Флюгер украшение или символ

Алекс Росс
Согласно Большой Советской Энциклопедии флюгер (от голл. vleugel – крыло) – это прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки флюгарки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Cкорость ветра измеряют по отклонению другой металлической пластинки от отвесного положения.

Конечно, все это звучит умно, понятно и назначение такого прибора для метеорологов и старых мореходов из Голландии, - море шуток не любит. Однако, у нас на Руси силу ветра определяли с неменьшей степенью точности по форме дыма из печной трубы, как, впрочем, и направление его. Осмелюсь сказать даже больше, изначально предшественник флюгера служил человеку тотемом – защитой его самого и его жилища. Например, в форме птицы с распахнутыми крыльями, готовой в любой момент оповестить хозяев о надвигающейся опасности. Петух же на шпиле был символом бдительности, причем, не только у славян. В доказательство этого можно привести примеры петушков на Золотом Храме в Киото (ХIV век постройки, птица Феникс) или на домах аборигенов в Южной Африке (Лесото). Есть они и поближе, например, на огромном храме святого Петра в Риге - кованый петух-гигант вот уже три столетия стережет покой Латвии. Копия его находится в интерьере храма. А кому из нас не памятны красочные иллюстрации с петушком-золотым гребешком на шпилях царских теремов из сказок Пушкина?! Был ведь он, как сейчас сказали бы, еще и «органайзером». И сегодня, кстати, есть семьи в провинции, в которых хозяйки, буквально, встают с первыми петухами, мужики со вторыми, дети с третьими. А кто-то из приезжих горожан в шутку просит поставить петуха «на десять». Но поскольку короткая память характерна не только молодым людям, но и обществу в целом, мы в городах напрочь забыли про все это. Однако, наше незнание не исключает изначальных достоинств предмета.

Флаг же, как знак отличия, доблести и боевого духа хозяев, наверняка, появился впервые на шатрах воинственных азиатских кочевников и на замках европейских рыцарей. Его парусные качества, возможно, и подсказали им использовать его для прогнозирования погоды, ведь ветра в определенных местах приносят вполне предсказуемую погоду. И на известных примерах флюгер на стойке смотрится, как флажек на древке боевого копья. Один такой оригинальный держит в руках на копье железный человек - «Ратхаусман», вознесенный зодчими полтора века назад на здание ратуши - мэрии столицы Австрии, Вены.

Формы этих флюгеров-флажков бывают самые разнообразные. Есть простые, с отверстиями, похожие на забрала шлемов, есть фигурные, словно трепещущие на сильном скаку, скрипящие «музыкальные» - с узорами, в подражание то ли скрипичному знаку, то ли лире. На куполах угловых башенок некоторых европейских домов сделаны в форме старинных шлемов, встречаются трубачи, призывающие не терять бдительности. Помните известное выражение, любое дело лишь тогда чего-нибудь стоит, когда может защищаться...

В конце концов, хозяин-творец почувствовал, что венчание верхних точек строений на особый манер само по себе имеет смысл – украшается, получая отличие, само место и деталь на самом верху рождает турбуленцию, заряжая пространство вокруг. Поэтому и появились в стародавние времена во множестве на зданиях, как головные уборы, просто фигурные детали, украшающие в данном случае не одеяние человека, а его постройки. Так и у нас в России верхнее коньковое бревно плотники крепили к князьку шпонками, верхнюю часть которых делали фигурной. Называли эти, расположенные в ряд фигурки «солдатиками» или «кутошками». Попозже вместо западных приборов в ходу появились другие украшения – прапоры. Помнится мне, как-то однажды любовался я одиноким таким на одной из башен Соловецкого монастыря, Архангельской. Его полуржавый «стих» тихим летним вечером, определенно, придавал остроту и без того особенному колориту нашей национальной святыни. Чудился скрип самой истории, нуждающейся, видимо, в хорошей смазке.

Но сколько бы человек не хорохорился, не говорил «Бог то Бог, да и сам будь не плох», все же надеется он на милость небес. И вот, пожалуйста, чем не свидетельство - еще один пример ожидания помощи свыше? - Небесный воитель протягивает со шпиля здания крагу помощи!

И простой обыватель не довольствовался флюгерами тривиальной формы. Те, кто имел средства и веселый нрав, чудили, придавая, например, крыше дома форму купола мусульманской мечети со шпилем, кто-то, много путешествоваший, мог установить наверху барку или золоченый глобус. Офицеры углы зданий и башенки флигелей украшали кубками – символами воинской доблести и изобилия. Иные аристократы, любители верховой езды заставляли копии своих резвых товарищей гарцевать еще и на крыше. А властители мира – коронованые особы – параноидально окружали и окружают себя, словно частоколом, символами царской власти. Над золотой короной на голове на самом троне у них бывает деревянная, побольше – золоченая. И сверх всего, еще и на куполе дворца может давлеть над округой огромная пятиметровая медная корона.

Интересно все это и жаль поэтому, что мы забываем о таких разнообразных возможностях,  перестали венчать дома пластическими формами, не награждаем их знаками отличия и даже не предохраняем с помощью тотемов.