Письмо номер 18 по Бартини

Доба Каминская
Самолёт СТАЛЬ- 7 , не смотря на его хорошие характеристики, в серийное производство передан не был, он так и остался в единственном экземпляре.
Однако в судьбе этого самолета возник крутой перелом- им стало создание на базе СТАЛЬ-7 нового самолета, дальнего бомбардировщика. К этому времени пошёл  на повышение в КБ молодой авиаконструктор- Владимир Григорьевич Ермолаев. Ему было суждено продолжить дело, начатое Бартини.  В Г Ермолаев пришёл в К Б Бартини в 1931-м году, после окончания с отличием механико- математического факультета в
  М Г У.
Красивый, уверенный в себе, весьма способный, хорошо подготовленный инженер сразу привлёк к себе внимание Бартини, который выделил его из общей массы и стал готовить его « На главного конструктора «. Спустя много лет , Роберт Людвигович так отзывался о своём ученике : « Володя был настоящим главнымсамоотвеерженно трудолюбивым, прекрасно образованным, человеком был хорошим и, что самое важное-  талантливым. Самолёт строился согласно постановлению Комитета Обороны от 29-го июля 1939-го года. Заказом предусматривался дальний бомбардировщик с максимальной скоростью не менее 500 км/час. В качестве оборонительного вооружения предлагались три пулемёта и одна 20 мм пушка. Опытный образец предписывалось изготовить к первому апреля 194-го года. В августе 1939-го года состоялась защита макета бомбардировщика. Через полгода первую машину, которую Назвали Д Б- 24, выкатили из ворот сборочного цеха. Первый испытательный полет выполнил лётчик Шабанов. Полученные результаты вызвали восторженные отзывы. Лётный состав томптил, что упраление самолётом было простым, отмечалась хорошая устойчивось и отличный обзор из кабины. Техники подчеркивали удобство и простоту эксплуатации самолета.
В 1940-м году, не дожидаясь окончания Государственных испытаний.был выдан заказ на изготовление семидесяти самолетов, которые с Д Б- 240 были переименованы в
ЕР-2. Такое название нового самолета не могло, естественно, не вызвать недоумения. Возник вопрос- почему самолёт не был назван именем его автора, его создателя, то есть именем Роберта Бартини? А дело заключалось в том, что государственные верхи не захотели использовать имя этого строптивого челов ека, который в то время отбывал наказание, как враг народа. Поползли слухи о том, что Ермолаев присвоил себе имя автора самолета, воспользовавшись тем, что Бартини находился в заключении. Но в этой непростой ситуации Роберт Людвигович оказался на высоте. Он сказал: « Я бесконечно благодарен Володе Ермолаеву, ведь получился неплохой бомбардировщиком». И добавил; « Он молодец. Страна в годы тяжелых испытаний получила сильное оружие против фашистов. А это- главное «.
По результатам поведённых государственных испытаний было предложено ввести в экипаж второго пилота, разместив его рядом с командиром. Это обеспечивало существенное снижение нагрузки на летчиков во время длительных перелётов.
Самолёт отправился в первый беспосадочный полёт по маршруту Москва- Омск- Москва.
Однако машина встретила грозовой фронт и ей пришлось прекратить испытание и вернуться в Москву. Дальний полёт повторили чуть позже и по другому маршруту:
Москва- Казань- Свердловск- Москва. На этот раз полёт протекал благополучно.
Протяжённость маршрута составила 395 километров, Эта беспосадочная дальность превзошла данный показатель самолета ИЛ- 4 на боле, чем целых целых тысячу километров! В феврале 1944-го года в Иркутске с второго начались государственные испытания доработанного и , одновременно, первого серийного самолета. С второго по пятое апреля экипаж летчика Лисицына совершил перелёт по маршруту Иркутск- Новосибирск- Омск Свердловск - Москва, с промежуточными посадками в указанных местах. При этом перелёте был обнаружен ряд существенных дефектов. В конечном счете, после выполнения 66-ти полетов,в октябре месяце пришлось прекратить испытания самолета до полной его доводки. В августе 1944-го года, после доработки, самолёт ЕР-2 предъявили для сдачи заказчику. Этот предъявленный самолёт стал эталоном для серийного производства. Изготовленные машины перегоняли из Иркутска на подмосковный аэродром Остафьево. 23-го марта 1945-го года самолёт
ЕР- 2 пролетел из Иркутска до Москвы, с одной промежуточной посадкой в Новосибирске, преодолев расстояние 4600 километров всего за 15 часов 25 минут лётного времени. После этого началась подготовка к беспосадочному перелету по тому- же маршруту.
В 1944-м году в ОКБ Ермолаева было разработано, на основе бомбардировщика, несколько вариантов пассажирских самолетов. Проектировался лайнер, который вмещал  в себя двадцать одного пассажира и пять членов экипажа. Ожидалось, что гибридный самолёт будет развивать скорость 435 км/час на высоте шесть тысяч метров и летать на расстояние трёх тысяч километров. Но вдруг случилось непредвиденное трагическое происшествие, в декабре 1944-го года скоропостижно скончался Владимир
Григорьевич Ермолаев. И вот как это произошло. В пятницу 13-го декабря 1944-го года тридцатипятилетний генерал Ермолев, вместе с женой, выехал поездом из Москвы в Иркутск. Какое-то предчувствие томило его. В ходе прощания на перроне вокзала провожающие запомнили невеселое настроени их главного. Приехав в Иркутск, Ермолаев заболел сыпным тифом. Через несколько дней возникло осложнение на лёгкие и печень, ещё немного позже развился менингит. Сталин, узнав о болезни Владимира Григорьевича, спросил кто его лечит и не нужна ли медицинская помощь из Москвы. Ему доложили, что мобилизована вся Иркутская и Томская поофесура. В течение двух недель были испробованы все известные в ту пору средства, но ничего не помогло. Ермолаев  скончался и уже пятого января 1945-го года состоялись его похороны на
Новодьевичем кладбище в Москве. Вместо него директором  и главным конструктором был назначен П О Сухой.
15-го апреля 1945-го года был выполнен беспосадочный перелёт по маршруту Иркутск- Москва. При подлёте к Москве пришло сообщение, что Центральный аэродром закрыт из-за снегопада. Пришлось кружить в воздухе 45 минут, ожидая улучшения погоды. При посадке оставалось всего 500 килограмм горючего. Во время полёта самолёт работал безотказно.
Под руководством Сухого продолжалась иолернизация самолета Е Р- 2, как дальнего бомбардировщика.
В начале 1946-го года Наркоматы были упразднены и реобразованы в Министерства. Авиационную промышленность возглавил В М Хруничев. Новый руководитель начал наводить свои порядки.  Он ликвидировал многие К Б. Под эти жернова попал и коллектив Сухого. В итоге, все работы по самолету Е Р-2 были полностью прекращены.
В период ОТечественной войны самолет Е Р- 2 получил широкое и успешное боевое применение. Как вспоминает дважды Герой Советского Ооюза лётчик А И Молдодчий: М
« Мы учили Е Р- 2 летать и в то же время учились сами. Летчикам нашего полка
Е Р- 2 понравились с первых полетов: машина имела хорошие лётно- технические характеристики, а в максимальной скорости, потолке имела превосходство над многими отечественными и зарубежными самолётами такого же класса. Об этом мы говорили и конструктору самолета В Г Ермолаеву, который часто бывал у нас на аэродроме. Но, к сожалению, приходилось говорить и о недостатках. Владимир Григорьевич внимательно прислушивался к нашим замечаниям и прижимал все меры, чтобы быстрее устранить производственные и другие дефекты «.
Отсчёт боевых будней начался в городе Пушкино под Ленинградом, куда перелетел двадцать седьмой самолёт Е Р- 2. Вечером этого же дня, вместе с другими самолётами, он полетел на бомбежку Берлина. 14-го марта 1942- го года Ермолаев получил сообщение от командира одного из полков: « За шесть месяцев работы полка на самолетах Е Р-2 совершено около 500 боевых вылетов, днём и ночью, с налетом 200 часов и успещным решением разнообразных боевых задач. Командование полка считает, что в интересах войны самолёт Е Р-2 является крайне необходимым, как один из лучших бомбардировщиков дальнего действия . Основными целями Е Р-2 были железнодорожные мосты в оккупированной немцами местности. На перегонах бомбили эшелоны противника. Подвергали ударам и аэродромы, занятые фашистами.

 















,