О граблях

Андрей Эйсмонт
         
 
  Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека.  Думается, что с этим согласится большинство читателей. Последствия суровой встречи живо вспоминаются каждым и запоминаются надолго.
                Стоял осенний весёлый денёчек. Бабье лето - чудная пора. Земля на пришкольном участке укрыта золотым багрянцем опавших листьев. Небо наполнено пронзительной голубизной. Хочется петь, скакать, стоять на голове,  радоваться счастью наполняющем душу. И хотя летние каникулы недавно закончились, а  учебный год только начался, сидеть в классе невмоготу.

         Развесёлый кадетский класс с граблями, носилками и пакетами для сбора листьев вывалился из школы. Мальчишки, получив инструктаж учителя биологии, и распределившись на группы, приступили к уборке территории. Работа спорилась. Слышались шутки и прибаутки, звонкий смех. Как хотелось выделиться на фоне остальных классов! Дружные и озорные! А какие трудолюбивые! Не прошло и получаса, -  территория убрана. Инструмент собран,  отнесён в подвал. Благодарности объявлены.
             До построения пятнадцать минут – можно вволю побегать и попрыгать. Ничего, что на плечах погоны с буквой «К». Военная форма   заставляет каждого вести себя иначе. Но возраст… Дети остаются весёлыми озорниками независимо оттого, во что одеты.               

     День необычен тем, что на сегодня запланирована встреча с родителями учеников. Первое собрание после летних каникул. Много что предстоит обсудить….  С ними, как и с детьми, повезло. Понимающий и вникающий во всё коллектив в наше время редкость.
 
      Сделаны последние штрихи дежурными по классу. На доске документации вывешены боевые листки и  ведомости текущих отметок за прошедшую неделю. Физиономии кадетов отличившихся в учебе, спорте…весело смотрят с фотографий  стенда. Заключительным аккордом звякнул ключ, провернувшись в замке и поставив точку в подготовке к родительскому собранию. Осталось только спуститься вниз, заглянуть в глаза любимым чертенятам, напомнить о соблюдении правил дорожного движения и попрощаться, а через пару часов встретиться с родителями.

     Нос к носу столкнулся с заплаканной учительницей биологии. Молодая, но начитанная, умеет преподать материал. Чёртушки мои смотрят на неё заворожено и учатся на «отлично». Всегда весёлая, наполненная радостью,  а тут всхлипывая:
- Андрей Михайлович! Этот  разбойник Стёпка…- и снова в слёзы.

       А Стёпка - действительно разбойник, каких мало. Воспитывается в неполной семье. Отца нет. Мать с утра до ночи работает в больнице операционной сестрой. Старается набрать больше дежурств, чтобы прокормить сына и старенькую бабушку.
   Характер у Степана не сахар. Таким уродился. Упёртый. Что делать!  Такие идут только против ветра. На уроке все рисуют мячик, а он – танк. Не хотите  танк? Тогда буду сидеть, и смотреть в потолок. Редко с таким характером, как у него уживаются в коллективе. И учителя на него жаловались, и мать в школу вызывали. Не раз уже стоял вопрос  перед администрацией школы о переводе из кадетского класса.

     Взглянешь на него – симпатичный белобрысый парнишка с синими глазами, с белоснежной улыбкой, располагающий к себе любого собеседника. Не врёт, не изворачивается:
-Да знаю,  виноват! Не хотел. Так получилось. Даю слово - больше не буду!
И  – не врёт. Такое не повторяется, но появляется другое, мало чем отличающееся от предыдущего.
 
     В классе Стёпку уважали не за то, что быстрее всех бегал и больше всех подтягивался на перекладине, а за справедливость, за честность и открытость. Одним словом – Заводила или по другому – скрытый неформальный лидер. С такими упёртыми работать  сложно и в тоже время интересно. Никогда не угадаешь, чего ожидать. Сколько было жалоб на поведение. Но в противовес им за непродолжительное время успел спасти ветерана.
   Старенький дедушка, пораженный инсультом, упал в снег. На него не обращали внимания и проходили мимо все – кроме Стёпки, который забежал к вахтёру во дворец культуры и вызвал «скорую». На ответ диспетчера: « Мальчик прекратите играться!», среагировал грубо, обозвав  дурой. В результате получил выговор от директора школы и благодарность от родственников ветерана.
   В снегу у заброшенных гаражей нашёл сумку с крупной суммой денег и паспортом. И тут же отыскав хозяйку, вернул  утерянное, отказавшись даже от плитки шоколада и не назвав  фамилию. Та растроганная таким отношением на следующий день прилетела в школу с упаковкой шоколада, ворвалась в кабинет директора, благодарила за воспитание юных чертенят в кадетских погонах и слёзно просила отыскать это благородное создание.  Не прошло и двух минут как «создание» отыскалось. Было доставлено низко склонившим голову в кабинет директора учителем музыки за срыв урока. В результате опознано и расцеловано.


И вот теперь очередное похождение.
-Только на минуточку отлучилась. С ребятишками унесла в подвал инструмент, а остальным сказала: « Ждите офицера – воспитателя. Поиграйте минут пятнадцать». Прихожу, а они с синяками и шишками! Это  Стёпа – разбойник!

     Картина яркая и красочная. Любимцы стояли с расшибленными  лбами, физиономиями в красную полоску, которые в ближайшее время приобретут синий цвет. Cо слезами, но с виноватой улыбкой и смеющимися глазами.
   
       Отдельно стоял Стёпа- разбойник с опущенной головой и граблями в руках. Посмотрел в мою сторону, удрученно вздохнул и произнёс: «Ну, виноват! Не подумал. Больше не буду. Тут тренировка нужна. У меня с первого раза тоже не получалось. Надо точно рассчитать усилие, с каким на грабли наступать, чтобы по лбу не стукнули, а остановились в пяти сантиметрах. Знаете, сколько раз  в прошлом году по лбу получил? Пытался отговорить, а они сами… Кто первыми попробовали, остальных подбивали. Типа - а тебе слабо?».

 Что тут будешь делать с этими чертенятами. Отпустил по домам, а Стёпу оставил.
- Вот скажи, юный друг, ты с головой дружишь? А если бы в глаз кому черенком заехало? Спасибо Степан за такой подарок.
 Как  буду перед родителями оправдываться на собрании - ума ни приложу. Иди домой и матери  расскажи, «товарищ – двоечник».

      Только оправдываться не пришлось. С родителями повезло –  понимающие и адекватные. Сами меня успокаивать стали. Мол, возраст такой – переходный период. Степа с мамой пришёл раньше всех и, несмотря на мои возражения, стоял возле класса с граблями в руках. Обсудили произошедший случай.

   Обид на Стёпу ни у кого не было и перешли к обсуждению других насущных проблем. Один родитель во время горячего диспута по поводу предстоящей экскурсии попросил разрешения отлучиться и вышел из класса. Через пару минут послышался хлёсткий удар черенка по полу. Открылась дверь вошёл улыбающийся родитель с красной полосой на лбу.
- Ребёнок не причем –  сам решил попробовать. Да, еще насчёт переходного возраста – у некоторых он продолжается до самой пенсии…По себе знаю…
            В приоткрытую дверь, протиснулся Степан разбойник с граблями в руках и низко опущенной головой: «Виноват - предупреждал, что с первого раза не получится…»

P. S.
            Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека.