Призрачное счастье. 79 глава

Баширова Шаира
     Мария, затаив дыхание, с напряжением прислушивалась к Андрею. Она прикоснулась губами к его горячему лбу и вдруг в тишине послышался тяжёлый вздох. При свете настольной лампы, которую в последние месяцы оставляла включённой, она стала внимательно вглядываться в лицо мужа и вдруг из его глаз показались слёзы, всего две капли скатились к исхудалым вискам. Мария осознала, это был последний вздох Андрея, последние капли его скупых слёз. Мария замерла, надеясь услышать его дыхание, но наступила давящая тишина.    
     Одна рука Марии находилась под головой Андрея, она не чувствовала её, рука затекла, онемела. Так она засыпала каждый день, обняв его. Свободной рукой, Мария зажала рот, чтобы не закричать от отчаяния, рыдая, она прижалась губами к ещё горячему лбу мужа, потом положила голову на его исхудавшую грудь и машинально посмотрела на часы, они показывали пять часов семнадцать минут. Мария закрыла глаза, словно и сама ушла вместе с ним.
     Сколько времени прошло, Мария не знала, она просто молча плакала, осознавая, что мужа больше нет, лишь осталось его бренное тело, такое родное и уже далёкое.
     Каждое утро, Зоя Михайловна осторожно стучалась в дверь их спальни и заходила, чтобы убедиться в том, что её сын жив... еще жив. Так было и в это раннее утро. Но Мария стука не услышала, Зоя Михайловна с тревогой приоткрыла дверь и застыла на пороге, поняв всё. Она медленно подошла к кровати и взяла Марию за плечи.
     - Оставь его, дочка, всё кончено... отмучился мой мальчик... поднимайся, Мария... - с трудом сдерживая рыдания, убитым голосом, произнесла Зоя Михайловна.
     - Мамочка... наш Андрей умер... что же мне теперь делать? Как жить без него? Что сказать его сыну? - подняв голову и посмотрев на свекровь, не переставая плакать, спрашивала Мария.
     - Мы были готовы к этому, дочка. Вставай, дел много, - с каменным лицом произнесла Зоя Михайловна.
     Мария с трудом вытащила руку из-под головы мужа и встала. Зоя Михайловна накрыла тело сына простыней и медленно пошла к выходу. Мария, оглядываясь на кровать, пошла следом за ней. Зина спала в комнате Мишутки, Зоя Михайловна зашла к ней, вскоре, Мария услышала отчаянные крики Зины и её громкий плач, слышала, как Зоя Михайловна пыталась успокоить её. Мария плакать перестала, но то, что творилось в её сердце, знала только она. Сердце, словно разрывалось на части, всё происходящее, казалось ей сном. Из комнаты выскочила Зина и плача, обняла Марию.
     - Андрей! Как же так? Я поверить не могу... нет! Братик мой... Господи, нет! - громко плакала и причитала молодая женщина.
     Мария, словно окаменела, она стояла в объятиях Зины, опустив руки и совершенно не реагируя на неё. Та, кажется, ожидала от Марии тех же эмоций, но не услышав ничего, замолчала и с удивлением посмотрела на Марию.
     - Мария? Что с тобой? Мама? Она сейчас сознание потеряет! - крикнула Зина, увидев совершенно белое, окаменевшее лицо Марии.
     Молодая женщина едва успела подхватить Марию за подмышки, вместе с матерью, они положили Марию на диван.
     - Зина, воды принеси! В комнате, где Андрей лежит, есть нашатырный спирт, такой маленький пузырёк и его принеси, - говорила Зоя Михайловна, поглаживая Марию по волосам.
     - Но... мамочка... я боюсь... - со страхом посмотрев на мать, сказала Зина.
     - Чего? Ладно, я сама, - поднимаясь с колен, сказала женщина и пошла в спальню сына.
     Она старалась не смотреть на кровать, где неподвижно лежал Андрей. Но материнское сердце, видимо, подтолкнуло её, Зоя Михайловна подошла к кровати и открыла лицо Андрея. Её вдруг охватила такая боль и тоска, она упала на грудь сына и зарыдала. Потом вдруг приподняла голову и всмотрелась в родные черты.
     - Сыночек мой... мальчик мой единственный... что же ты оставляешь нас одних? Как же жить теперь без тебя? Вот легла бы с тобой рядом, уснула и никогда не просыпалась. Зачем мне жить, а? Зачем жить там, где нет тебя? - не моргая, не отрывая взгляда от лица Андрея, с каким-то отчаянием и безысходностью, говорила Зоя Михайловна.
     Зина, не дождавшись матери, набрала воды в стакан и брызнула на лицо Марии, потом, видя, что это не помогло, легонько ударила её по щеке. Мария медленно открыла глаза и с удивлением посмотрела на Зину.
     - Что случилось? Ой, меня же Андрей ждёт... - лихорадочно поднимаясь, воскликнула Мария, но Зина схватила её за руку.
     - Стой, сядь. Нет больше Андрея. Посиди, я за мамой схожу. Так и с ума сойти недолго, - пробормотала Зина и быстро выходя с террасы, прошла в спальню.
     Но услышав голос матери, замерла в дверях. Взгляд Зины упал на лицо Андрея. Она едва узнавала родные его черты. Лицо за эти месяцы похудело, нос заострился, глаза впали, губы были сжаты. Совсем не таким помнила Зина брата. Слушать мать дальше, у неё не было сил и она подошла к ней.
     - Мамочка... прошу тебя... без тебя нам не справиться. Ты же у меня такая мудрая, сильная, прошу тебя... - произнесла Зина, тронув мать за плечо.
     Зина вдруг чётко осознала, что роднее матери, у неё ведь никого и нет. Андрей ушёл, её семья, это другое, а мать...
     - Мамочка... бедная моя... какая же я была глупая, Андрей... - заплакав, пробормотала Зина.
     Зоя Михайловна быстро вытерла глаза, приподнялась с колен, накрыла лицо сына и обернулась.
     - Как Мария? Она пришла в себя? - спросила Зоя Михайловна.
     - Да, она пришла в себя. Мамочка... прости меня, неразумную. Виновата я перед тобой и перед Андреем. Сможешь ли ты простить свою дочь? Я так люблю тебя, мамочка, - произнесла Мария, обняв мать.
     - Ну что ты, родная. Никакая мать не будет держать обиду на своих детей. Пошли, время идёт, - поглаживая Зину по плечам и уводят её из комнаты, сказала Зоя Михайловна.
     Они втроём сели за стол.
     - Мария, дочка, тебе за Виктором сходить надо. Пусть придёт. К Дарье зайди и она нужна будет. На работу к Стасу заехать нужно, сообщить там, что... что Андрей умер. И к нам на работу нужно заехать, сотрудникам сказать. Похороны через два дня, на третий. Сейчас мы с Зиной в зале уберём, люди будут заходить прощаться, - монотонно говорила Зоя Михайловна.
     - Хорошо. Я поняла, - поднимаясь, сказала Мария.
     - Виктор ещё дома, на работу только часа через полтора пойдёт, успеешь. Только сначала поешь что-нибудь, - сказала Зоя Михайловна.
     - Я у них поем. - ответила Мария и вышла во двор.
     Плакать у неё не осталось сил, просто ей не хотелось верить, что Андрея больше нет. Виктор, открыв калитку и увидев лицо матери, без слов всё понял.
     - Мама? Проходи. Андрей... он... - растерянно произнёс Виктор, не зная, как спросить.
     - Зоя Михайловна просила тебя прийти, сам понимаешь, мужчин нет, а столько дел по погребению, - устало ответила Мария.
     - Я понял, на работу только заеду, предупрежу начальника и приеду к вам, - ответил Виктор.
     - Спасибо. А Мишенька спит, наверное? - спросила Мария.
     - Да, они ещё спят, Сонечка на кухне, - ответил Виктор.
     - У Мишеньки каникулы начались, через два дня привезёшь его на похороны, пусть с отцом простится, - входя на кухню, сказала Мария.
     - Виктор? Что случилось? Или... Андрей, да? - осторожно спросила Сонечка.
     - Андрей умер сегодня, в пять часов семнадцать минут. Я зайду к детям, соскучилась по ним, - говорила Мария.
     Сонечка с сожалением посмотрела на неё.
     - Примите мои соболезнования, мне очень жаль. Да, дети там, Мишутка в своей спальне, Поля в детской спит, - сказала Сонечка.
     Она быстро накрыла на стол и стоя у плиты, верила рисовую кашу. Мария прошла в комнату и нагнулась над сыном.
     - Сладкий мой, вот мы и осиротели, - прошептала Мария, целуя Мишутку.
     Потом зашла в детскую и поцеловала Полюшку. Выйдя на кухню, Мария села за стол и стала есть. Вкуса она не чувствовала, просто понимала, ей понадобятся силы, чтобы выдержать эти тяжёлые дни. Мария уехала вместе с Виктором, они заехали в Дарье, Мария сказала подруге, что Андрей умер и попросила прийти к ним. Дарья долго сокрушалась и плакала, но пообещала прийти после обеда. Затем, Виктор оставил Марию у здания, где много лет проработал Андрей, став начальником отдела. Она поднялась на второй этаж и заглянула в его кабинет, там сидел молодой мужчина, его Мария не знала. В соседнем помещении, она увидела Стаса. Парень тут же вышел к ней и с сожалением посмотрел на неё.
     - Мария... Андрей? Он умер? Прими мои искренние соболезнования, мне так жаль. Андрей был моим другом и нам его будет не хватать, - взяв Марию за руку, сказал Стас.
     - Спасибо, Стас, эта болезнь не дала шанса. Зоя Михайловна просила, чтобы ты сообщил всем, кто работал вместе с Андреем. И ещё, она попросила тебя сегодня прийти, скоро и Виктор приедет. Сам понимаешь, нужно на кладбище поехать... - Мария вдруг замолчала и уронив голову на грудь парня, заплакала. 
     Стас растерялся и обняв Марию за плечи, стал успокаивать её.
     - Прости, не могу сдержаться, больно очень. Я пойду, меня дома ждут, - вытирая лицо от слёз, ответила Мария.
     Выйдя из здания, Мария поехала в институт, где они с Зоей Михайловной работали. Она директором института, а Мария заведующей лабораторией. Там, конечно, все выражали свои соболезнования, с жалостью глядя на Марию. Она сказала, что похороны через два дня и поехала домой.
     Когда она, пройдя через двор, вошла, на террасе сидели соседи, Алевтина с мужем. Они обсуждали, что предстоит сделать.
     - Мария? Ну что, они все придут? На работе у него была? - спросила Зоя Михайловна.
     - Здравствуйте. Да, я всем сообщила, после обеда, они все придут и своим сотрудникам всем сообщила, - тяжело сев на диван, ответила Мария.
     - Ты бы поела, Мария? Нам силы понадобятся, - сказала Зина, подходя к Марие.
     - Я у Виктора поела. Хочу с Андреем посидеть, - сказала она и прошла в свою спальню. Она подставила стул к кровати и открыла покойному лицо.
     - Что мне теперь делать без тебя, Андрюша? Как жить? Ну почему ты бросил меня и сына? А мама? Она так страдает, я же вижу. Ей тяжелее всех. Наверное, ты не знаешь, но наши сердца обливаются кровью. Я не мыслю жизни без тебя... родной мой. Открой глаза, любимый, посмотри на свою Марию, - тихо говорила Мария, почти у самого лица Андрея.
     Зина, беспокоясь за неё, подошла к приоткрытой двери. Слушая Марию, она зажала рот рукой, содрогаясь от рыданий. Не выдержав, Зина ушла, но не на террасу, она зашла в кабинет отца и села на кожаный диван. Перед глазами встали дни, когда умер отец, ей до боли стало стыдно, как она заставила продать машину, которую так любил Андрей, как он был расстроен и всё же продал её, продал ради неё. Зина, вдруг, перед лицом смерти, осознала, как же ничтожны были её желания, что жизнь так коротка, что она ведь не успела сказать ни отцу, ни брату всего, что хотела бы сказать, что надо было сказать, как любит их, попросить прощения.
     - Я не успела... этот дом, деньги... зачем всё это, если нет родных, любимых людей. Мамочка... сколько же сил тебе понадобилось тогда, выдержать меня... а я лгала... зачем? Господи! Зачем всё это? - Зина закрыла лицо руками и дала волю чувствам.
     Потом она легла, продолжая плакать, свернувшись калачиком, она уснула, вся в слезах. Её разбудила мать, Зоя Михайловна гладила дочь по голове. Открыв глаза, Зина села и обняв мать, прижалась к ней.
     - Мамочка! Родная моя! Прости меня, прошу тебя, прости, простите меня все. Папа, Андрей, я не успела им сказать, как виновата перед ними, как люблю их, - рыдая вновь, говорила Зина.
     - Ну что ты, дочка. Успокойся, родная. Я никогда не держала на тебя обиду, ты же дочь моя, кровинушка моя, - гладя дочь по волосам, успокаивала её Зоя Михайловна.
     - А Андрей? Он же из-за меня машину продал, которую так любил,- подняв голову и с надеждой посмотрев на мать, сказала Зина.
     - Андрей был очень добрым, он никогда на тебя не обижался и очень любил тебя. Поверь, милая, - сказала Зоя Михайловна.
     Их разговор прервала Мария, войдя в кабинет.
     - Пришли Виктор и Стас. Дарья пришла и ещё двое с нашей работы, мамочка. Они Вас ждут, - сказала Мария.