Где вы есть, мы были, где мы есть, вы будете.
Надпись от лица мертвых на кладбище.
Последний раз, побывав в Ясной Поляне, я обратил внимание на могилу Великого Льва.
Сфотографировал ее . На могиле его только трава.
Как и завещал толстой , на ней нет ни памятника, ни памятной доски.
Вспомнились строчки Исаковского о могиле, на которой солдат пьет из медной кружки. Там так же, как и здесь " травой заросший бугорок".
А вообще, могила Толстого сама по себе уникальна..
Сколько величайших, великих, известных, хороших, маститых и модных писателей похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.
Некрополь этот привлекает к себе тысячи и тысячи людей, и у всех могил мраморные, гранитные памятники, исполинские, большие и маленькие- настоящие произведения искусства.
По Новодевичьему кладбищу можно ходить как в музее
Аскетическая могила Толстого выглядит на фоне великих творений писателя незаслуженно обиженной. Золушкой.Но такова была, повторяю, воля самого писателя.
Что послужило причиной этого решения?
Как известно, Толстой был большой жизнелюб.
У него было тринадцать детей.
Он хорошо знал, что такое жизнь.На 70-летие писателя в Яснополянскую школу явилось без приглашения много народу.
Когда жена писателя Софья Андреевна заметила, что приглашены только близкие ему люди, некоторые молодые крестьянки заметили, что они и есть близкие к нему люди, так как имеют от него детей.
Как философ и писатель Толстой обстоятельно вникал в проблемы, связанные со смертью.
Чувствуется, что эта тема близка ему, не безразлична.
Еще в детстве его глубоко потрясла смерть матери.
Об этом он вспоминает в своих ранних произведениях " Детство", Отрочество"," Юность".
А романе-эпопее " Война и мiр" вспоминается сцена смерти князя Андрея Болконского.
- Смерть- это пробуждение,-думает он.
Анна Каренина в последние минуты своей жизни тоже думает:Если не сегодня, то завтра,если не завтра, а только через тридцать лет, - не все ли равно?
Одна из повестей Толстого так и называется " Смерть Ивана Ильича"
Написать так о переживаниях в предчувствии приближающейся смерти героя повести мог только человек, бесконечно любящий жизнь, человек которому близки страдания другого пусть даже и совсем незнакомого ему Человека.
Сам Толстой говорит о себе словами своего героя , что он в течение долгих лет " не думал о маленьком обстоятельстве, о том, что смерть придет и все будет кончено, что не стоило принимать чего бы там ни было, и что невозможно помочь этому.
- Это ужасно, но это так,-заключает он.
Нечто похожее , позднее в начале ХХ века написал Леонид Андреев . Произведение называется " Рассказ о семи повешенных"Та мастерски, совсем по -толстовски описаны переживания в предчувствии смерти и чиновника-министра, на которого готовили покушение террористы-революционеры, и чувства народовольцев, этих убийц, как их тогда называли.
Сам Лев Николаевич был вегетарианцем.. Человек, считал он, сам роет себе могилу, роет вилкой и ложкой..
Это был человек огромной силы воли.
Всю свою жизнь он работал и работал над собой.Человек сильный и не болеющий обычно не заботится о своем здоровье.
Толстой же всю жизнь испытывал себя.
Позднее все это переросло в обыденную привычку.
Он вместе с крестьянами хорошо косил, пахал, хорошо ездил на лошади, верхом, позднее- на велосипеде.
Запомнился эпизод, который рассказывал экскурсовод Ясной Поляны.
Приходит к нему утром управляющий имения , а Толстой висит на перекладине головой вниз. В таком положении писатель мог оставаться полчаса и более.
Так управляющий и докладывал о положении дел Да и в схватке с медведем,где Толстой получил серьезное ранение , только физическая сила спасла его.
Стоя рядом с могилой великого писателя, подумал:
- А почему он один?
Обычно говорят, такова его воля , лежать одному. Но как-то это не по-христиански.
Обычно родственники со временем собираются со временем вместе на одном кладбище, рядышком, как и при жизни, так и после смерти.
Я уже не говорю о сотнях и тысячах других людей, которые сочли бы за честь лежать здесь после своей смерти рядом с Толстым.
Подумалось также- а остались ли родственники тех кто копал могилу Толстого?
Спросил об этом экскурсовода.
-Остались, конечно, может быть они и живут где-нибудь рядом, но мы этими сведениями не заинтересовались. Все эти детали не имеют отношения к великому Льву.
К тому же копание могил-это не профессия, ею не гордятся. Да и такого профессионального праздника как день гробокопателя не существует,-ответил экскурсовод.
Подумалось,- еще как существует. В стране ежегодно умирает более миллиона человек, без мощной ритуальной службы не обойтись. Кстати, и профессиональный праздник можно было бы назвать " День ритуального работника"
Известно, что в древнеегипетской мифологии богиня Меритсегер- является покровительницей строителей гробниц.
Отвлекаясь о мрачных мыслей , глядя на показательно строгую могилу , помню, еще раз подумал, - а почему нет на ней даже православного креста?
оказывается- и это было волей самого писателя . Очевидно. осталась в нем обида и до конца жизни она терзала его сердце за отлучение от церкви, кстати, и само это отлучение было больше по форме , ну погрозили заблудшему не туда писателю, указали на его ошибки, раскайся, мол, и отлучение будет снято.
Не смог великий писатель сделать это.
Обычная, греховная гордыня заиграла в нем и не рассосалась до конца жизни.
Призывавший всем своим творчеством к добру и милосердию,он ушел из жизни непонятым своими близкими ушел чуть ли не врагом своей семьи.
Верная жена Толстого Софья Андреевна не была допущена к нему, умирающему.
Не захотел видеть ее писатель даже на смертном одре.
Так что простая могила писателя - это не показатель его скромности, как это ранее пытались представить, а вызов- прощальный жест противления несправедливому на его взгляд решению
А решение, принятое об отлучении писателя от церкви, обнародованное в 1901 году, было в целом справедливое, может даже, и запоздалое.
Еще в 1860 году в дневнике писателя появилась запись:
- Пришла мне мысль написать материалистическое Евангелие , жизнь Христа-материалиста......
Эти мечты Толстого об основании новой религии Христа, но очищенной от веры, религии практической, изначально не могла встретить понимания среди православного люда, вела к отторжению его от православного общества.
А тексте отлучения не случайно было сказано, что " церковь не считает его своим членом, и не может считать. доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею"
Не раскаялся и не восстановил.
Он умер, не исповедавшись, и не причастившись.
Хотя перед смертью и приезжал в Козельск Был и в Оптиной Пустыне и в Шамординском монастыре.
Ждал, что его позовут. Но к Богу, как известно, нужно приходить самому.
КОНЕЦ.