О граблях
Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека. Думается, что с этим согласится большинство читателей. Последствия суровой встречи живо вспоминаются каждым и запоминаются надолго.
Стоял осенний весёлый денёчек. Бабье лето - чудная пора. Земля на пришкольном участке укрыта золотым багрянцем опавших листьев. Небо наполнено пронзительной голубизной. Хочется петь, скакать, стоять на голове, радоваться счастью наполняющем душу. И хотя летние каникулы недавно закончились, а учебный год только начался, сидеть в классе невмоготу.
Развесёлый кадетский класс с граблями, носилками и пакетами для сбора листьев вывалился из школы. Мальчишки, получив инструктаж учителя биологии, и распределившись на группы, приступили к уборке территории. Работа спорилась. Слышались шутки и прибаутки, звонкий смех. Как хотелось выделиться на фоне остальных классов! Дружные и озорные! А какие трудолюбивые! Не прошло и получаса, - территория убрана. Инструмент собран, отнесён в подвал. Благодарности объявлены.
До построения пятнадцать минут – можно вволю побегать и попрыгать. Ничего, что на плечах погоны с буквой «К». Военная форма заставляет каждого вести себя иначе. Но возраст… Дети остаются весёлыми озорниками независимо оттого, во что одеты.
День необычен тем, что на сегодня запланирована встреча с родителями учеников. Первое собрание после летних каникул. Много что предстоит обсудить…. С ними, как и с детьми, повезло. Понимающий и вникающий во всё коллектив в наше время редкость.
Сделаны последние штрихи дежурными по классу. На доске документации вывешены боевые листки и ведомости текущих отметок за прошедшую неделю. Физиономии кадетов отличившихся в учебе, спорте…весело смотрят с фотографий стенда. Заключительным аккордом звякнул ключ, провернувшись в замке и поставив точку в подготовке к родительскому собранию. Осталось только спуститься вниз, заглянуть в глаза любимым чертенятам, напомнить о соблюдении правил дорожного движения и попрощаться, а через пару часов встретиться с родителями.
Нос к носу столкнулся с заплаканной учительницей биологии. Молодая, но начитанная, умеет преподать материал. Чёртушки мои смотрят на неё заворожено и учатся на «отлично». Всегда весёлая, наполненная радостью, а тут всхлипывая:
- Андрей Михайлович! Этот разбойник Стёпка…- и снова в слёзы.
А Стёпка - действительно разбойник, каких мало. Воспитывается в неполной семье. Отца нет. Мать с утра до ночи работает в больнице операционной сестрой. Старается набрать больше дежурств, чтобы прокормить сына и старенькую бабушку.
Характер у Степана не сахар. Таким уродился. Упёртый. Что делать! Такие идут только против ветра. На уроке все рисуют мячик, а он – танк. Не хотите танк? Тогда буду сидеть, и смотреть в потолок. Редко с таким характером, как у него уживаются в коллективе. И учителя на него жаловались, и мать в школу вызывали. Не раз уже стоял вопрос перед администрацией школы о переводе из кадетского класса.
Взглянешь на него – симпатичный белобрысый парнишка с синими глазами, с белоснежной улыбкой, располагающий к себе любого собеседника. Не врёт, не изворачивается:
-Да знаю, виноват! Не хотел. Так получилось. Даю слово - больше не буду!
И – не врёт. Такое не повторяется, но появляется другое, мало чем отличающееся от предыдущего.
В классе Стёпку уважали не за то, что быстрее всех бегал и больше всех подтягивался на перекладине, а за справедливость, за честность и открытость. Одним словом – Заводила или по другому – скрытый неформальный лидер. С такими упёртыми работать сложно и в тоже время интересно. Никогда не угадаешь, чего ожидать. Сколько было жалоб на поведение. Но в противовес им за непродолжительное время успел спасти ветерана.
Старенький дедушка, пораженный инсультом, упал в снег. На него не обращали внимания и проходили мимо все – кроме Стёпки, который забежал к вахтёру во дворец культуры и вызвал «скорую». На ответ диспетчера: « Мальчик прекратите играться!», среагировал грубо, обозвав дурой. В результате получил выговор от директора школы и благодарность от родственников ветерана.
В снегу у заброшенных гаражей нашёл сумку с крупной суммой денег и паспортом. И тут же отыскав хозяйку, вернул утерянное, отказавшись даже от плитки шоколада и не назвав фамилию. Та растроганная таким отношением на следующий день прилетела в школу с упаковкой шоколада, ворвалась в кабинет директора, благодарила за воспитание юных чертенят в кадетских погонах и слёзно просила отыскать это благородное создание. Не прошло и двух минут как «создание» отыскалось. Было доставлено низко склонившим голову в кабинет директора учителем музыки за срыв урока. В результате опознано и расцеловано.
И вот теперь очередное похождение.
-Только на минуточку отлучилась. С ребятишками унесла в подвал инструмент, а остальным сказала: « Ждите офицера – воспитателя. Поиграйте минут пятнадцать». Прихожу, а они с синяками и шишками! Это Стёпа – разбойник!
Картина яркая и красочная. Любимцы стояли с расшибленными лбами, физиономиями в красную полоску, которые в ближайшее время приобретут синий цвет. Cо слезами, но с виноватой улыбкой и смеющимися глазами.
Отдельно стоял Стёпа- разбойник с опущенной головой и граблями в руках. Посмотрел в мою сторону, удрученно вздохнул и произнёс: «Ну, виноват! Не подумал. Больше не буду. Тут тренировка нужна. У меня с первого раза тоже не получалось. Надо точно рассчитать усилие, с каким на грабли наступать, чтобы по лбу не стукнули, а остановились в пяти сантиметрах. Знаете, сколько раз в прошлом году по лбу получил? Пытался отговорить, а они сами… Кто первыми попробовали, остальных подбивали. Типа - а тебе слабо?».
Что тут будешь делать с этими чертенятами. Отпустил по домам, а Стёпу оставил.
- Вот скажи, юный друг, ты с головой дружишь? А если бы в глаз кому черенком заехало? Спасибо Степан за такой подарок.
Как буду перед родителями оправдываться на собрании - ума ни приложу. Иди домой и матери расскажи, «товарищ – двоечник».
Только оправдываться не пришлось. С родителями повезло – понимающие и адекватные. Сами меня успокаивать стали. Мол, возраст такой – переходный период. Степа с мамой пришёл раньше всех и, несмотря на мои возражения, стоял возле класса с граблями в руках. Обсудили произошедший случай.
Обид на Стёпу ни у кого не было и перешли к обсуждению других насущных проблем. Один родитель во время горячего диспута по поводу предстоящей экскурсии попросил разрешения отлучиться и вышел из класса. Через пару минут послышался хлёсткий удар черенка по полу. Открылась дверь вошёл улыбающийся родитель с красной полосой на лбу.
- Ребёнок не причем – сам решил попробовать. Да, еще насчёт переходного возраста – у некоторых он продолжается до самой пенсии…По себе знаю…
В приоткрытую дверь, протиснулся Степан разбойник с граблями в руках и низко опущенной головой: «Виноват - предупреждал, что с первого раза не получится…»
P. S.
Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека.
© Copyright:
Андрей Эйсмонт, 2019
Свидетельство о публикации №219120701451