Осень

Вера Ольгина
               
    
            Клен,  кутаясь в желто-оранжевые  одежды , смотрел  в  окно 
       аудитории.   Мы  наблюдали ,молча, друг  за  другом  уже  15  лет.

            При  нежных,  еще  теплых  поцелуях ветра,  ажурные  листья   
       легкими  бабочками  слетали  на  зеленый  газон  или  ложились  под
       ноги  прохожих.

            ;  « До свидания!  Мы  вернемся!»
   
            Красные  листья ,отрываясь,  звучали как  ноты  лирической 
       осенней  мелодии  и им  вторили  гроздья   старых рябин  с  большим 
       жизненным  опытом.

            ; « До  скорой  встречи!».
   
           Природа ,  вспыхивая     лихорадкой  преодоления,  продолжала 
       упорно  свое   предначертанное  свыше  движение  шаг  за  шагом.
   
            Большая  перемена  уводила  студентов   кого  в  столовую ,  кого 
       на  улицу где  еще  можно  было  постоять  под  лучами  уже  нетеплого 
       солнца. 
    
            Шел  второй  день  нового  учебного  года.
       Сейчас  будет первая  встреча  с   моей  новой  группой,  а  у  группы 
       первое  занятие  по  анатомии и физиологии человека.

            Первая  встреча будущих  медиков с анатомией  как  первое 
       свидание.
 
            Все  годы  моей  педагогической  деятельности     волнительный   
       и  важный  момент.  Как  первый  шаг  человека.
   
            Я  стояла  у  открытого  окна  и  наблюдала  листопад,  всем 
       телом  ощущая  силу энергии отрыва  каждого  листа  от  ветки. 
   
            Клен,  мой  молчаливый  друг! Круглый  год, ты,  даришь  мне 
       свою  дружбу ,  силу  веры  и   пример   жизнестойкости!
   
       Мне  хотелось  подхватить  лист,  запомнив , с  какой  он  ветки, 
       чтобы  на  следующий  год  сравнить  его  с  новым. Интересно они 
       похожи,  или  каждый  год  вырастает  клон?  Или  они  разные  по 
       строению  и   цвету ?!   
 
             Какую  информацию  земле  несли  упавшие  листья,  или   просто,
       ложились  на  нее разноцветным  одеялом,  закрывая   как  свою  мать, 
       защищая от  зимних  морозов.
   
             Каждый  год приходят  новые  студенты.  Каждый  год    я  и 
       клен  встречаем и провожаем, он свои  листья,  я своих  студентов.

             ;  К  Вам  можно?
 
       Раздался  вкрадчивый  голос  за моей  спиной.  Повернувшись, я 
       обнаружила  студентку   нового  набора  моей    группы.

             ; Я,  Колобова  Лена ,  хочу  предложить  свою  кандидатуру  в 
              старосты  группы.  В  школе я  была  старостой  класса  и 
              помогала  классному  руководителю. Так что  имею  опыт  работы
              с людьми.
   
            Бросилось  в глаза  почти  безоговорочное  предложение, прямой, 
       но несколько  осторожный  тембр голоса.

            Перед  моими  глазами  быстро  пролетели  кадры  возможных 
       выражений  этого  лица:  ухмылка,  злость, презрение,  оскал 
       нападения,  лесть.
    
       Готовность  согнуться,  но  выпрямляясь   постепенно  влезть в душу  и 
       устроиться  где то  рядом с  сердцем,  чтобы  диктовать  свой  ритм. 
       Такой  типаж  встречается  среди  людей,  и  нередко  у  учащихся.
 
            В  школе  это  чаще  всего  бывали  дети членов  родительского 
       комитета,  которые  избирались  на  разные  лидирующие  должности 
       школьного  гегемона  или  открыто  шестерили  около  классного 
       руководителя.  Почти  всегда  были  «отличниками»,  но  также  из  них 
       формировались  «стукачи».
    
            В  этот  момент  в  окно  залетели  два,  связанные  одной 
       веточкой  листочка. Лена  быстро  подняла их и  ,смотря  немигающим
       недетским  взором , положила   на  мой  стол, ожидая  ответа.

            ;  « Ну что же,  Ваше,  самоотверженное  предложение я  принимаю. 
       Попробуем   вместе   работать!».
 
            Звонок  призвал в аудиторию  студентов,  и  они  постепенно 
       заполнили ее,  принеся с собой  желание  соприкосновения  с 
       романтикой  медицинской  профессии  и  вступления  в  новый этап 
       жизни.
    
            Аудитория,  оформленная  для  изучения  анатомии,  производила 
       впечатление.  Около  доски  стояли  два   скелета,  около  которых   
       уже  на  перемене  возникла  очередь  для  селфи.
    
            На  стенах  висели  планшеты,  на  тумбочках  располагались 
       различные  фрагменты  скелета,  тела,  органов  и систем  организма 
       человека.
    
            Рядом  со  столом  преподавателя    стоял    компьютерный   стол, 
       объединенный  с  интерактивной  доской,  работающей  как  «экран  на 
       колесах».  Раскрыть все  современные  рабочие  качества  этого 
       комплекса  администрация  уклонялась  под  разными  предлогами.
   
       Приходящие  «айтишники»  были  приятелями   завхоза  и  их 
       профессиональный  уровень  проявлялся  пережевыванием  жвачки и 
       вульгарным  английским  компьютерным  жаргоном,  который,  по  их 
       мнению,  должен  был производить  на  старую  тетку  впечатление. 
    
            Завхоз  был  зачарован  словом   айтишник, часто  его   
       произносил и  дублировал  манеры  своих  молодых  ставленников, 
       пожевывая жевательную  резинку.
 
            На  противоположной от  меня  стене  в кабинете  висели  портреты 
       Н.И. Пирогова  и  И.П. Павлова.  Эти  два  величайших  человека 
       всегда  были  поддержкой  и  опорой  в  моем  стремлении  не  только 
       поделиться     знаниями, но  главное  воспитать в  молодежи  желание к 
       изучению  тайн  строения  и  функции  организма  человека,  чтобы 
       овладеть  навыками  и  умениями  сохранения  и  продления   жизни
       людей  Земли.
 
            Да  и  не  только!  Вспоминая  их  жизненный  путь,  человеческие 
       и     профессиональные  испытания,  я  старалась  преодолевать  и 
       свои   жизненные  тяготы.  Делиться   мне   было  не  с кем.
    
           Воспитанная  родителями  и московскими  школами    №34  и  № 236   
       в  прекрасном  двадцатом  веке,  я    систематически училась  выживать 
       в  обществе,  летящем  в никуда!
   
            И  никакие  веяния  и  перестройки  не  смогут   оторвать   от   
       сил ,  которые  влекут  и  связывают  меня  с  тайнами и возможностями 
       Природы,  дарящей    мне  жизнь  каждый  день!
 
            Может  быть,  эти  фразы  покажутся  кому-то  высокопарными  и 
       даже  пафосными. 
       Советую,  Вам,  дальше  не читать.  Мы  с  Вами  разной  крови. Идите
       и ищите  свои  джунгли!
   
            А  мы  -  медики  настоящие  и будущие   не  просто  люди.  Нас 
       Природа   допустила   к  тайнам  зарождения, жизни  и  смерти!
       Мы  в  ответе  за  тех,  кому  дарим  жизнь!
    
;
            Со звонком в аудиторию робко  входили  студенты  моей  группы.  С
       некоторыми  я познакомилась  на  подготовительных  курсах.
    
            В  группе  были  вчерашние  школьники  и  позавчерашние, 
       отучившиеся  в  техникумах и даже  в  вузах.
   
            Особенно  выделялись  брат  и  сестра  Мешковы.   Людмила крепко
       сложенная, самоуверенная уже  окончившая  финансовый  техникум.  Брат
       Толик  был  младше по  возрасту, смотрел  из – под лобия  и 
       побаивался  сестру.  Раннее  увлечение  алкоголем  и  курением   уже 
       нарисовало  свою  картину  на  его  лице,  и  проявлялось    
       вспышками    аллергической  сыпи,   и  пропуском  занятий.
   
            Сестра   спасала   брата,  притаскивала  его  на 
       подготовительные  курсы,  а  теперь и  на  первый  курс.  Людмила   
       постепенно   стала  претендовать    и  на  лидерство  в  группе. 
       Окруженная  младшими  по  возрасту,  она  не  находила  интереса   к 
       ним.  Уже  окончившие  ВУЗы  были  старше  нее, и  не  проявляли 
       интереса  к  ней.  Они  имели   семьи,  работали и  старались 
       учиться.
       Но  в  соперничество  за  место  лидера   уже  начинала  свою  борьбу   
       Дутова  Наталья. 
   
            Крупная  девица,  исключенная  за  неуспеваемость из   другого 
       медицинского  училища.   Она    постоянно  хвалилась  своими   
       скудными  познаниями  в  медицине,   произносила   латинские  слова. 
       Рассказывала  небылицы  о  своей  работе  на  скорой  помощи.  Все 
       это  впечатляло  детей, вытолкнутых  за  ворота  частокола  ЕГЭ  в 
       жизнь.
   
            Как  позднее  узнали  все,  Наташа  несколько  раз  тормозила 
       машины  скорой помощи   недалеко  от  колледжа и  просила  подвезти,   
       так  как  опаздывала  на  учебу  после  дежурства  в  больнице.
   
           Ее  подвозили  к  главному  входу,  где  толпились  студенты.  Из 
       машины   она  с  шиком  выскакивала   под  восторженные  взгляды 
       первокурсников.

          Позднее  Наташа  стала приносить  с  собой  гитару и изображала 
       игру   и  пение,  лихо  и  свободно  обсуждала  преподавателей  и
       однокурсников,  завела  знакомство  с  курильщиками  старшекурсниками.
       Работающие  за  границей  родители  предоставили  бабушке  воспитание 
       дочери,  которая  очень  удобно  устроилась  на  ее  шее.   
            Позднее мы узнали,  что  она  успешно   была  отчислена  уже  из
       двух  медицинских  училищ.
      
            Хамоватая в общении,  наглая  по поведению  со всеми,  скоро 
       стала  завсегдатаем  педагогического  совета   и  дисциплинарной
       комиссии.
    
            Вчерашние  школьники  уже  кучковались   возле нее  и   тащились 
       от  нового  кумира.  Учеба   не  клеилась  и  на  новом  месте.    а 
       главной   ею провозглашаемой  целью  было   «  протащиться  этот  год» 
       и  летом  поступить  в  академию.
   
            Слово  академия  было  демоническим и  услаждало  произносящего, 
       завораживая  слушателей. 
   
           Людмила  быстро  раскусила  гнилую   сущность   бездельницы  и 
       врунишки  Наташки,  но  даже    ее  дешевого   лидерства  не  могла 
       допустить .
    
       Группа  постепенно  раскололась  на  три  лагеря. 
   
          С  первых  дней   староста  активно  проявляла  себя, выполняя 
       бюрократическую  часть  работы:  составление  списков  группы  для 
       получения  проездных  билетов  и  прохождения  диспансеризации; 
       оформление  зачеток  и  пропусков т.д.
       Познакомилась  со  старостами  параллельных  групп,   администрацией. 
       В  группе  подруг    не  было.
    
            Людмила  и  Наташа  активно  тянули  ее  в  свои  коалиции.
       Людмила  разговаривала  осторожно  и  несколько  свысока .  Наташа 
       громко,  вульгарно,  панибратски.   
   
            Лена  позволяла  обеим  их  формы  обращения,  но  соблюдала 
       дистанцию,  что  было  замечено   и  послужило  причиной   нарастающей   
       отчужденности  старосты  от  группы.
   
           Она  всегда    садилась  за  первый  стол  передо  мной     и   
       преданно  следила  за  моими    передвижениями      и   словами.
       Но  учеба  не  удавалась.
   
            Не  удавалось  и  формирование  материнских , доверительных
       и  ласкающих  уши  отношений  со  мной.
    
           Появилась    традиция,  Лена  приходила  на  большой  перемене 
       или  после  занятий  и  активно  стучала  на  всех  в  группе, а   
       дальше  появился  компромат  и  на  преподавателей.
       И его , как  подарок , она  дарила  администрации.
           Разговор  со  мной   был  сложный, который  Лену  насторожил  и на 
       какое -то  время   и отдалил  от  меня.
  ;
            В  аудиторию  вошла    осторожной  походкой  невысокая  женщина.
       На  несколько  секунд  она  остановилась , и  быстрое 
       профессиональное  сканирование  подсказало  и преобразило  выражение   
       ее лица.

            ;  Здравствуйте,  Ольга  Анатольевна!
             Меня  зовут  Нина  Петровна. Я  школьный  классный  руководитель 
             Леночки  Колобовой.

            ;  Здравствуйте. Присаживайтесь.
    
       Некоторая  пауза  начала  беседы  была  снивелирована   как бы 
       визуальным  знакомством с кабинетом.  Но  на  самом  деле  Нина 
       Петровна  перебирала  стандартные  фразы   начала  беседы  и ,
       отбрасывая  неподходящие,  несколько  смутилась.
   
       Я  пошла  навстречу  и  спросила:

             ;  Чем  я  обязана  Вашему  визиту?!
   
             Нина  Петровна  вытирая  красивым  платочком  уголки  рта, 
       поведала  мне  страшную  судьбу  родителей  Леночки ,  которое  и 
       побудило  девочку  поступить  в  медицинский колледж,  чтобы помогать 
       людям  в беде.
    
       Класс  окружил  Леночку  вниманием,  выбрал единогласно  старостой. 
       Так  началась  дружба  Нины  Петровны  и  Леночки  Колобовой. 

             ;  Леночка  помогала  мне  во всем.  Я  знала,  какие настроения 
               среди  учеников.  А  уж  как ее  любили  в  администрации 
               школы !  С  днем  рождения  поздравляли,  награждали 
               грамотами  за  общественную  работу.
               У  меня  нет  семьи  и  детей,  Леночка  стала  мне  очень 
               близка.  Часто  бывала  у  меня  дома.
 
             Взволнованная  беседа  никак  не    помогала  Нине Петровне 
        укрепиться  на  первой  ступеньке  начала  основной  причины  визита.

             ;  Лена  старается  выполнять  свои  общественные  нагрузки.
               Но  скажу  прямо  не  находит вашего  личного  внимания  и 
               понимания.
    
        Я  внимательно  смотрела  в  глаза  Нины  Петровны,  сочувствовала 
        ее  пожизненному  одиночеству.  При этом  мне  очень  хотелось 
        понять  лизоблюдство  и  стукачество  это   общее  хобби  ее  и 
        Лены?! 
             А  может  быть приход   Нины  Петровны  это  результат  волевого   
        требования   любимой  ученицы    удачно   паразитирующей   в  душе 
        беззащитного  страдания ?!

             Я  подбирала  слова,  чтобы  не  ранить  Нину  Петровну  или, 
        чтобы  не  разбудить  темные  силы  ее  зомбированного  сердца.
   
            ;  Уважаемая  коллега,  мы  знаем,  что  одной  из  этических 
             сторон  взаимоотношений  учителя  и  ученика  является
             « соискание»  интереса к  личности  преподавателя.
              Этот  процесс  базируется  на  умении  вызвать  интерес к 
             преподаваемому  предмету  через  методы  изложения  информации.
                Психологической  основой  медицинского  профессионального 
            обучения  являются    также  стимуляция   интереса к будущей
            профессиональной  деятельности,  формирование  медицинского 
            мышления  и  нелегкая для  вчерашнего  школьника   работа  с 
            потоком  нового  материала.     В    горниле  обучения 
            происходит  становление  профессионального  характера, 
            включающего  ряд  качественных  показателей,  которые  отличают 
            медика  от  других  людей.
      
           ; Сейчас  у  всей  группы и  у  Лены  очень  сложный период 
            вхождения  в  новую  реальность,  адаптация  в  коллективе.  Она 
            хорошо  справляется  с  должностью  старосты. Перезнакомилась  со 
            многими  ребятами  из других  групп,  но  авторитет  в  своей 
            группе   не  складывается.   
    
           Нина  Петровна, меняясь  в  цвете  лица,  терпеливо  слушала 
       меня.  Только  красивый  платочек перепархивал из  одной  руки  к 
      другой.
          Вдруг  платочек  натянулся  мостиком   между  ладонями  и  Нина 
      Петровна,  встав  на  одну  лыжню  со  мной,  выдохнула:

            ;  Я  понимаю  Вас  и  согласна,  что  Леночке   очень  трудно, 
             и  она  ищет  Вашего  участия и поддержки. 

            ;  Какой поддержки?  Если  большую  часть  времени  она  проводит 
            в  кабинетах  администрации,  где  сообщает  все  новости  и 
            сплетни о  преподавателях  и  учащихся?  Занятия  пропускает.  Не 
            успевает  по основным  предметам.  Имеет  задолженности.  Со слов 
            бабушки  часто не ночует  дома.  Может  быть  она   ночует  у 
            Вас?
    
            Платочек  внезапно  спрятался  в кулачке  правой  руки.    Нина 
       Петровна  встала.

             ;  Я,  уверена,  что  мой  визит  не  был  напрасным,  и ВЫ 
              сделаете  соответствующие  выводы.
       
            Интонации   Нины  Петровны  были  аналогичны  выговору 
       прогульщика  в школе.   Опустив  голову,  она быстро  вышла из 
       кабинета. 
            Уже  где то в  глубине  коридора прозвучало:
             «  Иди уже!».
      
            Вскоре  Лена  бросила  учебу и с   неизвестной  бабушке  и 
        любимой  учительнице   компанией уехала  в  Санкт;Петербург.
      
            Перед  новым  годом  мне  позвонила  Нина  Петровна.  Извинилась 
        за  прошлую встречу,  а  также  с  болью  утраты  сообщила,  что

            ; « Лена  меня  никогда  не  любила  и  просто  бросила.  Ей 
             были  нужны  хорошие  оценки   и  мои  знаки  внимания.  Но 
             почему  она сообщила  директору  школы,  что я  беру  деньги  с 
             учеников,  мне  не  понятно.   За  что?!!»
   
            Два  листочка  клена,  соединенные  природной  дружбой  ;  одной 
         веточкой ,  лежали  в открытом  передо мной  журнале.  Никто  из 
         преподавателей  их  не  выбросил.
   
            Сколько  же  поколений  листьев  передавали  друг  другу  эту 
         генетическую  формулу  связи  ?
   
           Интересно  будут ли  такие  же    дружные  листочки   в  следующую 
         осень?!


Вера  Ольгина
2015  год