О Чёрном квадрате Малевича

Наталья Алексеевна Горенко
                — Кто ж он, народный смиритель?
                — Темен, и зол, и свиреп:
                Инок у входа в обитель
                Видел его — и ослеп ... 
 
                Александр Блок



    По просьбе моей тёзки и товарки по цеху любителей писательства углубилась в исследования и интернет-дебаты по поводу «Чёрного квадрата» Малевича.
    Прочитала массу восторгов и тонких исследований на тему глубины этого "шедевра".
    Не удержалась и написала в коменте: «А король-то голый!».

    Потом нашла высказывание одного из посетителей той выставки, на которой впервые было эпотажно представлено «полотно» Малевича.
    Александр Бенуа - художественный критик, основатель объединения «Мир искусства».
    В газете «Речь» в январе 1916 года Александр Бенуа пишет:

    «В углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» господина Малевича, изображающее чёрный квадрат в белом обрамлении.
    Несомненно, это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер, это и есть то «господство над формами «натуры»…
    Чёрный квадрат в белом окладе – это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле.
    Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «Мерзость запустения» и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели.»
   
   « В углу, высоко под самым потолком, на месте святом! » – вот главная фишка и дерзость этого «произведения». Здесь же и предмет восторгов пред дерзостью иноверца, позволяющего себе вторжение в святая святых народа этой страны.

    Да, Малевич был в теме начинающегося в России!    
    Уже написан роман Достоевского «Бесы». И неустанно трудятся и готовят переворот всего святого, чем веками жила Россия, будущие вожди пролетариата.

    Пугающая мерзость духовного запустения, о которой говорит в январе 1916 года Александр Бенуа, взирая на "Чёрный квадрат", уже очевидна в картине Малевича "Косарь".
    Посмотрите, как мерзко грозен мужичок на иллюстрации. Стриженный под горшок, с глазками-щёлками и с косой в руке.
    При этом подбор цветовых решений и форм говорит о несомненном таланте художника.
    Поза мужичка, взгляд из-под лобья, коса в сжатом кулаке, пока опущенная, и фон картины кроваво-красных оттенков. Всё намекает на предстоящее, и судя по "Чёрному квадрату", выставленному на Божнице, художник ловко вносит свою лепту в грядущии события.
    Пустота на Божнице - это расчеловечивание.
    Кто-то из великих уже сказал, скорее всего это было сказано Достоевским: "Если Бога нет, то допустимо всё". Все нравственные и этические ограничения сняты. Та чернота, которая нашла местечко в душе безбожного человека может быть выпущена и начать творить свой беспредел.

    До Октябрьского переворота и последовавшего за ним начала разрушения церквей, истребления верных и просто народа этой страны, остаётся около года.

                Товарищ, не трусь -
                Пальнём-потешимся
                В Святую Русь.
                Эх, эх - без Креста!

                Александр Блок