Инклюзивный клуб как городское сообщество

Ульяна Малёва
Инклюзивный молодёжный клуб как пример городского сообщества

В современном мире слово «сообщество» довольно часто употребляется в разных семантических контекстах: как научных, так и публицистических. Учёные, журналисты, политики говорят о городских, научных, местных, этнических и многих других сообществах. Более того, с развитием интернета и появлением онлайн-сообществ данный термин [сообщество] приобретает совершенно иной окрас. В связи с употреблением слова «сообщество» в абсолютно разных контекстах и использованием его относительно разных групп людей, можно говорить о теоретической неясности и крайней размытости термина. Однако отметим, что, изучив релевантную исследуемой теме литературу, можно сформировать определённое представление о городских сообществах, их признаках и особенностях. В качестве примера такого сообщества предлагаю рассмотреть инклюзивный молодёжный клуб «Наше место» в г. Челябинске (далее – Клуб), поскольку считаю, что данная организация может считаться образцом городского сообщества со всеми присущими ему признаками. Далее речь пойдёт об особенностях существования и функционирования Клуба, проанализированных сквозь призму различных теоретических подходов к изучению городских сообществ.

Инклюзивный молодёжный клуб «Наше место»  был создан в октябре 2013 года с целью объединить на одной площадке особых семей и предоставить возможность каждому человеку с ограниченными возможностями (далее - ОВЗ) социализироваться: удовлетворить потребность в общении, найти друзей, обменяться опытом, развить творческие способности, получить поддержку и консультации специалистов, совместно провести время в доброжелательной, творческой и дружеской атмосфере. Клуб стал общим уютным, безопасным, интересным местом для нескольких сотен людей, где каждый человек с ограниченными возможностями находит поддержку, друзей и творческое занятие по душе.

С завидной регулярностью Клуб проводит различные мероприятия с приглашёнными артистами, певцами, танцорами и другими известными личностями. В таких случаях к работе привлекаются волонтёры, которые играют для Клуба особую роль. Одни добровольцы постоянно вовлечены в активную жизнь Клуба, другие – помогают по мере возможностей и желания. Я, будучи студенткой второго курса, по приглашению своей подруги трижды участвовала в организации и проведении различных мероприятий для особых семей (благотворительный мастер-класс Мигеля, благотворительный концерт Димы Билана, «Особенные ёлки»).

Именно тогда я впервые почувствовала себя человеком, в котором действительно нуждаются и от которого по-настоящему ждут помощи. Прежде мне никогда не приходилось работать с людьми, которые максимально доверяют друг другу, трепетно друг к другу относятся и представляют духовное единство. Можно сказать, что я познакомилась с организацией изнутри, увидела её особенности и отличие от других объединений.

Ознакомившись с текстом П.Г. Кресси про таксидэнс-холл , можно распознать в нём некоторое сходство с Клубом «Наше место». Для тех, кто состоит в Клубе, даже если и посещает его нерегулярно, это, как и для причастных к таксидэнс-холлу, - особый социальный мир со своими способами действования и времяпровождения.
Так, например, в Клубе регулярно проходят Камерные встречи, культурные походы, большие праздники и дискотеки. В Клубе работают два вокальных инклюзивных коллектива, которые объединяют ребят с ОВЗ и талантливую молодёжь Челябинска. Более того, на базе Клуба функционируют танцевальные коллективы, такие как Line (эстрадная хореография, ребята на колясках и волонтеры), SoDa (современная хореография, ребята с ограничением слуха и волонтеры), O.G.C. (хип-хоп направление, ребята с ДЦП, ограничением слуха, зрения и волонтеры) и Студия свободного танца (ребята с разной инвалидностью и волонтеры). Отметим, что все площадки, задействованные в работе Клуба, приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями.

Ещё одно сходство с миром таксидэнс-холла заключается в том, что его важнейшей особенностью является полнота заключенных в нем интересов и предоставляемых им удовлетворений.  Клуб «Наше место» также удовлетворяет определенные потребности людей. В данном сообществе участники восполняют необходимость в общении, развитии творческих способностей и поддержке, поскольку в повседневной жизни людям, имеющим различные тяжёлые заболевания, достаточно проблематично вести активный образ жизни, заводить многочисленные знакомства и быть задействованными в работе творческих коллективов. Клуб же дает им возможность для самовыражения, является не только способом развлечения и проведения досуга, но и площадкой для встреч с «такими же» людьми и, как отмечали многие из участников, вторым домом.
«Когда я просыпаюсь и знаю, что сегодня у нас репетиция с колясочниками, мой день однозначно начинается с улыбки. У меня есть партнёр Иван, мы с ним настолько сдружились, что, когда нам показывают новое движение, мы его выполняем с первого раза. А чувства перед концертом и после – просто не передать словами. Я счастлива, что судьба показала мне дорогу к Клубу, что я знакома со всеми этими людьми, что вот уже на протяжении пяти лет я им помогаю и чувствую себя здесь своей», - рассказывает моя знакомая.

Основной особенностью как таксидэнс-холла, так и Клуба «Наше место», служат отличительные паттерны поведения и лексика. Для мира танцзала даже мельчайшие характеристики поведения и манер человека могут стать средствами идентификации его как «инсайдера» или «аутсайдера».  Так же дело обстоит и с Клубом. С помощью анализа онлайн-сообщества Клуба в социальной сети «ВКонтакте» мне удалось выявить (а затем уточнить значение у участников) несколько уникальных терминов, правильно проинтерпретировать которые могут исключительно члены Клуба. Например, «РР» значит «Равный – равному» (молодёжный инклюзивный проект, предполагающий командные соревнования по различным трекам); «РЖЯ» - курс русского жестового языка «Говорим без слов»; «камерка» - камерные встречи (йога, игротека, рисование, мастер-классы); и др.

Что касается уникальной деятельности, можно привести следующий пример. По окончании каждого масштабного мероприятия (например, концерта поп-звезды) все участники Клуба, задействованные в его организации и проведении (как молодые люди с ОВЗ, так и волонтёры), организуют большой круг, затем берутся за руки и начинают благодарить друг друга. Действие заканчивается песней, слова которой знают только закоренелые участники Клуба и «продвинутые» волонтёры. В таких моментах всегда можно заметить того, кто не знает слов песни и не понимает, что происходит. Такой человек в подобных случаях идентифицируется как «аутсайдер», однако это не мешает ему стать «инсайдером» в случае соблюдения определённых критериев.

Здесь следует отметить, что процесс принятия участников в Клуб «Наше место» схож с социальной игрой представителей «Золотого берега», исследованием которого занимался Харви Уоррен Зорбо. Для того чтобы вступить в Клуб, достаточно присоединиться к группам сообщества в социальных сетях, следить за новостями, регистрироваться и принимать участие в проектах Клуба. Но несмотря на такой лёгкий вход в сообщество, «необходимо не выбиваться из ритма, в противном случае ты из этого «общества» выпадаешь».  На самом деле, если участник не будет соблюдать правила игры, он может быть исключён из сообщества (в основном, это касается волонтёров). И такие случаи в Клубе не редки. Ведь его участники, как и представители сообщества «Золотой берег», имеют большие привилегии и доступ к ресурсам: денежным, социальным, властным. Руководство Клуба поощряет волонтёров, оплачивая им поездки в другие города, обеспечивая им личные знакомства со звёздами шоу-бизнеса, снабжая их футболками, толстовками, кепками, канцелярией с символикой Клуба и т.д.

Интересно, что Зорбо несмотря на имеющиеся у «Золотого берега» признаки сообщества (самосознание, общая традиция и т.п.) не считает его таковым. Во-первых, «в районе Золотого Берега, как и везде в городе, человек не знает своих соседей» , то есть отсутствует какая-либо коммуникация. Во-вторых, «очень многие из тех, кто «живет» в окрестностях «Набережной», значительную часть своего времени проводят в других местах» , то есть нет общности проживания. Этого нельзя сказать о Клубе «Наше место». В первую очередь, Клуб характеризуется налаженной коммуникацией: помимо регулярных встреч, руководство Клуба организовало форумы и специальные сайты для общения, активисты сообщества ведут группы в социальных сетях, участники общаются между собой посредством телефонных и/или видео звонков. Более того, в силу обстоятельств большая часть членов Клуба постоянно находится в пределах города Челябинска, а до «Нашего места» добраться легко – руководство старается предоставлять транспорт для прибытия на встречи тем, кому это необходимо.
Таким образом, существует огромное количество теоретических подходов к изучению городских сообществ, два из которых были использованы в данной работе. У каждого автора есть собственная позиция относительно определений термина «сообщество» и его характеристик.

Считаю, что, если «Золотой берег» — это почти сообщество, то Клуб «Наше место» — это настоящий образец городского сообщества со своими традициями, правилами и устоями; сообщество, которому свойственны своя лексика, деятельность и интересы, собственное представление о том, что в жизни имеет значение, собственная позиция и свой распорядок жизни.

Список источников:

1. Зорбо, Х. У. Золотой берег и трущобы / Чикагская социология: Сб. переводов // РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и пер. Николаев В.Г.; Отв. ред. Ефременко Д.В. – М., 2015. – С. 166-227.
2. Клуб «НАШЕ МЕСТО»: выходи из дома — начинай общаться! // Официальный сайт Клуба «Наше место». URL: https://nashemesto.org/o-klube/. — Дата обращения: 5 марта 2019 г.
3. Кресси, П. Г. Таксидэнс-холл / Чикагская социология: Сб. переводов // РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и пер. Николаев В.Г.; Отв. ред. Ефременко Д.В. – М., 2015. – С. 228-264.