Ореховый рай с медведями

Юрий Рязанцев
     Заканчивалось моё время традиционных горных походов. Видимо, постарел - уже под пятьдесят. Но самые яркие эпизоды остались в памяти и по сей день. Вот один из них.

     Чечня. Селение Беной. Белое двухэтажное здание радиальной турбазы. Радиальная - это означает, что не будет ни восхождений, ни перевалов, ни камнепадов, ни ледников с трещинами и "мельницами", ни ночёвок у костра, ни выхода к морю на финише. Топчись на месте, загорай. Лишь один поход с консервами и тот всего на сутки.

     Скучно! Хотя в Беное на турбазе имелись прекрасная библиотека на русском языке, спортивный зал, помещение для политинформации и танцев. Отдельно - уютная столовая.

     В этих зданиях разместилось всё самое необходимое для "активного" отдыха: огромные пальмы, фикусы и орхидеи, аквариумы, бильярд и кабинет директора, Павла Ивановича.

     Он - самый популярный человек в Беное, потому что половина местного населения работала на турбазу. А ещё - путешественник и "поэт". Его стихи висели на стенде в столовой в широкой золочённой рамке:

"Как я счастлив, как я рад:
Пред глазами - Ленинград!"

     Кормёжка - отличная, никаких консервов, всё - с местных огородов и пастбищ.

     Рядом с палаточным городком туристов протекала мутная, быстрая, ледяная речка. За ней манила к себе роща грецкого орешника. Переправляйся через горный поток босиком по камешкам с помощью туго натянутого каната - и рви, сколько хочешь. Я увёз домой оттуда целый мешок. Вот и все развлечения. Скучно!

     Инструкторы пугают медведями. Они якобы обитают на ближайшей весьма соблазнительной горе.

     Что я, медведей не видел? Скажем, на Камчатке, в Кроноцком заповеднике. Они ловко выхватывали рыбин из очень тёплой реки в трёх метрах от нас. Рыба шла на нерест, против течения - "ход горбуши". Косолапые лопали только брюшко с икрой, остальное откидывали в сторону. Мы сидели рядом с ними с самодельными удочками. Рыбка оказалась настолько голодной, что ловилась на пустой крючок. Мишки были огромными, с длинной шерстью, грозные на вид. Тем не менее добродушные, сосредоточенно занятые своим делом. На нас не обращали никакого внимания. Не надо только делать резких движений в их сторону и говорить громко. Вот и всё.

     И теперь мне угрожают какими-то медведями! Смешно! Особенно пугал инструктор средних лет Рамзан. Но он мне - не указ, и однажды ранним утром я отправился на гору.

     Тропинкой служил тоненький ручеёк, струившийся с вершины в окружении высоких сосен. Поднявшись наверх, я присел на большой камень и огляделся: тихо и уютно. С трёх сторон - резкий обрыв, лишь со стороны турбазы можно сюда подняться. Разделся, позагорал. Уходить не хотелось. Потом сам не заметил, как задремал.

     Проснулся, когда солнце уже садилось. Начал спускаться вниз тем же путём. И неожиданно передо мной возник... медведь. Он оказался совсем не похож на камчатского: значительно меньший в размерах, с короткой шерстью и не такой страшный. Но когда он поднялся на задние лапы, стал с меня ростом. Оскалился, вытянул передние лапы с огромными когтями и зарычал.

     Я отпрянул от него, потому что отбиваться было нечем. Так мы стояли друг перед другом несколько мгновений. Но тут я услышал неподалеку более мощное рычание другого зверя. Зная, что от них не удрать, всё равно догонят, я инстинктивно рванул назад на вершину горы и обежал её, чтобы найти спуск с другой стороны. Но кругом - обрывы, где можно только разбиться.

     Медведи пока не появлялись. Наступала ночь. Я никого не предупредил о том, что полезу на гору, и помощи ждать нечего. Решил ещё раз рискнуть.

     Чтобы разглядеть ручеёк, показывающий путь к спасению, требовалось спускаться и побыстрее, пока окончательно не стемнело. Понимая, что на вершине оставаться нельзя, начал медленно двигаться вниз среди густых колючих кустов, опасаясь, что в любой момент из них может высунуться медвежья лапа. Потом побежал быстрее, потом - изо всех сил...

     Моя палатка, где я жил один, стояла рядом с этим ручейком, поэтому я сразу же оказался в ней. Лёг, и меня стало трясти и резко скрутило живот. До утра промучился.

     Утром на турбазе друзья спросили, куда пропал, почему не обедал и не ужинал. Я им всё описал в красках.

     Мой рассказ услышал Рамзан и рассвирепел: "Ты что, нас в дерьмо окунуть решил? Мы же за тебя в ответе. Я говорил вам сто раз: там медведицы с медвежатами. Они намертво защищают своё потомство и неожиданно нападают на любого дурака. Тебе повезло только потому, что медведь был не голодным или очень молодым".

     А на следующий день попросил:
 
- Расскажи, что ты на вершине видел? Я с детства мечтал побывать на ней. Там наш Святой похоронен в давние времена. Ты его могильник видел?

- Вроде бы, да! - говорю. - Была на полянке груда белых камней. Но не уверен, могила ли это. Зато бабочки на ладони садятся, ящерки позволяют себя трогать, а белки легко взбираются на плечи и трутся о щёки. Никогда ещё такого не встречал.

     Рамзан кивнул головой:

- Так оно и должно быть!

     На самом деле, в Беное оказалось не скучно.

     Прошло двенадцать лет.

     Во время первой чеченской войны в 1994 году на турбазе засели боевики. Бенойцы немедленно организовали ополчение и с боем загнали их на ту самую гору. Погибли многие из наших, в том числе и медведи - все до единого. Геройски.

     Это оказалось единственным местом в Чечне, где боевики были сразу же уничтожены или бежали. Больше они там не появлялись, как сообщили СМИ.