Ван Гог-ярчайший представитель постимпрессионизма4

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Серии листов из музея КМО (осень 1882 г.), изображают стариков из богадельни, в которых поразительно точно воссоздается облик человека, опустившегося «на дно», но пытающегося это скрывать. Гаагская графика Ван Гога отличается большим разнообразием приемов. Он пользуется карандашом, мелом, пером, сепией, акварелью, соединяя нередко эти техники в одном листе.
Ван Гог бредит идеей создания некоммерческого общества голландских художников, работающих для народа, чтобы вызвать сострадание к беднякам. Идея была утопичной, особенно, учитывая материальное положение самого Ван Гога.
Миссионер в Ван Гоге не умер. Он до конца жизни не расставался с мечтой о преобразовании общества.
Под этими влияниями надо рассматривать такие работы, как «Старик, опустивший голову на руки» (ноябрь 1882 г., муз. ВГА) и «Скорбь»(1882 г.,собр. Эпштейн, Лондон). Винсент еще не пишет портреты. Он называет свои работы «фигурами». Его интересуют пока только жесты и движения людей. В представленных работах изображено человеческое отчаяние.
Ван Гог придавал «Скорби» значение своеобразного манифеста. Она значима для него, как «Меланхолия» для Дюрера. Позировала для «Скорби» Христина Хоорник, или Син, как называл её Винсент. Это было одно из падших созданий, которых в Гааге он часто встречал, бродя в унынии по улицам города, и которых он называет своими сестрами, имея в виду их положение в обществе. Сине было 32 года, она - алкоголичка. К моменту знакомства Сина уже имела ребенка и была беременна другим. Сина позировала Ван Гогу примерно для 60 рисунков и акварелей.
Интересно, что вангоговское восприятие – « я словно бы вижу во всем душу» – реализуется и на «мертвой» натуре. Таков «Этюд дерева» ,1882 г.,муз. КМО– как бы парный к «Скорби».
Это «духовный» портрет дерева, пострадавшего от непогоды, как человеческое тело – от житейских превратностей.
Соприкосновение с действительностью расшатало и уничтожило систему идей гаагского периода Ван Гога. Он порвал последовательно связи со всеми, кто его не понимал,- сначала с близкими, потом с художниками и, наконец, со своей моделью. Удар был тяжким, разочарование глубоким. Ван Гог покидает Гаагу и своих героев – городскую бедноту.
Однако труды не пропали даром. Этот опыт войдет как существенный момент в последующих новациях Винсента- художника.
Он хотел быть услышанным и понятым. Именно эта цель создавала тот мощный творческий стимул, благодаря которому Ван Гогу за какие-нибудь 10 лет(!) удалось пройти огромный плодотворный путь художника-новатора. Работа с рисунком была для Ван Гога лишь прелюдией его творчества, ибо с самого начала он мечтал о живописи, но не смел к ней подходить без всесторонней подготовки, чтобы избежать разочарований в своих силах и ненужных материальных издержек и проблем, которых у него и без живописи было достаточно. И опять на помощь пришел Тео.
Уже летом 1882 г. Тео подарил ему удобные принадлежности для работы на природе.
Винсент сразу почувствовал, что живопись более соответствует его темпераменту и глазу колориста. Он отмечал, «что при том же количестве труда, которое затрачивается на рисунок, живопись гораздо лучше передает впечатление, гораздо приятней для глаза и в то же время более правдива». И действительно, в масляных красках Ван Гог обрел своих послушных союзников.
«В живописи есть нечто бесконечное... В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе», - писал Ван Гог.
Кумирами Ван Гога стают – барбизонцы, создатели пейзажа настроения, однако стилистически проявляется влияние художников гаагской школы, с которыми он имел контакты (Мауве, Болем и др.). Вот «Девочка в лесу», август 1882 г., муз. КМО. Это постоянно повторяющийся у Ван Гога сюжет: хрупкая фигурка среди мощных деревьев. Перед нами работа уже совершенно зрелого мастера.
Или прекрасный этюд «Пляж в Шевенингене в ветреную погоду», авг. 1882 г., Гор. муз., Амстердам – густые сплавы серых, сине-зеленых, охристых тонов уверенно выкладывают полосу пляжа, на которую ветер катит тяжелые волны прибоя. Никто, увидев эти работы, даже не подумал, что это первые этюды маслом Винсента.