Что посеешь, то и пожнёшь...

Галина Широкова Хоперская
   Разговариваем по телефону с  78-летней  приятельницей Катериной:
   - Только что приехала из города, – говорит, - ездила правнучку нянчить. Туда еду тяжело и долго, 5 часов в автобусе трясусь, неделю живу в няньках, а  до родного порога доезжаю быстро! Сама дивлюсь. Сутки прихожу в себя, а потом сил набираюсь для новой поездки.
   - Чтобы познать счастье свободы, надо его заработать! – смеюсь я, - и тогда эти 300 вёрст  домой по тряской дороге –  «тьфу» покажутся!
   - Всё бы ничего, да дочку жалко, - говорит Катерина Ивановна. - Я еду домой, а она, отработав неделю бессменно у себя в магазине, едет на всю неделю к Алечке.
   - Ты  должна быть благодарна правнучке! - шучу я. - Она  подняла Тебя с постели, подзарядила – и ты уже два года носишься из хутора в город, как заведённая! А давно ли жаловалась на свои болячки?
   - Обстоятельства изменились, - говорит Катерина Ивановна, - внучка Алечка  окончила институт, вышла замуж, родила дочку…
Я-то знаю их проблему: вырастили барыню, теперь её обслуживать надо! Они вдвоём её воспитывали: жалели, кохали, лелеяли, всё позволяли, шли на поводу - вот и расплачиваются за свою слепую любовь... Раньше, когда Алечка училась в институте, снимая в областном центре однокомнатную квартиру, брала академический отпуск отдохнуть от учёбы и сделать дорогой ремонт в съёмной квартире. А ведь сама ещё ни рубля не заработала! Привыкла считать сам факт своего существования наивысшим счастьем для сердобольных мамы и бабушки. А для них эта денежная «удавка» была невыносимой. Лет восемь они обе работали и из кредитов не вылезали, отпуска не брали, оплачивая все прихоти Алечки. Сами выживали, как могли, на пенсию Катерины Ивановны. Хотели, чтоб девочка ни в чём не нуждалась. А  теперь Алечка уверена, что осчастливила их своим замужеством и заменила им денежный оброк на барщину. Вот они на радостях и носятся  к ней поочерёдно, чтобы сготовить, убрать, постирать, погладить пелёночки, искупать и понянчить дитя! Так и живут второй год они то в «людях», то на колёсах, и сколько времени ещё продлится эта кабала - неведомо! 
   Не могу удержаться, чтоб не дать им дельный совет: «Стряхните, говорю, наконец с шеи охреневших внучку с зятем  и поживите хоть немножко для себя! Вы ведь тоже женщины, рано потерявшие мужей».
А Катерина своё гнёт: Наша Алечка изнеженная, замуж поздно вышла, в 33 года, делать ничего не умеет, вот и приходится ей помогать". 
   -  Понятно, говорю: несёте наказание за то, что в своё время не сделали: не научили, не подсказали, не воспитали... А зря. Вот теперь, когда настало время для молодой хозяйки семейное гнёздышко мостить своими  молодыми, крепкими  руками, вы снова опередили её и сунули свои глупые головы в петлю. Теперь уж точно - до гробовой доски! Там второй ребёночек пойдёт, третий, а она ничего так и не научилась делать без прислуги... Сами знаете: в этой жизни что посеешь, то и пожнёшь...