Каршеринг в России. Социологический аспект

Ульяна Малёва
В последние годы в столице появляется всё больше различных проектов, направленных на благоустройство городской среды. Одним из таких нововведений является каршеринг (англ. сarsharing) - новый вид городского общественного транспорта, получивший развитие с распространением мобильного интернета. Каршеринг, фактически, представляет собой аренду автомобиля с поминутной или почасовой оплатой. Одной из основных его задач является снижение числа легковых автомобилей в городе на треть.

Сегодня данная услугу набирает мировую популярность. Ею активно пользуются во всех столицах Европы и нескольких крупных городах России, и эксперты уже сейчас пророчат огромное будущее этому нововведению, так как каршеринг успел обрести массу поклонников.  Однако особенности его функционирования пока слабо изучены. Более того, в Москве единая система каршеринга была официально запущена только в 2015 году. 

Каршеринг: сущность, история и SWOT-анализ

Каршеринг представляет собой систему кратковременной аренды автомобиля с поминутной оплатой. Используя автомобиль, клиент оплачивает только фактическое время использования автомобиля. Что касается оплаты бензина, городских парковок, ремонта, страховок и мойки, её берет на себя компания, то есть фактический владелец автомобиля.

Каршеринг - часть так называемой «экономики совместного пользования» (sharing economy), основанной на том, что совместное использование (collaborative consumption) определённых товаров и услуг уменьшает как финансовые, так и временные издержки как для конкретного пользователя, так и для общества в целом. 
История каршеринга началась в Швейцарии в 1948 году, когда в Цюрихе появился кооператив Sefage, создателям которого были свойственны социальные и экологические цели. В Европе в 70-80-х появлялись аналогичные эксперименты, среди которых Procotip (Франция, 1971-1973), Witkar (Нидерланды, 1974-1986), Green Cars (Великобритания, 1977-1984), Bilpoolen (Швеция, 1976-1979), Vivallabil (Швеция, 1983-1998) и др. Однако все они потерпели крах из-за проблем с планированием, маркетингом, управлением деньгами и несоответствием доступным на тот момент технологиям. В начале 90-х началась волна более успешных проектов. Фирмы появлялись в Германии, Норвегии, Швеции, США, Канаде и других странах. В 1991 году была создана Европейская ассоциация каршеринга, которая на 1997 год включала 70 каршеринговых организаций из разных стран. К этому времени каршеринг модернизировался и компьютеризировался. Ключевым моментом стал переход от доступа к автомобилям через ключ к смарт-картам. Логично, что с развитием смартфонов каршеринг стал ещё более гибким. На смену физическим ключам и смарт-картам пришли мобильные приложения, через которые пользователи теперь могут производить все необходимые операции – и онлайн-регистрацию, и поиск автомобиля, и т. д. В 2012 году каршеринг частично пришел в Россию, а в 2015 в Москве мэром города была официально запущена единая сеть каршеринга.

Для большего понимания данного явления предлагаем провести SWOT-анализ, которые заключается в выявлении преимуществ и недостатков каршеринга, определении перспектив и возможных угроз.

К сильным сторонам каршеринга следует отнести: возможность использования системы в любое необходимое для клиента время, гарантию исправности и готовности автомобиля к эксплуатации, экономию расходов на содержание транспортного средства, возможность выбора марки автомобиля, недорогостоящая аренда, которая позволяет не задумываться о покупке индивидуального транспорта, безопасность и экологичность.

К слабым сторонам отнесём недостаточную доступность маршрутов, необходимость постоянно модернизировать навигацию для автомобилей, увеличение количестве пробок в крупных городах, возможные ошибки и сбои в приложениях, а также зависимость от Интернет-соединения и штрафные санкции от лиц, предоставляющих услугу.

Перспективами развития каршеринга являются: рост числа подключенных автомобилей (умный автомобиль); увеличение активных инвестиции автопроизводителей; совершенствование технологий.

Угрозами для каршеринга можно считать увеличение числа мошеннических схем и уголовных дел, связанных с ними (угон автомобилей, поддельные аккаунт, незаконная заправка бензином личных машин и т.д.).

Каршеринг сквозь призму социологических теорий

1. Теория Макдональдизации Джорджа Ритцера
Макдональдизация – это понятие, сформулированное американским социологом Джорджем Ритцером для обозначения процесса, с помощью которого принципы ресторана быстрого обслуживания «Макдональдс» становятся доминирующими в американском обществе, и впоследствии, во всем мире.

Черты макдональдизации можно выявить и в исследуемом нами явлении. Существует четыре элемента формальной рациональности, которые лежат в основе процесса макдональдизации. Рассмотрим каждое из них применительно к каршерингу.

1) Efficiency (эффективность). В современном обществе ритм жизни носит высокий темп. Желание людей получать всё «здесь и сейчас» диктует фирмам по производству товаров и услуг определённые правила: во-первых, к ним относится экономия времени потребителя, во-вторых, - эффективность работы. Каршеринговые компании чётко следуют данному принципу. Каршеринг мобилен, так как по сравнению с городским наземным транспортом он экономит время своих клиентов. Не нужно останавливаться на всевозможных остановках, чтобы быстро добраться до необходимого места. При этом, средняя стоимость аренды каршеринг автомобиля в Москве, равна 8-10 рублям за минуту, что не превышает (а в отдельных случаях даже ниже) стоимость поездки на такси в Москве (по данным Яндекс.Такси на июль 2018 года).

2) Calculability (просчитываемость; цифровые технологии - все процессы становятся цифровыми, во всем используются высокие технологии и вычислительные методы). Для того чтобы пройти регистрацию, найти ближайший свободный автомобиль, открыть машину в системе каршеринга было создано мобильное приложение. В данном принципе также говорится, что в обществе, где присутствует данное явление, количество становится синонимом слово качества. Для каршеринговых компаний одними из важных показателей являются количество машин, их рыночная стоимость и т.п. Так, например, лидеры в Москве «БелкаКар» и «Делимобиль» имеют во владении 1925 и 1800 машин соответственно. На данный момент такое количество авто - это 32 % столичного рынка. При этом, до конца 2019 года они планируют увеличить свой автопарк в 2 раза.

3) Predictability (предсказуемость). Поскольку каршеринг хоть и популярен, но остаётся новым и неизведанным явлением для многих жителей и, тем более, гостей столицы: нельзя точно сказать, насколько стандартной, предсказуемой стала модель каршеринга. Думаем, что данный вопрос может стать почвой для размышления и исследований социологов, урбанистов и других учёных.

4) Control through Nonhuman Technologies (все управляется технологией, все деперсонифицированно). Данный принцип направлен на автоматизацию процесса производства за счет новых технологий. Можем предположить, что он [принцип] достаточно четко проявляется в самом механизме карщеринга. Как уже отмечалось, каршеринг машины даже заводятся с помощью гаджетов. А если у автомобиля найдутся повреждения, то их нужно сфотографировать и с помощью приложения отправить в информационный центр, чтобы избежать претензий. Приложение также позволяет клиентам оценить состояние кузова и салон авто.
Таким образом, обозначенные принципы позволяют проанализировать каршеринг с точки зрения теории макдональдизации.

2. Теория глобализации
Под другим углом на анализируемое явление можно посмотреть с точки зрения теорий глобализации. Каршеринг, появившись сначала в одних странах и затем распространившись в других (включая Россию), в какой-то степени выступает примером глобализации. Одна из концепций данного явления – концепция глобальной культуры, которая на протяжении длительного времени разрабатывалась на страницах журнала-альманаха «Теория, культура и общество», редактируемого М. Фeверстоуном.  Центральный вопрос, рассматриваемый представителями данной школы социологической глобалистики, касается проблемы самоидентификации личности в условиях нарастания транснациональных тенденций в культуре. Что испытывает индивид в ситуации превращения его национальной культуры в часть глобального мирового целого? Каково клиентам каршеринговых компаний осознавать, что они находятся в центре глобальных процессов и модернизации технологий?

Р. Робертсон, М. Арчер, Н. Смелзер и другие, при рассмотрении глобальных процессов подчеркивают важнейшие изменения, происходящие в локальных, т.е. местных, сообществах. Территориальные общности обретают в контексте глобальных тенденций совершенно новые качества. И потому известная формула «To think globaly but act locally» в теоретико-социологическом смысле становится вполне адекватной.  Так и система каршеринга, хоть и была заимствована из других стран, имеет свои специфические (локальные) черты и правила. Каршеринг автомобиль можно взять в одной точке города, совершить необходимую поездку и оставить его в любой (практически) финальной точке (хотя во многих странах существуют специальные стоянки). Главным условием является, чтобы оставленный автомобиль не нарушал правил дорожного движения и некоторые ограничения от компаний владельцев, о которых указано в договоре (обычно для Москвы, запрещено оставление автомобиля за пределами МКАД).
Заключение

Подводя итог, следует сказать, что на данном этапе было выявлено, что преимуществ, которые заключаются в экономии расходов пользователей, отсутствии лишних проблем, связанных со страховкой, ремонтом личного автомобиля, а также возможности клиентов менять марки автомобилей, намного больше, чем недостатков.

Каршеринг является относительно новым явлением в жизни москвичей, и анализ данного явления сквозь призму теории макдональдизации показал его слабое место – отсутствие уверенности в том, что каршеринг является доступным, понятным и предсказуем для общества. Постановка данного вопроса с этой точки зрения представляется перспективным направлением для изучения каршеринга.
С позиции теории глобализации также можно размышлять о месте и роли каршеринга как глобального явления в жизни московского жителя или гостя столицы, об отличительных особенностях организации системы каршеринга в Москве, о том, как её [системы] появление отразилось на экологии столицы, и т.д.

Более того, интерес вызывает аспект, связанный с выявлением пространственного и временного распределения каршеринг автомобилей в Москве.

Таким образом, каршеринг в России находится только в начале своего развития. Система каршеринга функционирует лишь в нескольких городах нашей страны, но в ближайшем будущем эксперты пророчат ей всё большую распространённость. Немаловажным при этом являются исследования социологов, урбанистов и экономистов, которые могут вывести каршеринг в России на высокий уровень и позволить сделать его не только экономически прибыльным бизнесом, но и социально значимым.

Библиографический список

1. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption // by  Rachel Botsman, Roo Rogers. – 2010. – 304 p.
2. Global Modernities / Ed. M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. – L.: Sage, 1995.
3. Компания по аренде авто BelkaCar увеличила парк и обогнала «Делимобиль» по числу техники [Электронный ресурс] // Прокат машин. – URL: (Дата обращения: 15.12.2018)
4. Маслобоева А.Ю., Сушко К.В. Актуальность использования технологии carsharing в развитии системы городского наземного транспорта // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 1 (10). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-37.
5. Мошенники осваивают каршеринг [Электронный ресурс] // РБК. - URL: (Дата обращения: 13.12.2018)
6. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева — М.: Университетская книга; Логос, 2008. — 424 с. – С. 98.
7. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. Лазарева. — М.: Праксис, 2011. — 592 с.
8. Станислав Грошов: как я отказался от личного автомобиля [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского транспорта. - URL: http://transport.mos.ru/#!/page/news/?id=4103 (Дата обращения: 12.12.2018)