Хотел он стать артистом...

Священник Владимир Русин
ХОТЕЛ ОН СТАТЬ АРТИСТОМ,
А СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ.

Пригородный поезд «Старый Оскол – Валуйки».

- Ты растолкай меня через часок, а то я свою остановку провороню, - попросил меня попутчик и завалился на боковую. – Ночь, понимаешь, не спал. Авария под Сараевкой. До утра вкалывали, - добавил он уже сквозь сон.

Перрон за окошком вздрогнул и поплыл. Я начал было тоже подремывать, но недюжинным усилием воли вернул себя в явь. Обещал ведь человека разбудить, надо держаться. Достал из сумки початую книгу.

Однако через несколько страниц попутчик мой пробудился самостоятельно. После короткого сна он сделался необычайно говорливым. Узнав, что я неравнодушен к поэзии, решил прочесть мне свои стихи, написанные 23 года назад.. в местах лишения свободы.

"Хотел я с детства стать артистом,
Стремился к светлой жизни я.
В конце концов, рецидивистом
Юристы сделали меня".

Тюремный стаж Виктора Елисеева, автора этих строк, - 18,5 лет. Первый раз осудили за кражу 175 кг колхозной пшеницы.

- Устроили показательный суд. Народу собралось! Все пальцами показывали: «Смотрите на расхитителя социалистической собственности». А сами воровали вагонами… Дали четыре года. Я тогда совсем пацаном был. Первый раз в камеру вошел – волосы дыбом встали. Ужас! Как тут вообще можно находиться, не то что жить. Если б тогда отпустили, клянусь, больше б никогда пучка петрушки у соседа не украл… Потом – ничего. На зону перевели. Пообвыкся, пообтерся, пообтесался.

"Лишённый прав под автоматом
(За что? – понять я не могу)
Меня в бушлате полосатом
Свезли в сибирскую тайгу.
Меж елок ровными рядами
Бараки мрачные стоят.
И за железными дверями
Друг друга заживо едят.
Живые трупы на постелях.
Кругом царит паразитизм.
А воспитатели в шинелях
Толкуют нам за коммунизм."

- Вообще, я люблю побеседовать на разные темы: о морали, искусстве и т.д. Побакланиться (подраться) тоже люблю. Маховики-то вон какие большие, - и он продемонстрировал свои мощные пятерни. – Из-за них и возвращался я на зону…Мне уже скоро пятьдесят. Сам зарабатываю. Готовлю, стираю, хозяйство веду. Но так надоело одному! Телевизор уже в печенках. Прихожу домой – и хоть вой, даже поругаться не с кем.

"К услугам вашим, бюрократы,
Ликер тягучий и коньяк.
А мне приходится несладко –
Жую уж вареный третьяк."

- Знаешь, что такое третьяк?
- Нет.
- Это чай, заваренный по третьему разу.

"Живете вы, как фараоны,
А здесь уже не греет кровь.
У вас – упитанные жены.
У нас – с кобылами любовь."

- А кто такие кобылы знаешь?
- Нет.
- Ну, и не надо тебе знать.

"Вы, бюрократы, извините,
Что написать про вас посмел.
И ради Бога, увезите
Меня с пределов СССР."

- У меня память феноменальная. Много стихов наизусть помню. Могу почитать малоизвестную лирику Есенина. Дома – библиотека хорошая. Есть дореволюционное издание Достоевского, вышедшее тиражом всего 300 экземпляров. Один вор в законе подарил… Жизнь у меня беспокойная. Чуть что случится – идут ко мне с проверкой. Я – первый подозреваемый. А с участковым мы когда-то вместе сидели… за одной партой в школе… Так вот все сложилось. Кто знает, как повернулась жизнь, если б не эта злосчастная пшеница? А вот и моя остановка. Ты прости, что я тебе голову забил, спокойно почитать не дал.

Мы попрощались. Сонливость отступила, но читать больше не хотелось. Решил по свежей памяти написать рассказ о встрече.
 
Между прочим, в детстве я тоже хотел стать артистом.

Февраль 1999г.
Из неизданного сборника "Точка"