Рецензия на фильм С мужской точки зрения

Ксения Кузнецова15
В фильме «С мужской точки зрения» описывается гендерный порядок и гендерный уклад жизни в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Фильм был выполнен по заказу Центрального телевидения, для того чтобы рассказать о советской женщине. «С мужской точки зрения» показывает своим зрителям жизнь женщины в СССР через отдельные сюжеты, поскольку данный фильм носил документальный характер.

Гендерный порядок в Советском Союзе в 70-х годах характеризовался как этакратический и патримональный. Хотя стоит отметить, что в фильме показан постепенный отход политики СССР от этакратического гендерного порядка, в связи с либерализацией института власти. Данные изменения в Советском Союзе произошли с изданием в 1968 году кодекса РСФСР о браке и семье, который был более либеральным, по сравнению с законами сталинского периода. Советская женщина в фильме представлена как активная гражданка своей страны: москвичка Наталья Доброва, являющаяся доктором медицинских наук, главный инженер завода Ирина Молчанова. Однако данный фильм все же навязывает определенный гендерный порядок, в котором женщина должна стремиться быть «красивой» ( сюжет с парикмахером Ингрид из Талина), должна родить ребенка (сюжет с детьми в детском саду, а также дагестанская свадьба).

Поскольку данное кино разработано по заказу Центрального телевидения, оно включает в себя моменты пропаганды нужной государственному аппарату управления гендерной композиции. Так как в те годы в СССР была низкая рождаемость( на это влияло много факторов, например правовое разрешение абортов, и высокое их распространение, желание женщин работать, последствия войны и многие другие) государство пропагандировало ранние браки, нежелательность разводов и большие по составу семьи. Ярким примером такой пропаганды является сцена знакомства родственников с новорожденным супружеской пары. Пара выглядит очень молодо, к тому же подчеркивается тот факт, что ребенок является первенцем в данной семье ( пропаганда ранних браков). Параллельно с видеорядом данной сцены звучит закадровый голос, который рассказывает о важности традиций обряда встречи первенца, о необходимости сохранения семьи. А состав семьи и количество родственников в данной сцене пропагандирует расширенную и многодетную семью.

После просмотра фильма зритель может легко описать гендерный контракт тех времен. Женщина, в идеале, должна быть «работающей матерью». Первая часть фильма показывает рабочую сферу женщины – она активная, успешная, целеустремленная. Оно может выполнять сложные задачи, занимать руководящие позиции, выполнять техническую работу. Вторая же часть фильма иллюстрирует семейную сферу жизни женщины, в которой она выполняет роль жены и матери. Кадры преображения женщин, которые показаны перед кадрами бракосочетания, наводят зрителей на мысль о том, что женщина обязана быть красивой, чтобы выйти замуж и создать новую «ячейку общества». Сцены с детским садом пропагандируют то, что женщины не должны бояться рожать детей, поскольку они смело могут продолжать свою карьеру, благодаря созданию детских садов.

В данном фильме четко иллюстрируется гендерная система в СССР, которая сложилась еще в 30-е годы. В такой системе женщина одновременно вовлечена в процессы производства на работе, и в тоже время должна соответствовать традиционным ценностям семьи: быть хорошей матерью, женой, хозяйкой. Однако в фильме не показаны сюжеты и примеры того, как одна женщина успешно справляется с такими разными ролями. Хотя подобные межролевые конфликты были характерны для того периода времени. Женщины по-разному справлялись с данной проблемой: нанимали прислугу, пользовались помощью родственников, переходили на неполный рабочий день, иногда разводились с мужьями. И все же домостроевские убеждения мешали женщине в полной мере проявлять все свои способности.

Стоит отметить, что приватная жизнь ( частная сфера) присутствует как в фильме, так и в реальной действительности того времени. Большинство семей живут отдельно, в собственных квартирах. Это связано, прежде всего, с масштабным жилищным строительством, проводимым в 50-60-х годах. Публичная сфера по данному вопросу тоже начинает формироваться в этот период. Хотя на раннем этапе она характеризуется как квазипубличная, самое ее зарождение носит важный вклад в развитие этой сферы. Гендерные вопросы и противоречия начинают рассматриваться в науке, политике, литературе, кинематографии. Наличие такого фильма как «С мужской точки зрения» является ярким примером того, что проблема гендерного уклада интересует и граждан и государство.

Таким образом, в фильме «С мужской точки зрения» довольно ярко и правдоподобно был описан гендерный порядок в 70-х годах в Советском Союзе. При таком порядке женщина получала больше прав и свобод чем в 30-е годы, однако гендерная система все же не позволяла женщине быть полностью независимой, поскольку с одной стороны, существовала определенная государственная политика по этому вопросу, с другой – в обществе существовали давно укоренившиеся традиционные представления о должной модели поведения женщин.