История за историей. Гл. 10. Растяпа

Владимир Кабашев
   Я - работал на заводе "Северный Пресс" долгое время. Кем? Мастером сборочного участка гироскопических приборов, которые устанавливались в систему ориентации ракет, которые в свою очередь устанавливались на подводные лодки, бороздившие просторы морей и океанов. Несли боевое дежурство. Гироскопия – мозг ракеты. Круто? Вряд ли. Мне приходилось заниматься рутинной работой, скорей всего,  обычного подсобника и писаки, но я гордился, когда понимал, что не испортил результата труда своих подчинённых. В мою основную задачу входила обязанность «пронести на руках» всю мелкую серию изготовляемых приборов моим участком, а это человек тридцать специалистов высокого интеллектуального труда и несколько томов инструкций, программ, методик и прочей документации.
   Правда, один раз случилось так, что из-за моего неквалифицированного поступка, где-то в море упала ракета, выпущенная в учебную цель.
   Делали кроме гироскопии и датчики высоты повышенной точности девятнадцати- километровые тропикоустойчивые - ДВПТ-19Т. Завершающий этап изготовления - конец месяца. Четыре датчика, готовые, проходили последнюю проверку этапа приёмки военного заказчика. Стояли красавцы - четыре в ряд на столе, где я оформлял протоколы. Неловким движением моего локтя один из датчиков полетел на пол. В стендовой - я и регулировщик Иванов Женя. Обследовав ситуацию, принимаю решение исправить ситуацию своими силами: Отрихтовать вмятину на "ухе" прибора, проверить параметры приёмо-сдаточных испытаний. Вмятину легко исправил механик Степанов Алексей, характеристика же плавно сдвинулась. В таких случаях сдвигаем потенциометр. Короче, взял на себя больше, чем имел право - исправил всё... кроме вариации.
   Ошибся... Из-за незнания важности этого параметра.  Как-то случилось так, что главный конструктор выгнал меня с учёбы, отправил заниматься конкретикой моей работы - экономикой. Иди мол, пиши наряды! А вот случилось так, что пришлось принимать решение, и я допустил грубую ошибку. Но и главный конструктор, в свою очередь, тоже понял и признал свою ошибку. Почему я хотел послушать лекцию главного конструктора? Просто я однажды задал вопрос по некорректной механике через руководителя заказа и мне ответили, что датчик, якобы, в системе самой ракеты дублируется радиовысотомером и несёт на себе второстепенную роль.
   Главный конструктор Вулкана после инцидента в море сразу указал на вероятную причину: вариация ДВПТ-19Т. А уже потом, и я вспомнил об этом случае - и другого греха быть не могло. Ошибся только тогда. Не было в тот день на работе палочки-выручалочки, механика Гурылёва, который своими руками и головой закладывал качество полёта ракеты, а это чревато возможной ошибкой, что называется «человеческий фактор».
   Главный конструктор, что на первый взгляд кажется удивительным, даже был рад этому инциденту - обошлось без жертв и заодно... освежило головы тех, кто хотел сэкономить на новой разработке - мол, и так хорошо летают, зачем делать лучше? Если б первая ракета не упала в море - не было бы причины к новой разработке.
   Вот так своим локтём я помог запустить новую разработку, каких - не знаю, ракет. Вот такой я - растяпа!
   Просто параметр "вариация" не входил в программу испытаний на этапе приёмки,  здесь и кроется причина моей ошибки.
   Когда пошла разборка нештатной ситуации в море ведущими специалистами объединения, я честно признался, что только тогда могла произойти эта ошибка. И, если уж произошла такая ситуация, то в первую очередь виноват в этом я, со своими исполнителями. Вопрос качества был у нас на первом месте.

Знай и помни каждый в нашем цехе
В мире мира нет - идёт война.
Мы - работаем , что б не было прорехи
В том щите, что держит вся страна.

Это мои слова - в стенгазету...

Бракоделье растоптать как скверну!
Грань с предательством считается отказ!
К истине вести дорожку верно
Чтобы в первый и в последний раз.

   Много лет прошло, а помню, правда, свои же, слова…
   Вот бы посмотреть какую технику делают сейчас. На тот щит, что держит вся страна. Растяпа!


Дополнение к Гл. 10 Честный поступок.

    Написал главу Растяпа и снова всколыхнуло мою память-совесть. Как я мог пойти на такой поступок - скрыть нештатную ситуацию от военного заказчика? Большой пребольшой грех. Стыд! Позор!
   Ещё большим грехом сейчас считаю, что не вскрыл ранее "гнойный прыщ" в технологии сборки датчиков, а именно некорректную механику, за которую отвечал мой подчинённый Володя Гурылёв. Его однажды проинструктировал сам главный конструктор Вулкана, извинился за некорректную механику в своей конструкции, в своём бессилии что-нибудь с ней сделать.Дело в том, что изделие было старой разработки и многие старые разработчики просто ушли из жизни, а пришедшие на смену люди не могли разобраться в конструкции этого изделия. Гурылёв подолгу сидел на механической регулировке изделия и боялся отдать его дальше по технологии и , отдавая прибор, сам признавался в своём бессилии сделать его лучше.Я просто зря успокоился после ответа от руководителя заказа Ананьевой Эльвиры Ануфриевны о дублировании датчика  радиовысотомером. Правда честно хотел разобраться с этим вопросом - хотел послушать лекцию главного конструктора и задать ему этот вопрос.Но, не судьба... Если б я не признался в нештатной ситуации, то вина могла пасть на Володю Гурылёва, а я этого не хотел. Правда, подставил другого моего исполнителя Женю Иванова. Это было неизбежно...
   Изделие было старой разработки - экономически обсосаное нормировщиком и взять деньги, чтобы заплатить механику за его честную работу было сложно. Частенько приборы, отданные дальше по технологии, возвращались назад на механическую регулировку по разным причинам.У меня же накопился на тот момент некоторый опыт - поэтому так и поступил! Мне после этого случая разрешили прибавлять к партии собираемых приборов подстраховку - один-два прибора к десяти. Для того, чтобы иметь страховой запас. А до этого все были против, всячески не давали.
   А я и признался потом в нештатной ситуации для того, чтобы вскрыть этот нарыв. Давно об этом думал и не знал, как это сделать. Судьба распорядилась так, как она распорядилась. И меня поняли, правда, может некоторые не сразу, но я считаю, что поняли. Заступился главный конструктор Вулкана. Это я хорошо знаю. Спасибо ему за честный поступок.