28 декабря 2013 года, не дожив 9 дней до своего 100-летия, умер в городе
Белгород-Днестровском Одесской области ветеран Великой Отечественной войны
Церклевич Павел Иосифович.
Герой этого очерка родился 5 января 1914г. в украинском городе Каменец-
Подольском, который живописно описал писатель Александр Беляев в своем романе
"Старая крепость". Мне, к сожалению, неизвестны подробности довоенной биографии
Церклевича, как впрочем, и послевоенная его судьба.
Службу лётчик Церклевич проходил с 1935 по 1938 годы. Затем служба прерывается
В 1941г. вновь призывается и с 22 июня участвует в боевых действиях командиром
звена 596-го ночного бомбардировочного авиационного полка.
Судя по архивным документам, Павел Иосифович к началу войны имел значительный
лётный опыт. Об этом свидетельствует наградной лист, по которому Церклевич
был 11 августа 1942г. награждён орденом Красного Знамени.
Командование полка, представляя Церклевича к этой награде, дало следующую
боевую характеристику:" Смело и решительно идёт в бой, не щадя сил для
выполнения боевого задания. Свой богатый боевой опыт охотно передаёт своим
подчинённым, обучая повседневно искусству ночных полётов. Хороший руководитель
и воспитатель своих подчинённых. Летает днём и ночью в любых метеорологических
условиях".
Приведём итоги боевой работы Церклевича к августу 1942г.: совершил 90 успешных
боевых ночных вылетов, в результате разрушено 38 домов, вызвано 15 очагов
пожара в опорных пунктах противника, повреждена в 4-х местах проволочная
связь, повреждено в 7-ми местах железнодорожное полотно.
И после первой награды волевой и мужественный лётчик продолжал весьма успешно
выполнять боевые задания, усовершенствуя технику пилотирования, как днём, так
и ночью в сложных метеорологических условиях. Церклевич был единственным в
эскадрильи, кто освоил полёты при видимости 200-300 метров и высоте облачности
100 метров.
14 декабря 1942г. при возвращении с боевого задания попал в густой туман и
был вынужден посадить самолёт на аэродром соседнего авиаполка. Когда рассеялся
туман, Церклевич подвесил бомбы и совершил за этот день второй вылет, отбомбил
поставленную цель: задание было выполнено.
Каждый раз, когда возникала проблема с выполнением задания в нелётную погоду,
посылался Церклевич. Так было при разгроме Котельниковской группировки
противника: возникла необходимость разведки линии фронта. Погода была нелётная.
Стоял туман, видимость 200-300 метров. Как отмечалось в одном из донесений, и
" это задание было выполнено на отлично". И таких блестяще выполненных заданий
в боевой биографии лётчика Церклевича было немало.
В феврале 1943г.Церклевичу была поставлена задача произвести высадку
на временно оккупированной территории связного к партизанам. При выполнении
этого задания проявилось незаурядное мастерство техники пилотирования:
местность определил по карте. Но лётчику было неизвестно состояние площади
посадки, да ещё в тёмную ночь. Самолёт лыжами врезался в сугроб. Немедленный
взлёт был невозможен, нужно было освобождать лыжи от снега. За полчаса лыжи
были освобождены, самолёт благополучно взлетел. И на этот раз задание было
выполнено на отлично.
К февралю 1943г. Церклевич совершил 550 боевых вылетов, из них в ходе
Сталинградской битвы 367. В итоге им было уничтожено или повреждено 10 танков,
31 автомашина, 4 миномёта, разрушено 10 зданий, подавлен огонь 17-ти миномётно-
артиллерийских точек, взорван один склад с боеприпасами и одна цистерна с
горючим.
Представляя Павла Иосифовича Церклевича к присвоению звания Героя Советского
Союза, командир 596-го ночного бомбардировочного авиаполка майор Оводов
Аркадий Анатольевич отметил: "Путём грамотной эксплоатации матчасти сумел
довести нагрузку на самолёт У-2 до 300 кг, делая в ночь по 7-8 вылетов.
При выполнении служебного задания был ранен, в госпиталь ложиться отказался,
остался при части и с не зажившими ранами настоял на допуске к полётам.
В дни наиболее тяжёлые для защитников Сталинграда, на ограниченную площадь,
под сильным огнём ЗА и ЗП с высоты 100 метров сбрасывал груз своим войскам.
Таких вылетов имеет 10...".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943г. лейтенант
Церклевич награжден орденом Ленина. Отважному лётчику была вручена и медаль "За
оборону Сталинграда".
Приказом НКО за №63 от 8 февраля 1943г. 596-й ночной бомбардировочный
авиаполк был переименован в 60-й гв. бомбардировочный авиаполк
Церклевичу было присвоено очередное воинское звание- старший лейтенант и
продолжал воевать в должности заместителя командира эскадрильи. К маю 1944г.
на самолёте У-2 им было совершено 792 боевых вылетов ночью.
После награждения орденом Ленина Шерклевич принял участие в наступательных
боях по освобождению Украины и Крыма. В этих боях им было совершено 242
боевых вылетов ночью, из них 49 боевых вылетов в боях за освобождение Крыма.
В итоге им было уничтожено или повреждено 9 автомашин, 3 железнодорожных
вагона, 1 самолёт на аэродроме, 1 водная переправа, подавлено 17 огневых точек,
разрушено 14 зданий, подорвано железнодорожное полотно в 2-х местах.
Представляя Церклевича к очередной правительственной награде, командир полка
гв. майор Оводов отметил:"Выполняя должность заместителя командира эскадрильи,
он много помогает командиру в работе по укреплению воинской дисциплины и вводу
в строй молодых лётчиков. Имея богатый боевой опыт, он умело передаёт его
молодому лётному составу...".
Приказом по 8-й Воздушной Армии за № 27/н от 18 мая 1944г. ст. лейтенант
Церклевич был награждён вторым орденом Красного Знамени.
После войны проживал в городе Белгород-Днестровском.
К 40-летию Победы ветеран войны был награждён орденом Отечественной войны
1-й степени.