Церклевич Павел Иосифович Лётчики Из цикла К звани

Иосиф Финкельштейн
   28 декабря  2013 года, не дожив  9 дней до своего 100-летия, умер в городе
  Белгород-Днестровском  Одесской области ветеран Великой Отечественной войны
  Церклевич Павел Иосифович.
   Герой этого очерка родился 5 января 1914г. в украинском городе Каменец-
  Подольском, который живописно описал писатель Александр Беляев в своем романе
  "Старая крепость". Мне, к сожалению, неизвестны подробности довоенной биографии
  Церклевича, как впрочем, и послевоенная его судьба.
   Службу лётчик Церклевич проходил с 1935 по 1938 годы. Затем служба прерывается
  В 1941г. вновь призывается и с 22 июня участвует в боевых действиях командиром
  звена 596-го ночного бомбардировочного авиационного полка.
   Судя по архивным документам, Павел Иосифович к началу войны имел значительный
  лётный опыт. Об этом свидетельствует наградной лист, по которому Церклевич
  был 11 августа 1942г. награждён орденом Красного Знамени.
   Командование полка, представляя Церклевича к этой награде, дало следующую
  боевую характеристику:" Смело и решительно идёт в бой, не щадя сил для
  выполнения боевого задания. Свой богатый боевой опыт охотно передаёт своим
  подчинённым, обучая повседневно искусству ночных полётов. Хороший руководитель
  и воспитатель своих подчинённых. Летает днём и ночью в любых метеорологических
  условиях".
   Приведём итоги боевой работы Церклевича к августу 1942г.: совершил 90 успешных
  боевых ночных вылетов, в результате разрушено 38 домов, вызвано 15 очагов
  пожара в опорных пунктах противника, повреждена в 4-х местах проволочная
  связь, повреждено в 7-ми местах железнодорожное полотно.
   И после первой награды волевой и мужественный лётчик продолжал весьма успешно
  выполнять боевые задания, усовершенствуя технику пилотирования, как днём, так
  и ночью в сложных метеорологических условиях. Церклевич был единственным в
  эскадрильи, кто освоил полёты при видимости 200-300 метров и высоте облачности
  100 метров.
   14 декабря 1942г. при возвращении с  боевого задания попал в густой туман и
  был вынужден  посадить самолёт на аэродром соседнего авиаполка. Когда рассеялся
  туман, Церклевич подвесил бомбы  и совершил за этот день второй вылет, отбомбил
  поставленную цель: задание было выполнено.
   Каждый раз, когда возникала проблема с выполнением задания в нелётную погоду,
  посылался Церклевич. Так было при разгроме Котельниковской группировки
  противника: возникла необходимость разведки линии фронта. Погода была нелётная.
  Стоял туман, видимость 200-300 метров. Как отмечалось в одном из донесений, и
  " это задание было выполнено на отлично". И таких блестяще выполненных заданий
  в боевой биографии лётчика Церклевича было немало.
   В феврале 1943г.Церклевичу была поставлена задача произвести высадку
  на временно оккупированной  территории связного к партизанам. При выполнении
  этого задания проявилось незаурядное мастерство техники пилотирования:
  местность определил по карте. Но лётчику было неизвестно состояние площади
  посадки, да ещё в тёмную ночь. Самолёт лыжами врезался в сугроб. Немедленный
  взлёт был невозможен, нужно было освобождать лыжи от снега. За полчаса лыжи
  были освобождены, самолёт благополучно взлетел. И на этот раз задание было
  выполнено на отлично.
   К февралю 1943г. Церклевич совершил 550 боевых вылетов, из них в ходе
  Сталинградской битвы 367. В итоге им было уничтожено или повреждено 10 танков,
  31 автомашина, 4 миномёта, разрушено 10 зданий, подавлен огонь 17-ти миномётно-
  артиллерийских точек, взорван один склад с боеприпасами и одна цистерна с
  горючим.
   Представляя Павла Иосифовича Церклевича к присвоению звания Героя Советского
  Союза, командир 596-го ночного бомбардировочного авиаполка майор Оводов
  Аркадий Анатольевич отметил: "Путём грамотной эксплоатации матчасти сумел
  довести нагрузку на самолёт У-2 до 300 кг, делая в ночь по 7-8 вылетов.
   При выполнении служебного задания был ранен, в госпиталь ложиться отказался,
  остался при части и с не зажившими ранами настоял на допуске к полётам.
   В дни наиболее тяжёлые для защитников Сталинграда, на ограниченную площадь,
  под сильным огнём ЗА и ЗП с высоты 100 метров сбрасывал груз своим войскам.
  Таких вылетов имеет 10...".
   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943г. лейтенант
  Церклевич награжден орденом Ленина. Отважному лётчику была вручена и медаль "За
  оборону Сталинграда".
   Приказом НКО  за №63 от 8 февраля 1943г. 596-й ночной бомбардировочный
  авиаполк был переименован в 60-й гв. бомбардировочный авиаполк
   Церклевичу было присвоено очередное воинское звание- старший лейтенант и
  продолжал воевать в должности заместителя командира эскадрильи. К маю 1944г.
  на самолёте У-2 им было совершено 792 боевых вылетов ночью.
   После награждения орденом Ленина Шерклевич принял участие в наступательных
  боях по освобождению Украины и Крыма. В этих боях им было совершено  242
  боевых вылетов ночью, из них 49 боевых вылетов в боях за освобождение Крыма.
  В итоге им было уничтожено или повреждено 9 автомашин, 3 железнодорожных
  вагона, 1 самолёт на аэродроме, 1 водная переправа, подавлено 17 огневых точек,
  разрушено 14 зданий, подорвано железнодорожное полотно в 2-х местах.
   Представляя Церклевича к очередной правительственной награде, командир полка
  гв. майор Оводов отметил:"Выполняя должность заместителя командира эскадрильи,
  он много помогает командиру в работе по укреплению воинской дисциплины и вводу
  в строй молодых лётчиков. Имея богатый боевой опыт, он умело передаёт его
  молодому лётному составу...".
   Приказом по 8-й Воздушной Армии за № 27/н от 18 мая 1944г. ст. лейтенант
  Церклевич был награждён вторым орденом Красного Знамени.
   После войны проживал в городе Белгород-Днестровском.
   К 40-летию Победы ветеран войны был  награждён орденом Отечественной войны
   1-й степени.