По -  разному говорят, в том числе, что этим фигуркам не мене 250 – 500 тысяч лет. К святой скале или камню, изрисованному обрядными сценами, очевидно, приходили девушки просить Небо подарить ребенка. Не всем давалось это счастье.  Спали то у костра, на шкурах и укрывались шкурами.  Вот только всем ли доставались эти шкуры. А поспи  на голом камне, пусть и у костра. Весь зад застудишь. Ведь это не раз, а всю короткую жизнь  так спали. Многие оставались калеками, в смысле потеряли возможность рожать детей.
   На многих стоянках древних  во всем мире, и у нас на Енисее, найдены предметы быта первобытных  людей. Это тоже искусство. Красиво сделанный из драгоценного камня  наконечник стрелы – искусство. Расписанный древними бронзовыми фигурками колчан для стрел – тоже оно.  Сфотографированная мною в Хакасском республиканском музее имени Л Р. Кызласова антропоморфное божество практически дублирует подобные рисунки и каменные изделия в Египте.   Потому что их делал один и тот же народ, с одной и той же верой. Египетский  Тот, это скифский бог Род. Не случайно место, где стоят пирамиды в Египте, носит  название Рославль или Гизи. Чисто скифское, славянское слово. Только по-русски будет правильно Росславль.
В музее Анненского хранятся прекрасные стилизованные фигурки мамонта размером со среднюю суповую тарелку. Их тоже нашли на берегу Енисея. Как говорил  Евгений Сергеевич, такие находки он совершал на разных стоянках древних людей, иногда километров за пятьсот друг от друга, но стилизованные мамонты были похожи как братья. Им от сорока до пятидесяти тысяч лет. Значит, принадлежали они одному и тому же племени в течение многих веков. В основе археологической периодизации истории человечества лежит система трёх «веков», или трёх последовательных эпох (век камня —  век бронзы — век железа). Самый длинный из них — век камня. Это миллионы лет.
    Ныне покойный минусинский журналист Валерий Воробьев, работавший последние годы в Минусинском краеведческом музее, периодически присылал мне  фотографии  рисунков и каменных изделий раскопанных в Египте. К ним прилагались фото почти  таких же изделий, найденных в Сибири.  Чаще всего у нас они рисовались на камнях.  Тут кроется большая тайна, которую не хотят озвучить:  скифы жили в Сибири всегда. Только называли их по-разному: ди, дины, динлины. Правильно динлуни. Люди с копытами. То есть люди, ездившие на конях. Гао-гюй, ху, хунны, гунны, сюнны и ещё как-то. В одной из книг я пробовал перечислить эти названия. Вышло больше страницы. Это и есть скифы. А новые названия для скифов выдумывали иезуиты, сознательно перекрасив славянские имена в китайские.  Попробуй после таких иезуитских ложных ходов найди правду? Впрочем, этим же занимался и Геродот. Вспомните его Колоксая и Липоксая. Изменил имена и получился исторический тупик. Вроде скифы вторые в этом мире.  А ведь это первонарод мира и первая нация, разработавшая свою письменность примерно за восемь тысяч лет до рождения Геродота. Егор Классен перечислял древние славянские имена: Святослав, Мирослав, Добромир, Добросвят, Добросвет,  Всемил и  Всесвят. А тут вдруг Липоксай.
  Поговорим мы в этой книге и о том, что было с искусством на Енисее две-четыре тысячи лет. Это найденные в Енисейске, Игарке, на Ангаре, в Маковском Енисейского района  и других местах медные, бронзовые и железные отливки изображения славянских богов. Покажем снимки оленных камней с письменными сообщениями, которые сплошь расшифровал Геннадий Гриневич.
            Ну, а главное, для истории искусства Приенисейского края,  все-таки, девятнадцатый и двадцатый века. Все нынешние  символы культуры и искусства Красноярска и края сформированы в это время. Часовня на Караульной горе, построенная Петром Ивановичем  Кузнецовым.  Покровской церкви Петр Иванович подарил серебряную дарохранительницу, стоимостью 800 рублей,  а для Воскресенского собора на свои средства отлил колокол.  Колокол, весом 1150  пудов вылит в Красноярске в 1854 году  стоимостью 16500 рублей  серебром.               
   Теперь о  пожертвованиях Петра и Александры Кузнецовых в Воскресенский собор:
Надпись на одном из кадил:  «Серебряное вызолоченное, весу в нем 1 фут. 38 золотников»«…на элитрахели священческая…» - от Александры Федоровны. Приобретение поясов, шитых золотыми узорами по бархату. Пожертвование на поручи - серебряный под золото - три пары. Набедренники из золотой парчи, шитые серебряными цветами с золотыми крестами. Облачение дьякона от Кузнецовых.         
В 1885 году под постройку Лютеранской  церкви  почетный гражданин Кузнецов пожертвовал принадлежащее ему место на Воскресенской улице.   В 1861 году епископ Никодим получил назначение во вновь созданную Енисейскую епархию и 5 января 1862 году прибыл в Красноярск. Золотопромышленник  П.И.Кузнецов прислал ему пару лошадей для выездов.
П. И. Кузнецов пожертвовал в Иоанно – Предтеченский храм Плащаницу, которая хранилась в алтаре в желтом  полированном со стеклами футляре.
В 1873 году городской голова Петр Иванович Кузнецов получил письмо от епископа Енисейского и Красноярского Антония с просьбой уступить из городских земель место для устройства иноческой обители. Место было выделено.
При основании Красноярского краеведческого музея Кузнецовы пожертвовали в общей сложности 4500 рублей. Этнографические, художественные, нумизматические предметы из домашней коллекции Кузнецовых и других купцов положили начало городскому музею.
Построить театр на городские средства не представлялось возможным, поэтому комиссия обратилась  к населению города   с призывом к пожертвованиям.  Большие суммы предоставили Кузнецовы, Гадаловы  и другие меценаты. Льготные займы поступили  от Александры Петровны Кузнецовой -  20 тысяч рублей.   По тем временам очень громадные деньги. Все это о роде Кузнецовых мне продиктовала Марина Серебрянникова. Она  - продолжательница крови и дел Кузнецовых.   И недавно выпустила прекрасную книгу о своем роде.  Теперь книга тоже в копилочке высокого искусства Приенисейского края.
  Среди меценатов купцы Гадаловы. И.Г. Гадалов выделил пять тысяч рублей на поддержку Красноярской гимназии.  В доме  Гадалова устраивались домашние спектакли и молодежь пробовала  свои силы на сценических подмостках. Из любителей-артистов выделялся  Петр Иванович Гадалов. Когда красноярский театр сгорел в 1898 году, большие деньги на его возрождение выделил купец Гадалов.
  По духовному завещанию  красноярского купца –золотопромышленника Николая Кирилловича Переплетчикова, умершего 15 июня 1893 год, пожертвовано  Обществу попечения о начальном образовании в Красноярске 25000 рублей. Синельниковскому благотворительному обществу – 25000  рублей. Городской бесплатной лечебнице – 15000 рублей.  А всего 65000  рублей.
Большой друг нашего издательства покойный строитель  Виктор Исаакович Боровик,   много нам  помогал с выпуском книг. Он строил Театр оперы и балета в Красноярске, цирк, библиотеку Виктора Петровича Астафьева в Овсянке.   Обо всем этом он подробно рассказал в своих книгах, выпущенных в нашем издательстве.
 Геннадий Семенович Лапунов.  Очень известный сибирский меценат двадцатого и двадцать первого века.  И храмы строил, и книги издавал, и памятники ставил. И ремонтом библиотек занимался. К нему приходили многие писатели за помощью, и он почти всем помогал.               
 Пойдем дальше.  Символом Красноярска уже стал памятник Андрею Дубенскому скульптора  Владимира Гирича, а ведь некоторые его соперники по искусству предлагали этот памятник снести.  Как сегодня без него. Имя Гирича этим памятником впрессовано в Красноярское искусство. Символ города и храм на станции Злобино, Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии. Драматический  театр имени Пушкина. 
 А возьмите звонкие имена наших талантов. Художники Владимир Мешков,  Суриков и Воронов,  Борис Терещенко. Писатели протопоп Аввакум и Астафьев, Черкасов и  Топилин,  руководитель Большеуринского хора, солист хора Анатолий  Ярошенко, организатор культуры в Красноярском крае Владимир Ковальчук.  Он издал целый ряд книг, посвященных русским народным песням. Особенно славным получился двухтомник «Золотые россыпи народной песни России». С годами спрос на него только растет. Больше такого не сделал ни кто в России. Слава богу, что Ковальчук в свое время вернулся к нам в Красноярск из Бурятии. 
    Певец Дмитрий Хворостовский, руководитель ансамбля  песни и пляски Михаил Годенко, Группа «Яхонт»  - руководитель Флорид Исламов. Художественный руководитель ансамбля «Краса» Анатолий Иванович Хлопков. Художественный руководитель народного ансамбля песни и пляски «Метелица» Сергей Алексеевич Савоськин, покойный  руководитель ансамбля «Енисейские зори» Геннадий Михайлович  Петухов. Он  был балетмейстер самой превосходной степени.  Продолжатель народной хореографии.
     Особо стоит подчеркнуть работу Бориса и Валентины Терещенко.  На курорте озера Шира, в поселке «Жемчужный» они создали фольклорный театр «Лучинушка».  За 25 лет работы театр поставил 12 народных драм. В том числе фольк-оперу «Цвет папоротника».  За выдающуюся творческую деятельность супругам  Терещенко присвоено почетная звание «Заслуженных работников культуры республики Хакасия».  Сейчас фольклорный театр «Лучинушка» заботами его создателей вновь возрождается. По-моему, если удастся ему снова стать на ноги он должен носить имя своих создателей: Бориса и Валентины.
    Знаменитым организатором хорового пения в крае был Константин Михайлович Скопцов. Он прославился как специалист по хоровому пению. «Заслуженный работник культуры РСФСР.  Его портрет размещен в галерее  самых известных  людей   Красноярья в Законодательном собрании Красноярского края. Так ведь и было за что. Он издал десять! Сборников народных песен Приенисейского края и Сибири.
   В последние свои годы Константин Михайлович был частым гостем нашего издательства. Увы, союз  оказался совсем коротким,  Константина Михайловича быстро не стало. Хотя прожил он достаточно долгую жизнь.  Люди искусства чаще всего живут  долго.
   Он прославился как хормейстер -  фольклорист.  На протяжении многих лет вел на  Красноярском  телевидении и радио  музыкальные передачи «Родники народные».  Его радио и телепередачи о народных песнях транслировались и на всесоюзных каналах.   
  Владимир Михайлович Дудинский – руководитель хора «Сибирская вечера».  Хор хорошо известен в Красноярском крае. В общем, перечислять можно долго. Слава богу, что край богат на таланты.   
В этой книге  мы расскажем о десятках имен красноярцев отдавших свои жизни культуре. В полном смысле этого слова. О талантах наших непревзойденных. Жалко одно: даже фамилии всех увлеченных  и организаторов культуры и искусство не сможем перечислить. Для этого  нужно сделать не одну, а много-много книг.
 
.


               


Рецензии