Прикосновение

Константин Хачатурян
Прикосновение…

1.

В 1747 году в Берлине прусский король Фридрих II подарил Иоганну Себастьяну Баху тему собственного сочинения. Это был истинно королевский подарок!

Развивая эту тему, И.С. Бах написал большое и сложное произведение – «Музыкальное приношение».

В двадцатом веке к «теме короля Фридриха» обращались многие великие композиторы: Антон Веберн, Софья Губайдулина, Эдисон Денисов. Эта тема стала символом «жертвоприношения» в музыкальном искусстве.

––––––––––––––––––

2.

…Когда слушаешь великих музыкантов, таких как Светланов*, Андрей Гаврилов**, Ростропович***, то чувствуешь в их исполнении самозабвенную отдачу звуку. Эти великие артисты приносят себя в жертву музыке. Наверное, прав был Бердяев****:

«В творчестве гения есть как бы жертва собой».

Но когда они совершают это «жертвоприношение», их индивидуальность не исчезает, а наоборот – воскресает в каком-то ином измерении. Наверное, в этом и есть загадка гениальности…

–––––––––––––––

3.

Фортепианная пьеса «Прикосновение» также написана на основе темы прусского короля Фридриха II. Но в этом сочинении тема не приносит себя в жертву, а наоборот – возрождается, воскресает. В самом начале мы слышим лишь отдельные «фрагменты темы». И только в финале тема звучит целиком – от начала до конца.

–––––––––––––

4.

Эпиграфом этого сочинения является фрагмент текста «Молитвы на сон грядущий» из «Православного молитвослова»:

«В руце Твои Господи Иисусе Христе Боже мой, предаю дух мой…»

–––––––––––––––––

5.

Это сочинение называется «Прикосновение». Возникает вопрос: прикосновение к чему?

Отвечать на этот вопрос можно бесконечно. Но однозначного ответа нет. А может быть, не нужно никакого ответа?

Будет только прикосновение…