Страсти Христовы

Константин Хачатурян
Страсти Христовы

1.

В восьмидесятых годах восемнадцатого столетия к композитору Йозефу Гайдну обратился один каноник* из Кадиса**. Он просил сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. Произведение Й. Гайдна впервые было исполнено весной 1785 года, на страстной неделе, в церкви Санта-Куэва в Кадисе.

В конце двадцатого века дирижёр Миша Рахлевский попросил поэта Андрея Вознесенского написать новый текст к этому произведению Гайдна. Андрей Вознесенский вспоминал: «… Условием было оставить часть евангелиевского текста. Это было современное прочтение Евангелия, то есть вечное, на которое оно и рассчитано…»

–––––––––––––––––––––

2.

Поэма для голоса и фортепиано «Последние семь слов Христа» была задумана в 2001 году. Но тогда я не был готов к воплощению этого замысла. Это сочинение было написано… в ноябре 2017 года. Я работал над ним шестнадцать лет.

–––––––––––––––––––––

3.

Поэтической основой этого сочинения стал текст поэмы Андрея Вознесенского «Последние семь слов

Христа». Эта поэма была создана на пересечении двух веков – двадцатого и двадцать первого.

В этом произведении всё время существуют и пересекаются два типа событий – события на земле, которые протекают во времени, и события на небе, которые развёртываются вне времени. Так возник образ креста.

На титульном листе этого сочинения написано: «Страсти Христовы. Последние семь слов Христа. Поэма для голоса и фортепиано». В этом названии перекрещиваются события во времени и события вне времени.

––––––––––––––––––––––

4.

«Страсти Христовы» – контрверсийное (спорное) сочинение.

Обычно «Страсти» пишутся для большого состава исполнителей: солистов, хора и оркестра. Это сочинение написано для голоса и фортепиано. Певица выполняет здесь функции солиста-вокалиста, чтеца и хора.

Текст «Страстей Христовых» взят из поэмы Андрея Вознесенского «Последние семь слов Христа», в которую включена часть текста Евангелия.

Это сочинение очень дискуссионное по отношению к каноническим «Страстям». Оно не подобно их жанровому истолкованию в истории музыки.

––––––––––––––––––––––––

5.

«Страсти Христовы» это не только страдания и смерть Христа.

Это трагический опыт человечества второй половины двадцатого столетия и начала двадцать первого века.

Я стремился, чтобы это сочинение имело универсальный, гуманистический характер.

––––––––––––––––––––

«…Смысл в сердоболии,

в любви – спасение».

А математика любви проста.*