ЧайФ - Слова на бумаге - 2019

Станислав Ларионов
- Знаешь такое правило? - сказал мне приятель, - Мужчина говорит женщине половину того, что знает, а женщина половину того, что знает, говорит ребёнку. Это значит - защита и забота.

А я слушал и соглашался и не соглашался сразу. Есть в этом истина, но какая-то истина старого мира. Старого доброго мира, где оба слова ключевые.
Доброго, где мужчина оплот, гарант, заботливый отец и надёжный муж, решающий за всех, как будет лучше. И старого, где невозможен выстраданный теми же инвалидами, уставшими от решения их проблем людьми "не в теме" принцип «Ничего для нас без нас!»

Несколько лет назад Шахрин заявил, что будет сдержанней в своём творчестве; во-первых, потому что у него жена, дочки и внучки и не надо их беспокоить проблемами - проблемы должны решать мужчины без участия женщин и детей, а во-вторых, что группа призвана осуществлять выравнивание некоего баланса добра и зла, что раньше они были вынуждены "колыхать болото" и были для этого агрессивными, а теперь, когда все агрессивные им надо быть миролюбивыми, чтобы не увеличивать агрессию.

Всё с точки зрения старого доброго мира. Патриархальной мужицкой логики. И все последние альбомы Чайф подтверждали его позицию. Песни были беззубые, музыка пресная. Очень часто встречались песни в которых на фоне невыразительного аккомпанемента декламируется не в склад музыке какая-то слабо рифмованная, но обязательно светлая и добрая мысль. Меня это удручало.

Светлые и добрые песни никогда у Чайф не получались, а манера, когда певец негармонично проговаривает много слов под ничем не дополняющий текстовый образ аккомпанемент для меня всегда служила яркой чертой творческого кризиса.

Даже самые острые песни последних лет - "Точка", «Для себя, для него, для меня», которую сам Шахрин считал главной песней из последних (и понятно почему - самая им выстраданная и выражавшая его позицию) звучали по "котолеопольдовски", в попытке примирить то, что примирить нельзя.

Ну ладно, - думал я, - все стареют. Шахрин имеет право на замшелость: мировоззрение, возраст - всё сказывается. А потом я увидел его выступление на концерте Чайф - это было вскоре после гибели российского самолёта летевшего из Египта, а Чайф были в Мурманске с юбилейным концертом "30 лет" - на Шахрине не было лица. Он работал, задавал весёлую атмосферу, делал праздник, а по нему было видно, что он страдает. Что то, что он делал лучше всего всю свою жизнь - говорил о тёмном по светлому - рвётся из сердца, несмотря на все эти рассуждения о "раскачивать лодку" и прочую намысленную херню.
По ходу концерта всё же между песнями вырвалась боль о трагедии в обращении к залу и мне стало понятно, что Шахрин наступает на горло собственной песне, что он сдерживает себя, что даже самая напряжённая поздняя песня не отображает напряжения самого автора. Понятно, что Шахрин намеренно портит своё творчество и делает это по указанным выше причинам Старого Доброго мира.

Я мысленно попрощался с группой считая, что душа не прощает автору такого предательства и на этом с группой, как творческой единицей покончено. И пока всё подтверждало мои заключения.

И вот новый альбом. Только что выпущенный альбом "Слова на бумаге".
Я вот не поверил в то, что услышал.

Первая же песня "Чей чай горячей" с узнаваемым звучанием "Вольного ветра", про политику, и, как в старые времена, без разбора на правых и виноватых, недвусмысленно острая про боль от ситуации и по Чайфовски тёплая про любовь к жизни. И музыка дополняет и раскрывает слова. Всё за что я полюбил и люблю Чайф.
Решение с "Дубинушкой" в композиции может и спорное и сама песня, скорее, оправляется от болезни, но это та песня, которую я ждал.

"Ночью выпал снег" классическая проходная песня Чайф нормального периода - в балансе музыка, слова и вокал.

"Все девушки Бонда" музыкально интересная, но вокальная манера Шахрина поползла к декламации, ощутимо давит баланс в свою пользу, что на пользу песне не идёт.

"Время придёт выбирать" - словно залетела с предыдущего альбома "Кино вино и домино". Она ещё больше снижает градус остроты и пронзительности, а тепла не добавляет меняя его на искусственную "доброту".

"Что мы делали в прошедшем году" - старпёрское брюзжание на интернет дополненное звуками реальности? Может быть! Стилизация под реггей музыкально невыразительна, но текст... есть что-то в этом про "футболиста признавшегося, что он пидарас", и про "11 котиков в профиль и анфас", и что "мир волнуют секс, еда и котики". Хотя это скорее Шнуровская подача, чем Шахрина.

"Подождать летних трав" - вступление и первые строчки отозвались как-то сильно в сердце, но потом напряжение не удержалось и спустилось до обычного уровня. "Подождать летних трав", может, самая описательная песня про нездоровое состояние Шахрина последних лет, и хотя само настроение песни не моё любимое, манера определённо та, которая мне и нужна была в их творчестве.

"Мишель" - светлая лирика со скрипками - самая неинтересная для меня песня на альбоме.

"Колесо чудес" - того же плана песня, что и "Ночью выпал снег" и "Подождать летних трав" - новое старое возрождённое звучание проходных, не оправившихся от болезни песен. Может, ещё менее выразительное и, пожалуй, с неуместно лёгким музыкальным настроением.

"Хэллоуин" - ещё декламация, как и в "Что мы делали в прошедшем году", только на фолк-роковом - под Ирландию - фоне, но настроение, скорее, как у "Подождать летних трав" - ещё одно описание нездорового состояния Шахрина последних лет. Острота снова ушла в тексты: досталось обществу целиком и по частям: и эскортницам, и шоу-бизнесу, и Бузовой и самому себе.

Как итог.

"Слова на бумаге" - выздоравливающий альбом, освобождающийся от мозговой и творческой комы. Если так пойдёт дальше следующий должен быть бомбой!

Переход по внешней ссылке на статью с музыкой https://vk.cc/a6Kuxp