Казаки в вермахте, выдача в Лиенце ч. 10

Николай Мринский
Котова легко ранили, Виноградов в шинели ген.-л-нта Власова погиб. Его позже поначалу приняли за командарма. Котов и Погибко направились в дер. Ям-Тесово, где были схвачены полицаями, а Власов и Воронова - в дер. Туховежи, где жили староверы. А. Власов назвался учителем-беженцем, на его красноармейской гимнастерке не было ни знаков различия, ни орденов. Их принял староста деревни, который накормил путников. Пока те отдыхали, он же привёл и вооружённых местных жителей из отряда самообороны для задержания обоих. Власова и Воронову заперли в одном из подсобных помещений (баня или амбар) и донесли немцам о задержании «бандитов». Утром 12 июля на опознание трупа Власова (на самом деле Виноградова) выехал начальник разведотдела 1-с 38-го армейского корпуса гауптман фон Швердтнер с переводчиком зондерфюрером Пельхау, помощником Хаманном и шофёром Липски. Труп был опознан, как якобы труп Власова. На обратном пути группа заехала в дер. Туховежи для проверки и допроса задержанных. Староста открыл дверь и приказал выйти мужчине оттуда с поднятыми руками. «Не стреляйте, я генерал Власов» - сказал тот на ломаном немецком языке, после выхода из помещения на свет, и передал Швердтнеру удостоверение в красной коже за подписью Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. Мужчина оказался как две капли воды похожим на убитого в шинели генерал-лейтенанта и командарма Власова на фото у Швердтнера. Генерала доставили в штаб группы армий «Север» в пос. Сиверский.

На первом же допросе Власов рассказал немцам всё, что знал о положении Красной Армии под Ленинградом. Так начался путь предательства навек покрывшим его имя позором.  Власову предстояло стать тем самым «комкором Сидорчуком», появление которого предсказывала белая эмиграция. Абвер и влиятельные круги германского генштаба увидели в нём идеального руководителя для Русской освободительной армии (РОА), которая, как понимали проницательные немцы, могла сыграть важную роль в победе над большевизмом. Вывезенный из винницкого особого лагеря для старших офицеров РККА, Власов, зная об отношении Сталина к своим военнопленным, а тем более к генералам, помня приказ № 270, объявлявший попавших в плен командиров дезертирами и изменниками, понимал, что карьера в Красной Армии закончилась... 3 августа 1942 г. Власов вместе с бывшим командиром 41-й сд полковником В.И. Боярским подписали обращение (меморандум) к Верховному германскому командованию о создании Русской Национальной Армии (позже РОА) из числа военнопленных. После долгого молчания последовали переговоры и Власов согласился возглавить армию, несмотря на оскорбительные ограничения, установленные нацистским руководством. В начале 1973 г. в советском юридическом журнале «Советское государство и право» впервые появился отчёт о суде над Власовым - возможно, вследствие того, что именно в это время КГБ обнаружил существование «Архипелага ГУЛага» Солженицына, в котором сочувственно говорится о судьбе Власова и его последователей.

Главная цель очень резкой статьи, была убедить читателя, что А.А. Власов несомненно был предателем и врагом народа. Она начинается с утверждения, что генерал отказался от реальной возможности спасти свою армию на Волховском фронте и умышленно выбрал плен. Здесь не место опровергать это обвинение, но во всех авторитетных источниках неизменно говорится об отважном и упорном сопротивлении Власова. Он попал в окружение вследствие ошибок Ставки и лично Сталина при планировании наступления под Ленинградом и при создавшихся обстоятельствах не мог спасти свою армию. К моменту захвата Власова в плен, в вермахте уже служило около 500 тыс. военнослужащих из числа граждан СССР. А. Власов не был единственным человеком, который мог выступить в качестве лидера вооружённой оппозиции сталинскому режиму. В её формировании приняли активное участие генерал-майоры РККА: В.Ф. Малышкин, И. А. Благовещенский, Ф.И. Трухин. Комбриги: И.Г. Бессонов, А.Н. Севастьянов, М.В. Богданов. Бригадный комиссар Г.Н. Жиленков. Полковники: А.Г. Алдан, Г.И. Антонов, В.П. Артемьев, В.Г. Арцезо, В.И. Боярский, С.К. Буняченко, А.Ф. Ванюшин, И. Волков, А.Н. Высоцкий, А. Горчаков, Г.А. Зверев, Д.Е. Закутный, В.А. Кардаков, В.И. Мальцев, М.А. Меандров, В.В. Поздняков, Н.А. Портлезник, Н.В. Пузанов, А.И. Спиридонов, М.М. Шаповалов, И.П. Шелаев, С.Т. Койда и др. Подполковники: М.А. Калугин, В.Д. Корбуков, И. Лещенко, А.Г. Москвичев, К. И. Попов, В.Ф. Риль, Н.С. Шатов и др. Профессора ВУЗов: Ю.А. Музыченко, Н.С. Этерлей, И. Москвитинов, Кудинов, Стальнаков и др.

Кроме всех своих предыдущих грехов и ярлыков: «враги народа», «изменники Родины», «предатели», «гитлеровские пособники», «каратели» и «эсэсовцы», казаки корпуса получили в довесок ещё и «власовцы». 27. 12. 1942 г. в Берлине генералами А. Власовым и В. Малышкиным было подписано «Обращение Русского Комитета к бойцам и командирам РККА, ко всему русскому народу и другим народам». В этой первой политической программе Власовского движения, подписанной в г. Смоленске, указывалось – не только против чего ведется борьба, но и за что. 13 пунктов документа охватывали многие жизненно важные вопросы будущего России: ликвидация принудительного труда и колхозов, планомерная передача земли в частную собственность крестьянам; предоставление интеллигенции возможности свободного творчества; уничтожение режима террора и насилия; введение свободы слова, печати, собраний, религии, совести; гарантия неприкосновенности личности; освобождение политических узников большевизма из тюрем и лагерей. 3 марта 1943 г. вышло в свет открытое письмо Власова «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом?» В нём автор обозначил свои новые идейные позиции, утверждая, что его лично ничем не обидела советская власть, но большевизм враждебен интересам народов России. В марте и апреле 1943 г. при содействии германского командования Власов совершил две агитпоездки по тыловым районам групп армий "Центр" и "Север", с посещением Минска, Смоленска, Могилёва, Бобруйска, Риги, Пскова, Гатчины и других городов.

Выступая перед широкой аудиторией. он заявлял, что свергнуть Сталина должны сами русские, и что национал-социализм навязан России не будет. Во время выступления в Могилёве А. Власов потребовал, чтобы немцы откровенно заявили о своих планах в отношении России. Он также сказал, что русских никогда не удастся превратить в колониальный народ. Как только в ставке Гитлера узнали, какую тональность придал Власов в своих речах, последовали санкции. 17 апреля 1943 г. вышел приказ В. Кейтеля - начальника штаба Верховного командования вермахта, в котором говорилось: «Ввиду неправомочных наглых высказываний военнопленного русского ген. Власова... приказываю немедленно перевести его под особым конвоем обратно в лагерь военнопленных, где и содержать безвыходно. Фюрер не желает слышать имени Власова ни при каких обстоятельствах, разве, что в связи с чисто пропагандистскими операциями, при проведении которых может понадобиться лишь имя Власова, но не его личность...». 30 апреля 1943 г. Власов был арестован. 8 июня Гитлер принял «окончательное решение» о переброске батальонов РОА и других Восточных войск на Западный фронт, где они должны были отражать атаки англичан и американцев. Это решение фюрера лишало Власовское движение политического смысла. Активность А.А. Власова возобновилась лишь после встречи с рейхсфюрером СС 16 сентября 1944 г. Гиммлер всегда был одним из наиболее последовательных борцов за «чистоту нацистской идеологии», однако, военные неудачи обусловили его постепенный переход на позиции прагматизма.

Как главнокомандующий войсками резерва, обладая соответствующими возможностями, Гиммлер дал согласие на создание Комитета Освобождения Народов России (КОНР) во главе с Власовым. Это произошло 14 ноября 1944 г. и стало началом нового русского национального движения. Так посчитали 500 делегатов, представлявших различные народы, населяющие Россию, которые собрались в Праге, в Градчанском дворце. Здесь, в Испанском зале, в 15 часов, под приветственные крики собравшихся был оглашён Манифест КОНР. Этот важный документ провозглашал целью Комитета «свержение сталинской тирании» и «создание новой свободной народной государственности». В Манифесте говорилось, что Комитет приветствует помощь Германии на условиях, не затрагивающих чести и независимости нашей родины. Эта помощь является сейчас единственной реальной возможностью организовать вооружённую борьбу против сталинской клики. Хотя на Пражской конференции присутствовали представители каких-то сил украинского движения, Галицийская дивизия ген. Шандрука сохранила свою независимость. Вооружённые силы КОНР, изначально в количестве двух дивизий, предстояло сформировать путём сведения воедино батальонов РОА, находящихся в составе германской армии. На этапе завершения войны, в составе 15-го ККК КОНР также действовали: Калмыцкий полк (до 5 тыс. чел.), Кавказский конный дивизион, украинский батальон СС и группа танкистов РОА. С учётом этих формирований под командованием ген.-л-нта, а с 1 февраля 1945 г. группенфюрера войск СС, фон Паннвица находилось 30-35 тыс. чел.

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2019/11/23/534