Подводная война в ХХ веке

Александр Щербаков 5
Сейчас даже удивительно понимать, что сто лет назад подводный флот делал свои первые шаги, но сразу же заявил себя грозной силой. Не все знают, что перевезя несколько подводных лодок по железной дороги с Балтики во Владивосток, Россия заставила Японию отказаться от десантной операции во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.  А во время Первой мировой войны немецкая подводная лодка отправила на дно три итальянских крейсера буквально за полчаса.

От появления потаенного судна Ефима Никонова во времена Петра Первого до более-менее пригодного для плавания под водой судна прошло почти 200 лет. Но и первые субмарины были просто опасны для моряков, каждое погружение было своеобразным подвигом и верой в свою судьбу. Но эта идея – подобраться под водой к кораблю противника и сделать дыру в подводной части, после чего вражеский корабль утонет  - была заманчивой. Особенно, когда появились самодвижущиеся мины, названные торпедами.  Есть неизвестное большинству читателей стихотворение, написанное в стенах Пушкинского училища подводного плавания полсотни лет назад. Я его уже приводил в одном из рассказов о флоте, но позволю себе  повторить.  Прошу прощения за сленг, но из песни слова не выкинешь.

В древней солнечной Элладе,
А точней, в Афинограде,
На заре античных лет
Жил мудила Архимед.
Раз он крепко поднабрался,
Еле до дому добрался.
И в бассейн тут наш мудрец
Освежиться чтоб, полез.
Смотрит он в хмельном бреду
Философски на елду.
На земле она свисает,
А в воде наверх всплывает.
С криком «Эврика» вскочил
И такой закон открыл:
«На погруженное тело,
Как оно бы не хотело
Давит сила по подъему
Равная его объему.»
Сей закон довел людей
До подводных кораблей.

А один крестьянский сын
Некто Никонов Ефим
Изобрел давным-давно
Потаенное судно.
А полковничек Джевецкий
Стал впадать под старость в детство.
И стальные корпуса
Изобрел за полчаса.
Ну,  а Якоби – мудрец,
Был порядочный подлец.
Получил подводный флот
От него электроход.
Ну,  а дальше как могли
Усложняли корабли.
Кто-то сузил коридоры,
Кто-то напихал приборы,
От трюмов до ГКП,
Кто-то сунул РДП.
И по свету поплыли
Боевые корабли.
А подводник, водный крот,
Самый проклятый народ.
Как заезженная ****ь, 
Особливо БЧ-5.
Только лег поспать тут малость,
Так и есть, опять сломалось.
То пожарчик, то вода, то другая ерунда. 
И куда не оглянись,
хоть убейся, хоть топись!
А виновник этих бед
был мудила Архимед.

Вот именно в таком режиме плавали подводники во времена двух мировых войн. Подводными лодки можно было назвать лишь с большой натяжкой подводными, они были скорее ныряющими. Для постоянного пребывания под водой не хватало не только кислорода для дыхания, но и мощности аккумуляторных батарей для движения под водой. Требовалось всплывать на поверхность и заражать батареи работой  дизелей, которые обеспечивали и надводный ход.  Причем те, дизель-электрические лодки не могли похвастать высокой скорость как надводного (до 20 узлов у некоторых лодок) и особенно подводного (до 15 узлов) хода. При этом на такой высокой скорости субмарина могла идти не больше часа, полностью разряжала батареи. Поэтому обычно лодки шли под водой со скоростью 8-10 узлов, но чаще еще меньше.

Тем не менее,  уже в годы Первой мировой войны подводные лодки зарекомендовали себя грозной силой, отправляя на дно и военные корабли, намного больше их по тоннажу, и особенно торговые суда.  И хотя флотоводцы всего мира не очень оценили силу субмарин, тем не менее, запретили поверженной Германии иметь в своем флоте подводные лодки.  Как будто знали, что  бывший командир подводной лодки в Первую мировую войну Карл Дёниц уже знал, как правильно использовать грозное оружие.  Поэтому за границей немецкие инженеры и конструкторы работали над проектами более совершенных подводных лодок, в чем немало преуспели. Немецкие субмарины Второй мировой войны признаны лучшими в мире.

Но убедить пришедшего к власти в Германии Адольфа Гитлера Дёниц не смог. Тот предпочитал строить огромные линейные корабли – Бисмарк и Тирпиц.  Причем,  скорее для устрашения, так как Гитлер не собирался воевать с Великобританией, он всегда хотел объединения с великой морской державой. Но Великобритания не желала этого, хотя были и такие,  причем в верхних эшелонах власти, которые были бы не против замириться с гитлеровской Германией. Но не сложилось.  Поэтому, когда началась война на море, Германия обладала очень маленьким количеством  субмарин, многие из которых могли плавать лишь в прибрежных водах.

Но Дёниц нашел выход. Он отправил опытного командира подводной лодки Ю-47 Гюнтера Прина в базу английского флота Скапа-Флоу, и тот там повел себя, как слон в посудной лавке – пустил на дно английский линейный корабль. Об этом успехе подводников  раструбила пропаганда Геббельса, Прин получил награду из рук самого Гитлера, все члены экипажа субмарины были награждены.  Гитлер дал указание строить больше подводных лодок, а после потопления в водах северной Атлантики немецкого линкора «Бисмарк»  приказал все силы бросить на строительство субмарин. «Битва за Атгантику» развернулась с новой силой.

Ставший адмиралом Карл Дёниц с появлением у него большего числа подводных лодок и захватом портов Франции после победы над этой страной в 1940 году,  придумал революционную тактику нападения на конвои противника, которая получила название «волчья стая».  Развернув в океане несколько подводных лодок на пути следования конвоя торговых судов с охранением из эсминцев или фрегатов, он дожидался, когда какая-нибудь из лодок обнаруживала конвой, и давал указания командирам остальных подводных лодок прибыть в такую-то точку, и в ночное время всем одновременно с разных сторон напасть на конвой. Корабли охранения  не смогут  обеспечить отражение такой атаки.

При этом подводные лодки Дёница атаковали конвой из надводного положения. Невысокие рубки субмарин были плохо видны в темное время, а вот с них было видно лучше, чем в окуляры перископа. И такая тактика приносила успех. Обычно до 70-80% торговых судов из конвоя уходили на дно.  Количество потопленных судов стало таким большим, что Черчилль был вынужден обратиться к Рузвельту за помощью, и тот продал 50 устаревших эсминцев Первой мировой войны, чтобы те могли охранять английские конвои. В противном случае Англии грозила блокада. Ведь эта островная страна очень зависела от поставок из своих колоний.

Немцы обрушили свой удар на торговые суда. Они топили их не только в северной Атлантике от Великобритании до берегов США,  но и на юге Атлантического океана и даже в Индийском. Пополняли запасы субмарины с подводных лодок-маток, которые плавали по всему океану, доставляя топливо и продукты питания.

Такая вольница немецких подводников продолжалась до конца 1941 года. Они сами назвали этот период «жирными месяцами», когда на одну потопленную лодку немцев приходилось выше десятка торговых судов Англии и её союзников.  Но потом упорядочение охраны конвоев, которых стали сопровождать не только корабли охранения, но и конвойные авианосцы с самолетами на борту, изменили соотношение потерь. Самолеты, радары и гидроакустические станции (асдик) стали бичом подводных лодок.  Вываливающиеся из облаков самолеты на идущую в надводном положении субмарину  оставляли ей мало шансов уйти на глубину, где её и там доставали глубинные бомбы, сбрасываемые с самолетов.  Немцы придумали «шнорхель», позволявший лодке длительное время идти под водой на дизелях, а не на электромоторах.  Но потери не уменьшались, во многом из-за того, что на смену опытным командирам пришли молодые.  В конце концов, ставший Главнокомандующим кригсмарине Дёниц,  перестал отправлять подводные лодки в море, и все равно, к концу войны 75% немецких подводников нашли свою смерть на дне.  Таких потерь в годы войны не имел ни один род войск.

Увы, не смогли сравниться с успехами немецких подводников их собраться из других стран.  Наши подводники в Балтике были заперты немцами в начале войны в Финском заливе. Каждая попытка вырваться оттуда приводила к гибели лодки и экипажа.   Лишь в конце 1944 года флот вышел на просторы Балтийского моря,  а уже в 1945 году подлодка С-13  под командованием Маринеско торпедировала два огромных транспорта немцев.

Для подводников Черноморского флота была мало объектов для атак, немцы осуществляли снабжение войск по суше. А вот Северный флот в этом отношении сделал немного больше,  там транспортные коммуникации войск шли по морю, но боевые действия на Севере не шли ни в какое сравнение в боями на других участках советско-германского фронта.  Транспортов с войсками и вооружением было немного, по иногда наши подводники добивались успехов.  Пожалуй,  только  атака нашей лодки К-21 под командованием Лунина на «Тирпицстала хорошо известна, хотя и не привела к торпедированию линкора, но зато сорвала его атаку на конвой PQ-17.

Неизвестные большие успехи английских подводников, хотя они тоже были. А вот японские подводники в рамках своей доктрины атаковали преимущественно  американские военные корабли, оставляя в покое транспортные суда.  И хотя успехи в потоплении американцев были, они могли быть намного больше, если бы атаковали американские транспорты.  А вот американские подводники  не брезговали ничем, топили японские суда без разбора, чтобы нарушить каботажное, т.е. прибрежное судоходство Японии, особенно в завершающий период войны на Тихом океане.

Совершенно другая подводная война стала после того, как началась атомная эра на флоте, и подводные лодки стали соответствовать своему названию в полной мере.  Но назвать противостояние войной в полном смысле этого слова нельзя.  Подводники противоборствующих сторон не пускали друг в друга торпеды,  не запускали ракеты, но соперничали друг с другом в другом.  Подводные лодки следили друг за другом, выявляли возможности противника маневрировать, отрываться, узнавали районы патрулирования ракетоносцев, слышать друг друга гидроакустическими средствами. Случались и столкновения, и гибель лодок в результате ЧП (американские «Трешер» и «Скорпион», наши К-219 и «Комсомолец»), другие аварии.

До сих военные эксперты спорят, чьи же субмарины были лучше, кто бы победил, если бы вместо «холодной» войны началась настоящая.  Наши субмарины в конце концом стали быстрее американских (проект 661), умели погружаться на большую глубину (проект 685),  были более маневренные (проект 705), самыми большими по водоизмещению и с лучшими условиями обитания (проект 941). Но американские лодки были менее шумные (проект «Вирджиния»), несли на борту большее количество баллистических ракет  (проект «Огайо»).  Но вот выпустили в одном залпе все имевшиеся на борту 16 ракет только наши подводники (операция «Бегемот»). Это была последняя жирная точка в противостоянии подводников, ибо через несколько дней случился путч ГКЧП, беловежские соглашения и распад СССР.  В «суверенной» России заниматься флотом было некому, а США, посчитав, что они победили в «холодной войне» и СССР больше нет, решили не тратить деньги на новые виды вооружения, в том числе и на флоте.