Есенин и заики. Дубровский

Владислав Мирзоян
               сборник «ЕСЕНИН. ГИБЕЛЬ» –
                http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=9#9

*
Первым
в перестройку заговорил,
что Есенина убили,
Народный художник СССР Илья Глазунов.
По крайне мере, он так утверждал:
- «Я был первым, кто публично сказал на вечере «Огонька» в ЦДЛ,
опираясь на известные мне данные,
о зверском убийстве Есенина…»
*
Вовсе не с целью уличать народного художника,
списался я с одним редактором–ветераном «Огонька»
и с удивлением узнал, что пока тот работал в журнале до конца 1990–го года,
никаких выступлений Ильи Глазунова на вечерах «Огонька» не было.
А это значит, что Глазунов никак не мог быть «первым».
*
Первым об убийстве Есенина вслух заговорил полковник МВД Э.А. Хлысталов,
который потом стал прототипом героя-сыщика из сериала «Есенин».
А в 1986–том на Ленинградской студии документальных фильмов замечательный режиссёр, классик нашего неигрового кино Н.В. Обухович начал снимать фильм «Англетер» об убийстве Есенина, с участием всё того же Хлысталова.
*
Но оставим Глазунову эту болезненную пальму первенства
и попытаемся проанализировать –
ЧТО он сказал о гибели Есенина.
А в те времена, хоть уже и перестроечные,
сказать, что Есенина убили –
означало идти против партии и правительства.
*
Ну, «Огонёк» в те годы, понятное дело – «локомотив гласности» и «рупор перестройки»,
но с чего бы это, спрашивается, заговорил антисоветчину Народный художник СССР?
Этот человек лучше многих знал,
что можно говорить,
а чего нельзя –
он всю свою жизнь был при кулуарах власти –
стало быть, Глазунов озвучил то,
что в кулуарах кулуарилось.
*
Сейчас принято думать,
что об убийстве Есенина заговорили только в «перестройку и гласность».
Это неверно – слухи о его насильственной смерти поползли уже
около 11–12 часов утра 28 декабря 1925-го года по Исаакиевской площади перед «Англетерром»,
в те годы площадью Воровского,
где собралась небольшая толпа из жителей коммунистических общежитий «Астория» и «Англетерр»,
работников Исполкома Ленсовета
и сотрудников ГИНХУКа – Государственного института художественной культуры,
который располагался в доме Мятлева напротив.
Ну и извечные зеваки,
которые всегда сбегаются, где стоит хоть какая–нибудь толпа или очередь.
Но с чего бы это ползти таким слухам?
*
И тут – нужно вспомнить –
и странное милицейское оцепление вокруг «Англетерра»
(см. воспоминания Г. Монастырского)
и художника Сварога (Корочкина),
который прибежал в «Англетерр» из редакции «Красной газеты», где подрабатывал
и ему разрешили сделать несколько карандашных набросков в пятом номере.
И который потом почему–то говорил, что Есенина убили.
(см. воспоминания журналиста Хейсина)
И что тогдашняя власть в СССР
примерно с 13–14.00 28–го декабря 1925–го года,
через средства массовой информации того времени
стала очень жёстко контролировать информацию о гибели Есенина –
самоубийство.
подробнее – см. «Наппельбаум номер пять» – http://www.proza.ru/2019/07/13/60
и «Чёрные клоуны» – http://www.proza.ru/2019/09/24/189
*
Как это не покажется абсурдным –
на гибели Есенина стоял и стоит негласный гриф секретности.
У этой странной засекреченности на самом высоком  государственном уровне,
причин в декабре 1925–го было несколько:
1. с кем ехал в Ленинград в поезде Есенин –
см. «Вокзальная пьянка» –  http://www.proza.ru/2019/06/14/1436
2. кто поселил Есенина в ведомственном «Англетерре».
3. кто съел под бутылочку коньяка запечённого с яблоками гуся в номере Есенина около 21.00 25 декабря 1925 года.
см. «Похмелье» – http://www.proza.ru/2017/05/21/79
*
Цель секретности – скрыть некоторые имена,
ибо и поселил Есенина в «Англетерр» и гуся съели 
руководители высшего звена Советского государства.
Один из них, в 60–тые, в своих воспоминаниях описал ту поездку в Ленинград,
имени Есенина, конечно не упомянув. 
*
Но главная причина засекреченности  и вовсе абсурдна –
скрыть,
почему Есенин смеялся, увидев в Америке статую Свободы.
см.  «Статуя Свободы» –  http://www.proza.ru/2017/04/10/523
А так же – скрыть информацию о неких «секретных документах советского правительства»,
которые привезла в Америку Айседора Дункан,
за что они с мужем–Еесениным и были арестованы.
см. воспоминания подруги Дункан Мэри Дести,
и книгу директора Школы Дункан в Москве Ильи Шнейдера,
(конечно, опровергшего наличие «секретных бумаг» ),
или «Золотой брегет» –  http://www.proza.ru/2017/09/26/148
полная версия – https://ridero.ru/books/esenin_gibel_1/
*
И главная цель секретности  –
скрыть контакты и вывести из биографии Дункан и Есенина таких людей, как:
1. полпред СССР в Великобритании Леонид Красин, (клички Никитич, Лошадь, Юхансон, Винтер),
который привёз Дункан в СССР и не только для танцев.
2. Осип Пятницкий (Таршис), глава ОМС – Отдела Международной Связи, секретного оперативного подразделения Исполкома Коминтерна. 
3. один из основателей компартии США Яков Голос,
он же  Джейкоб Фридман, он же Яков Тасин (оперативный псевдоним «Звук»),
засекреченный до начала 90–тых, пока его не засветил в своих воспоминаниях Павел Судоплатов.
И некоторых иных.
см. «И Лубянка» – http://www.proza.ru/2017/05/10/305
*
И способ засекретить всю эту информацию был один –
объявить гибель Есенина самоубийством.
*
Время шло, политическая ситуация и в стране, и в мире не раз менялась –
но гриф секретности на гибели Есенина так и оставался.
Скрывались даже окна его номера в «Англетерре».
см. «Окна» – http://www.proza.ru/2017/04/08/143
и «Цензура» –  http://www.proza.ru/2017/05/06/1622
При Сталине нельзя было говорить о Троцком и Зиновьеве,
при Хрущове нельзя было вспоминать Сталина,
при Брежневе тоже,
а когда можно стало всё говорить,
все уже и забыли,
о чём нельзя было говорить.
*
А Глазунов вдруг взял, да первым и сказал – Есенина убили:
- «... притихший зал Центрального Дома литераторов замолк,
но раздались одиночные крики протеста,
перешедшие во всеобщий гул: «Как он смеет!»
Однако я знал, что говорил...»
*
Да что ж такого знал Народный художник СССР Илья Сергеевич?...
*
Разобраться в биографии Есенина очень и очень непросто –
она запутана, как огромный моток тонкой рыболовной лески –
ибо биографию Есенина
путал и сам Есенин,
(а ему было, что скрывать)
и поэтапно создавала советская власть, на каждом этапе путая по-своему –
(а ей тоже было, что скрыть) –
с 1926–го по 1928–ой - Есенин тончайший лирик эпохи, но крепко пивший и потому скандалист - и в итоге самоубийца.
И даже музей его был в Доме Печати. (теперешний Домжур)
С 1928–го и по смерть Сталина – антисоветчик (сдержано) и почти полный запрет на его стихи.
С 1955–го при Хрущёве – всенародно любимый поэт. Но, увы, типично русская болезнь - алкоголизм (деликатно) и как следствие - самоубийство.
+
мифы, байки, слухи, сплетни в народе
=
как говорится –
богатые едят мясо,
бедные капусту –
а по статистике –
голубцы.
*
Но Народный художник СССР ел–то в кулуарах явно не капустный лист.
И не голубцы.
А чистое парное мясо.
Глазунов:
- «... Однако я знал, что говорил.
Ибо один из самых удивительных людей, встреченных мною в жизни, –
Казимир Маркович Дубровский,
отсидевший в советских лагерях около тридцати лет, 
рассказал мне об этом...»
см. фото.
*
Опа!...
Как любил говорить Пушкин:
- Спокойно, Маша, я Дубровский! –
и хоть и сильно любил,
да ни разу такого не сказал.
Но так теперь почему–то принято думать.
*
Оказывается, заговорил  Илья Сергеевич Глазунов об убийстве Есенина,
потому что... заикался...
*

            продолжение - http://www.proza.ru/2019/12/08/158