Наполеон, римский папа и чиновник Тихомиров

Николай Павлов Юрьевский
Во время войны 1812 года Наполеон наводнил Россию шпионами. Тайные сведения ему   добывали и сообщали французы – гувернёры, аптекари, католические аббаты и другие, кому тайная полиция Наполеона платила деньги. Одновременно французские шпионы распространяли всевозможные слухи, чтобы подорвать сопротивление русского народа.

Главнокомандующий Москвы, граф Фёдор Иванович Растопчин, старался выловить этих шпионов. Он сурово расправлялся с распространителями всяких вредных слухов. Чтобы припугнуть болтунов, Растопчин использовал сумашедший домом, бывший в распоряжении полиции. Для лечения там применялась холодная вода и слабительное.

Чиновник Тихомиров у себя в департаменте сказал сослуживцам, что Наполеон, чтобы придать большей законности своей императорской власти, был коронован римским папой в соборе Парижской Богоматери. Растопчин посчитал, что распространение сведений о законности власти Бонапарта есть измена.

Московская больница для душевнобольных была бедна, там были только железные цепи, смирительное кресло, деревянные груши для заглушения криков и всё необходимое для лечения водой.

Тихомирова раздели донага в пустой комнате с зарешеченным окном. У стены стояла глубокая деревянная ванна с кольцами на дне для привязывания за ноги больных в сидячем положении. Над ванной была дощатая крышка с круглым отверстием для головы. А под потолком был установлен бак с ледяной водой на 15 вёдер.

Тихомирова посадили в ванну, привязали ноги и надели крышку, продев его голову в отверстие. Служитель быстро выдернул заслонку у бака и столб холодной воды ударил в голову Тихомирову и как бы прошел сквозь него, разрывая надвое. После минутного оцепенения, вызванного сужением сосудов, оглушенный Тихомиров начал кричать, ему тут же заткнули рот деревянной грушей.

Когда Тихомирова вынули из ванны и одели, он стал рвать на себе одежду, тогда на него одели смирительную рубашку и завязали сзади рукава. Но Тихомиров не утихал и тогда к ему применили средство для бешеных больных: влили сквозь зубы багровой наперстянки с селитрой и камфорой, натёрли голову рвотным камнем и приложили к заднему проходу десять пиявок.

Через неделю после такого лечения чиновник Тихомиров стал покорным как лист лопуха, развяленный на солнце. Глаза его расширились, щёки запали и он уже не думал о том, что Наполеон коронован римским папой!