Толстой и смерть

Николай Алексеевич Андреев
 Где вы есть, мы были, где мы есть, вы будете.
 Надпись от лица мертвых на кладбище.

 Последний раз, побывав в Ясной Поляне, я обратил  внимание на могилу  Великого Льва.
 Сфотографировал ее . На могиле его только трава.
 Как и завещал толстой , на ней нет ни памятника,  ни памятной доски.
 Вспомнились строчки Исаковского о могиле, на которой  солдат пьет из медной кружки. Там  так же, как и здесь " травой заросший бугорок".
 А вообще, могила Толстого  сама по себе уникальна..
 Сколько  величайших, великих, известных, хороших, маститых и модных писателей  похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.
Некрополь этот привлекает к себе тысячи и тысячи людей, и у всех могил  мраморные, гранитные памятники, исполинские, большие и маленькие- настоящие произведения искусства.
 По Новодевичьему кладбищу можно ходить как в музее
 Аскетическая могила Толстого  выглядит на фоне великих творений писателя  незаслуженно обиженной. Золушкой.Но такова была, повторяю, воля самого писателя.

Что послужило причиной этого решения?
Как известно, Толстой был большой жизнелюб.
У него было тринадцать детей.
Он хорошо знал, что такое жизнь.На 70-летие писателя в Яснополянскую школу явилось без приглашения много народу.
Когда жена писателя Софья Андреевна  заметила, что приглашены только близкие ему люди, некоторые молодые крестьянки заметили, что они и есть близкие к нему люди, так как имеют от него детей.
 Как философ и писатель  Толстой обстоятельно вникал в проблемы, связанные со смертью.
 Чувствуется, что эта тема близка ему, не безразлична.
  Еще в детстве его глубоко потрясла смерть матери.
Об этом он вспоминает в своих ранних  произведениях " Детство", Отрочество"," Юность".
А романе-эпопее " Война и  мiр" вспоминается сцена смерти князя Андрея Болконского.
- Смерть- это пробуждение,-думает он.
Анна Каренина в последние минуты своей жизни тоже думает:Если не сегодня, то завтра,если не завтра, а только через тридцать лет, - не все ли равно?
Одна из повестей Толстого так и называется " Смерть Ивана Ильича"
Написать так о переживаниях в предчувствии приближающейся смерти  героя повести мог только человек,  бесконечно любящий жизнь, человек которому близки страдания другого пусть даже и совсем незнакомого ему Человека.
Сам Толстой говорит о себе  словами своего героя , что он в течение долгих лет " не думал о маленьком обстоятельстве, о том, что смерть придет и все будет кончено, что не стоило принимать  чего бы там ни было,  и что невозможно помочь этому.
 
- Это ужасно, но это так,-заключает он.
  Нечто похожее , позднее в начале ХХ века  написал Леонид Андреев . Произведение называется " Рассказ о семи повешенных"Та мастерски, совсем по -толстовски  описаны переживания в предчувствии смерти  и чиновника-министра, на которого готовили покушение  террористы-революционеры,  и чувства народовольцев, этих убийц, как их тогда называли.
Сам Лев Николаевич был вегетарианцем.. Человек, считал он, сам роет себе могилу, роет вилкой и ложкой..
 Это был человек огромной силы воли.
Всю свою жизнь он работал и  работал над собой.Человек сильный и не болеющий  обычно не заботится о своем здоровье.
Толстой же всю жизнь испытывал себя.
  Позднее все это переросло  в обыденную привычку.
Он вместе с крестьянами хорошо косил,  пахал, хорошо ездил на лошади,  верхом, позднее- на велосипеде.
 Запомнился эпизод, который рассказывал экскурсовод Ясной Поляны.
 Приходит к нему  утром управляющий имения , а Толстой висит на перекладине головой вниз. В таком положении писатель мог оставаться полчаса и более.
 Так управляющий  и докладывал о положении дел Да и в схватке с медведем,где Толстой получил серьезное ранение , только физическая  сила спасла его.
Стоя рядом с могилой великого писателя,  подумал:
- А почему он один?
Обычно говорят, такова его воля  , лежать одному. Но как-то это не по-христиански.
 Обычно родственники со временем собираются со временем вместе на одном кладбище, рядышком, как и при жизни, так и после смерти.
Я уже не говорю о сотнях и тысячах других людей, которые сочли бы за честь лежать здесь после своей смерти рядом с Толстым.
Подумалось также- а остались ли родственники тех кто копал могилу Толстого?
Спросил об этом экскурсовода.
-Остались, конечно,  может быть они и живут где-нибудь рядом, но мы этими сведениями не заинтересовались. Все эти детали не имеют отношения к великому Льву.
К тому же копание могил-это не профессия, ею не гордятся. Да и такого профессионального праздника  как день гробокопателя не существует,-ответил экскурсовод.
 Подумалось,- еще как существует. В стране ежегодно умирает более миллиона человек, без мощной ритуальной службы не обойтись. Кстати, и профессиональный праздник можно было бы назвать  " День ритуального работника"
 Известно, что в древнеегипетской мифологии богиня Меритсегер- является покровительницей  строителей гробниц.
Отвлекаясь о мрачных мыслей , глядя на  показательно строгую могилу , помню, еще раз подумал, - а почему нет на ней  даже православного креста?
оказывается- и это было волей самого писателя . Очевидно. осталась  в нем обида  и до конца жизни она  терзала его сердце за отлучение от церкви, кстати, и само это отлучение было больше по форме , ну погрозили заблудшему не туда  писателю, указали  на его ошибки,  раскайся, мол, и отлучение будет снято.
Не смог великий писатель сделать это.
 Обычная, греховная гордыня заиграла в нем и не рассосалась до конца жизни.
Призывавший всем своим творчеством  к добру и милосердию,он ушел из жизни непонятым своими близкими ушел чуть ли не врагом своей семьи.
Верная жена Толстого Софья Андреевна  не была допущена к нему, умирающему.
 Не захотел видеть ее писатель даже на смертном одре.
Так что простая могила писателя - это не показатель его скромности, как это ранее пытались представить,  а вызов- прощальный жест противления несправедливому на его взгляд решению
 А решение, принятое об отлучении писателя от церкви, обнародованное в 1901 году, было в целом справедливое, может даже, и запоздалое.
 Еще в 1860 году  в дневнике писателя появилась запись:
- Пришла мне мысль  написать материалистическое Евангелие , жизнь Христа-материалиста......
Эти мечты  Толстого об основании новой религии Христа, но очищенной от  веры, религии практической,  изначально не могла  встретить понимания среди  православного люда,  вела к отторжению его от православного общества.
 А тексте отлучения  не случайно было сказано, что "  церковь не считает его своим членом,  и не может считать. доколе он не раскается  и не восстановит своего общения с нею"
Не раскаялся и не восстановил.
 Он умер, не исповедавшись,  и не причастившись.
 Хотя перед смертью и приезжал в Козельск Был и в Оптиной Пустыне и в Шамординском монастыре.
Ждал, что его позовут. Но к Богу, как известно, нужно приходить  самому.

КОНЕЦ.