Закопавшие в Землю таланты - ищите их

Михаил Галакт
                Мы в пылу потеряли бриллианты
                Их осколки на пару строк.
                Закопавшие в Землю таланты,
                Покорители пыльных дорог.
                ***
                Есть  в дождях частица души
                Песню Ангелы нам оставили.
                Потому и ты не спеши
•                закрываться от мира ставнями.

                Бьётся дробью дождь по стене
•                Землю страстную он умоет
•                И частица страстей, что во мне
                убежит с кипящей водою

                Да и сам я похож на дождь
•                слова лил, изнывал потоком…
•                Я в другой стране был бы вождь
•                Но «в своей стране нет пророка»

•                Да, уйдёт словес мишура
•                И отвергнуты будут «измы»
•                Кто-то скажет: - Песня стара,
•                Хороши лишь её афоризмы.

•                И пробьется сиянье зари
•                И Земля, умытая светом…
•                Новый мир я готов подарить,
•                Но готов ли ты жить в мире этом?


                Учитесь, чтобы себя не испортить

                Рад общению, не дающему дремать.(в нов. ред)
                Учитесь так, чтобы себя не испортить.
        – У вас всё есть. Всё – это непосредственное  осознание жизни, богатство.
               – Я Хочу понять: - кто вы есть?
                Каждый таков, каков он есть.
                Я был знаменит и знал чем закончится жизнь.
 
     Каждый – режиссер своей жизни. Каждый пишет как он дышит, что он слышит то и пишет…
                Уйти Духовно из малого "своего мирка" будет полезным.
    Это словно прополоть сорняки в огороде, вырвать то, что глушит добрые всходы.
Опасности: От Духа: "На что только сейчас не идут темные. На всякие уловки, не попадитесь на удочку.
Ум не помощник, помощник разум. Доверяйте интуиции и подсознанию. Побудьте хотя бы день в одиночестве, мысленно думая о нас, Братьях Духа, о масштабах Вселенной. Это даст силы нам и вам.
Мысленно связывайтесь, можете получать ценную информацию.

      О Братстве! Я думаю, Братство там где есть истина и уход от своего эго к любви. надо подумать как. Вот есть мысли данные Свыше: Сейчас нет друзей, те друзья, кто придет к вам сам. Но смотрите Выбирайте осторожно. Ищите союзников.


                Нужны те, кто способен сопереживать
                С кем делиться впечатлениями и мнениями?
                Литература, живопись и культура взаимосвязаны.
         Быт и суета пытаются захлестнуть. Не так уж много времени и сил остается, чтобы уделить внимание культуре во всех её аспектах. Да, и даже в потреблении культуры, равно как и чтении литературы есть своя мера.

                Может наступить насыщение и пресыщение, а за ними апатия.
     И здесь такой момент: нельзя долго наслаждаться литературой и культурой в одиночку.

     С кем делиться впечатлениями и мнениями? Кто способен сопереживать твоим переживаниям. Да, не просто найти компаньонов,  и тем более дружелюбных собеседников. Когда мы собираемся с друзьями вместе, мы больше всего говорим о культуре. Но всё же произошло поразительное снижение интереса к ней. И общая глуполизация.

    Чрезмерное изобилие культуры и её доступность, легкость использования ее сыграли свою роль.

                Переоценка достижений культуры прошлого.
      Будучи извлечена из живой истории она оказалась неспособной конкурировать с современной культурой.

 "По опросам социологов, владельцы культурной аппаратуры предпочитают смотреть сегодняшнее телевидение. Это и понятно. Способность наслаждения настоящей культурой предполагает определенный уровень и тип образованности и воспитанности, что теперь есть редкое исключение. К тому же она отдаляет от реальности.

 А телевидение не требует никакой особой подготовки, доступно любому и создает иллюзию связи с реальной жизнью". А. Зиновьев "Глобальный человейник"

               

                Законы творения живописи и литературы идентичны?
                Просмотрел материал  о художниках и живописи Тина Свифт.
         Пришла мысль законы творения живописи и литературы сильно перекликаются.
            Они идентичны? Попробуем разобраться.
     В каждом произведении живописи и литературы важно не только то, что изображено, но и как. Цвет в живописи и описание цвета в литературе связаны с конкретным художественным образом. По гамме красок, по колориту и по описанию этого в литературе, мы можем угадать, что хотел выразить в картине художник, как и писатель в книге. Через цвет мы воспринимаем форму, объём, пространство, движение. Наконец, цвет затрагивает эмоциональную сферу наших чувств, активно, воздействуя эстетически.
    Не правда ли - практически подход один и тот же?
    Вот почему очень важно, чтобы начинающий художник и писатель, руководствуясь законами творчества, не копировал слепо человека, природу и общественные события, а научился верно видеть, понимать это и передавать соответственно в живописи и литературе, как этому учат великие мастера прошлого. В этом - главная задача художника.
  Далее я постепенно в теч. января,  постараюсь сравнить подход живописцев и литераторов к конкретным художественным образам и создание произведения-творения.

                "Кругу идущих к Свету,к счастью, к самопознанию"
     Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить все имеющиеся группы в одну или в несколько «замкнутых» общин – это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света процветают свободно, как прекрасные цветы на жизненном лугу. Единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения и достижения и т. д. Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в дружелюбии и сотрудничестве в жизни каждого дня, во всех условиях. Кооперация, сотрудничество или содружество предполагают самое широкое допущение. Нет места насилию при объединенном сознании". Е.Рерих
               
               

               
       Великие мастера Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Рембрандт, Делакруа, русские художники Рерих, Репин, Суриков, Серов и многие другие придавали цвету, в живописи Огромное Значение, требовали от художника соблюдать законы колорита.

                Теперь по материалу Тины Свифт:
      "Однако некоторые думают, что можно вполне обойтись без знания законов колорита, контраста, дополнительных, тёплых и холодных цветов. Конечно, можно изучить науку о цвете и не уметь написать хорошую картину; но не знать законов цвета и света живописцу просто недопустимо. Чувство цвета в живописи так же, как и чувство ритма в музыке и танце, - драгоценное качество. Его можно постепенно развить. Наблюдая природу, цветовые отношения, сочетания красок, можно обогатить свои образные впечатления и развить художественное восприятие, вкус".

   Практически нечто подобное можно сказать и писателях: некоторые думают, что можно писать стишки левой ногой по поводу "именин" и вполне обойтись без знания законов "колорита, контраста, дополнительных ... цветов" в творении, тепла  и холода сердца писателя.
   Писателю так же важны Чувства, как и чувство ритма, музыкальности - "драгоценные качества. Его можно постепенно развить. Наблюдая природу, цветовые отношения, сочетания красок, можно обогатить свои образные впечатления и развить художественное восприятие, вкус"... - Всё совпадает!   


      Тина Свифт: "Как же разобраться во всём этом обширном кругу многообразных явлений с цветами?
       Как передать всё бесконечное богатство и разнообразие природы красками на холсте или бумаге? Как смешать краски и что при этом получится? На такие вопросы отвечает наука о цвете – цветоведение, объединяющая эти знания в одно целое. Она обобщает и научно объясняет их с разных точек зрения. Знание закономерностей цвета помогает художнику расширить и обогатить свой кругозор, разобраться во многих явлениях природы и преломить их в своём творчестве. Эти знания вооружают художника познаниями закономерностей объективной действительности и позволяют правильно понять и оценить их значение в живописи. Этого можно достичь в сочетании с практикой, изучая натуру".
     А разве к писателю нельзя обратиться с подобными вопросами:
     "Как же разобраться во всём этом обширном кругу многообразных явлений"?..
      "Как передать всё бесконечное богатство и разнообразие природы?"...
      На такие вопросы отвечает наука – литературоведение, "объединяющая эти знания в одно целое. Она обобщает и научно объясняет их с разных точек зрения. Знание закономерностей цвета помогает художнику расширить и обогатить свой кругозор, разобраться во многих явлениях природы и преломить их в своём творчестве. Эти знания вооружают художника познаниями закономерностей объективной действительности и позволяют правильно понять и оценить их значение"...
 
     Тина Свифт: "Мир цветов и красок бесконечно разнообразен и прекрасен, как и мир звуков. Если всмотреться в окраску окружающих предметов, то можно заметить, как в течение дня они видоизменяются, как незаметно переходит один цвет в другой или как сливаются два цвета в один. Сравнивая цвета, можно заметить, что одни из них – яркие, светлые. Другие наоборот - тёмные, тусклые, блеклые. Третьи – просто бесцветные, серые.


     Каждый, очевидно наблюдал, как изменяется тень от деревьев по цвету в различное время дня (в полдень и к вечеру) или года: то она холодная, голубовато-зеленная или синеватая, то тёплая, красновато-фиолетовая. Так, на траве она темно-зелёная, на снегу ярко-синяя, на земле тёмно-коричневая, а на асфальте тёмно-серая. Великий колорист Тициан одним из первых обратил внимание на цветовые тени, заигравшие на его картинах яркими красками, и на изменение цветов на расстоянии и при различных условиях освещения".

                Писателю также необходимо развивать наблюдательность...
                Я показал подход к анализу. Остальное вы можете домыслить самостоятельно.

     Тина Свифт: - "Цветовые различия настолько порой ощутимы, что трудно уловить тончайшие, едва заметные нюансы. Только острый, зоркий глаз художника может их различить. Как же передать, например, удивительно тонкие оттенки расцветки крылышек бабочек, лепестков цветов, жучков, цвета неба при восходе или заходе солнца? Природа поистине богата неожиданными красками, таящими в себе много загадочного. И какое бы ни было время года, художника всегда привлекают его гармонические краски и сочетания.


От чего же зависит бесконечное видимое разнообразие цветов и оттенков? Почему мы видим предметы то жёлтыми, то красными, то синими, и отчего вообще зависит цвет тел? Вот те вопросы, которые, естественно, возникают у каждого. Чтобы ответить на них, обратимся к физическим основам – к природе света, без чего трудно будет понять законы цвета.


Окружающий нас мир мы видим благодаря солнечному или иному свету, освещающему предметы, именно поэтому мы различаем цвет, форму, силуэт. Солнце создаёт весь красочный мир, красоту форм и колорита, живописные гармонии, дающие человеку радость и наслаждение жить, работать, творить.


Можно себе представить, насколько скучно выглядел бы мир, лишённый цвета. Он
выглядел бы как однотонная фотография. В темноте, где отсутствует свет, мы вовсе не различаем цветов. От источника, следовательно, и зависит цвет предмета, который мы познаём с помощью нашего зрения.

                «Окно души» - назвал глаз Леонардо да Винчи

Из всех органов чувств, которыми наградила нас природа, пожалуй, наиболее важным и ценным её даром, особенно для художника, является глаз, поэтому следует заботиться о его сохранности и развитии. «Окном души» назвал глаз Леонардо да Винчи. Вот что он писал по этому поводу: «Глаз, посредством которого красота вселенной отражается созерцающим, настолько превосходен, что тот, кто допустит его потерю, лишит себя представления обо всех творениях природы. Благодаря глазам душа представляет себе все различные предметы природы. Кто потеряет глаза, тот оставит душу в мрачной тюрьме, где потеряется всякая надежда снова увидеть солнце, свет всего мира».


Лучи света, действуя на сетчатку глаза, дают ощущение того или иного цвета. Следовательно, возникновение в природе цвета невозможно без света; и цвет, и свет неотделимы.


Чтобы представить себе, какими художественными средствами передаёт художник в картине освещение, обратимся к некоторым полотнам живописи известных русских художников. Их картины проникнуты солнцем, светом и надолго запоминаются.

    Картина Куинджи «Берёзовая роща». Лучи солнца освещают ослепительным светом поляну. Видно, что освещённые части берёз – белые, не освещённые, в тени, - тёмные, с жёлтовато-розоватым оттенком. Тень, падающая от деревьев на траве, - тёмно-зелёная, а освещённая лучами солнца трава – ярко-жёлто-зелёная. Сопоставление контрастирующих цветов, отношение светлых и тёмных убедительно и верно передают состояние солнечного освещения. Полотно Куинджи поражает декоративной иллюзорностью света в сочетании со звучностью цвета. Эффект яркого солнечного освещения передан с большим мастерством.

    Аналогичная по сюжету небольшая картина – «Берёзовая роща» И.Левитана. Скользящие блики солнечного света на берёзах, проникшие сквозь листву деревьев, перекликаются с бликами на траве. Тёмно-зелёные тени на траве и яркие блики на стволах деревьев усиливают впечатление передачи солнечного дня.
Если в закрытых ставнях окна сделаем небольшое отверстие. Пропустим через него в тёмную комнату луч солнечного света. На пути поместим трёхгранную призму. Тогда на белой стене или на установленном экране за призмой мы увидим изображение не одного белого пятна света, а цветную полосу из многих цветов, незаметно переходящих из одного в другой, в следующем порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эта цветная полоса, как известно из физики, носит название спектра.

Солнечный луч вовсе не белый. Он только кажется нам белым. На самом деле он разноцветный и, следовательно, не простой, а сложный. Призма разлагает этот цвет на отдельные цветные участки, располагая их по длинам волн в строго определённом порядке.


Гениальный учёный Исаак Ньютон ещё в юные годы сделал это величайшее открытие, проделав описанный опыт. Он доказал, что белый солнечный луч есть совокупность цветных лучей, причём лучи преломляются тем сильнее, чем короче длина волны (длинные волны – красные, короткие – синие). Различная длина световых волн и обусловливает видимые цветовые различия.

Отдельные спектральные цвета соответствуют всегда одной определённой длине волны. Следовательно, если собрать все вместе спектральные лучи, можно вновь получить «белый» свет. Однако, если смешать краски на палитре из всех спектральных цветов, то мы никогда не получим белого цвета.

Законы разложения солнечного луча открылись перед художниками во всей силе и полноте, когда они вышли из стен своих мастерских на открытый воздух. Художники-новаторы второй половины 19 века – импрессионисты во Франции – Клод Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро.

Художники обратились к «пленэру». Это живопись на открытом воздухе. Спектр с его переливами тёплых и холодных тонов открыл перед ними тайны красочного мира природы. Основным содержанием их картин стал свет, а с ним и цвет во всём его колористическом богатстве.
Художники поставили главной задачей – запечатлеть природу в её движении и изменчивости освещения и добиться передачи в картине (главным образом, в пейзаже) максимальной яркости красок и света, пользуясь чистыми красками (избегая примеси белил и чёрной), передав иллюзию этого зрительного ощущения. Импрессионисты пришли, однако, к выводу, что добиться такого впечатления можно лишь верным подбором отношений цветов, сопоставлением светлых и ярких, но не путём контраста темных и светлых (как это видно у старых голландцев), открыв новый художественный приём и новую живописную технику дробного мазка.

Наши краски, к сожалению, не обладают достаточной чистотой и яркостью, которые могли бы соперничать со спектром, поэтому найденная импрессионистами живописная техника письма наиболее близка иллюзии чистого оптического впечатления.


Если солнечный свет – это смесь всех цветов, то цвет предмета – это та часть цветов спектра, которую он отражает, поглощая или пропуская через себя все остальные. Так, если тело поглощает красную часть спектра и отражает синюю, то оно будет иметь синий цвет. В зависимости от количества отражённого света оно будет светлым или тёмным. Если тело отражает полностью все падающие на него лучи, оно будет белым, если все поглощает – черным. Существуют тела с гладкой, блестящей и глянцевой фактурой, то есть поверхностью (стекло, полированное дерево, металл, шелк-атлас), которые отражают свет в одном каком-либо направлении. Они дают блики. Тела с шероховатой поверхностью (матовые) отражают свет рассеяно, во все стороны (ковры, сукно, песок, наждачная бумага и так далее).


Особо следует подчеркнуть большое значение в искусстве законов отражения света и передачи их в живописи. Так, все освещенные места художник передаёт плотным, укрывистым слоем краски – корпусной кладкой, а тени – тонким прозрачным (лессировочным) слоем. Этот распространённый приём в технике живописи стал уже как бы правилом. Если присмотреться в картинах Репина, Сурикова и других художников к технике кладки мазка в освещённых местах и в тени, то увидим разницу.


Интересно многократное отражение в драпировках, в складках материи. Объясняется это тем, что свет, падая на поверхность и отражаясь от неё, вновь попадает на ткань, то есть многократно отражается и только после этого ощущается глазом.


Живописцу нередко приходится передавать в натюрморте или портрете драпировку или одежду в складках. Цвет в складках материи всегда глубже, интенсивнее, насыщеннее. Замечено, что, если рассматривать не плотную, а прозрачную ткань одежды на просвет, то в складках цвет всегда воспринимается более тёплым, желтоватым, чем основной ее тон. У серой или белой материи складки темнее основной ткани. Наглядным примером могут служить работы русских художников 18 и 19 веков – Д.Левицкого, В.Боровиковского, К.Брюллова. В написанных ими портретах можно видеть, что складки атласной материи переданы более насыщенным, глубоким цветом, нежели освещённые места.


Источник света – важное условие возникновение цвета: различные условия освещения вызывают изменение цвета. Белый предмет, освещённый белым источником света, останется белым, сделавшись лишь ярче, светлее. А как будет выглядеть этот предмет, освещённый цветным светом? В этом случае он приобретёт окраску соответственно источнику освещения. Вершины снежных гор, освещённые лучами заходящего солнца, розоватые. Иначе выглядят освещённые цветным источником света цветные предметы. Под красным светом красная драпировка будет уже ярко-красной (то есть ещё краснее), так как красные предметы отражают красные лучи, входящие в солнечный спектр, и поглощают зелёные. По этой же причине освещённые зелёным светом красные предметы будут казаться почти чёрными.

Отсюда можно сделать вывод, что цвет предмета не есть что-то постоянное. Он изменяется в зависимости от условий освещения, и цвет, следовательно, мы усваиваем изменённый.


Ещё одно очень важное для пейзажиста своеобразное изменение цвета при заходе солнца. Как известно, при красных лучах заходящего солнца предметы приобретают красноватую
окраску. Листья деревьев кажутся красноватыми, в то время как, например, зеленая ограда, зеленые крыши домов и т.п. при вечерней заре становятся очень тёмными, почти чёрными. Объяснить это можно тем, что хлорофилл листьев поглощает только часть красных лучей спектра, а остальную (красную) часть отражает. Это и придаёт им красноватый тон.


Большое значение в живописи имеют рефлексы. Рефлексы – не что иное, как отражение света от соседнего цветного предмета. Рефлексы часто можно видеть в картинах художников – натюрморте, пейзаже или портрете – в результате отражённого от соседних предметов цвета. Если, например, платье было красным, то на лице будет красный рефлекс.


Портрет В.Серова «Девочка с персиками»: розовые, теплые рефлексы на лице от розовой кофточки. Лицо приобрело какую-то мягкость, теплоту. Стол накрыт белой скатертью, но художник не изобразил ее чистыми белилами. Он только создал впечатление белого. Скатерть розовато-лиловая. На нее отбрасывается рефлекс розовой кофточки, рефлексы от других предметов.


Однако рефлексы в природе наблюдаются не только на освещённых поверхностях предметов, но и в тени. Предположим, белая фарфоровая ваза находится около освещённой зелёной драпировки. Мы увидим, что теневая сторона белой вазы, обращённая к драпировке, будет зеленоватой. Если же вместо белой вазы будет зелёная, то рефлекс усилится, и тень станет более интенсивного зелёного цвета. Рефлексы наблюдаются также и в бликах света, они бывают желтоватыми или голубоватыми: от прямого солнечного света – желтоватыми, от рассеянного света – голубоватыми (отражение голубого неба).


Касаясь изменения цветов при большой интенсивности света, следует обратить внимание на то, что цвета при сильно увеличенной яркости света теряет свою насыщенность, то есть делаются белесыми (как бы выбеливаются) и приобретают желтоватый оттенок.


Слишком большая яркость света, следовательно, вредит действию цвета. Наиболее благоприятным является некоторое среднее освещение. Чтобы добиться правильной передачи солнечного освещения, освещённые части пейзажа художник передаёт тёплыми желтоватыми тонами.


При воспроизведении в картине очень яркого освещения существенную роль играет передача отношения света и тени. Эффект яркого освещения можно передать, если смягчить различия в яркостях между цветами. Картина художника В.Поленова «Московский дворик» написана не очень яркими красками в освещённых местах и не очень тёмными – в тенях. В ней нет сильного контраста между светом и тенью.


При ослабленном свете, наоборот, имеем обратную картину: цвета перестают различаться и постепенно исчезают. Так, раньше всех исчезают красные, в то время как синие остаются заметными больше. Поэтому вечером природа принимает синюю окраску. В глухую ночь мы видим темно-синее небо. Красные цвета кажутся более темными. Однако синие цвета в сумерки кажутся светлее красных. Если рассматривать вечером, например, красный мак или василек, которые при дневном свете выглядят по яркости примерно одинаково, то вечером, как это можно наблюдать, василек кажется светлее темного мака.


Для того чтобы писать красками вечером, необходимо иметь большой опыт, надо знать, как будут выглядеть цвета днём. Художников увлекает передача не только эффекта солнечного дня, но и лунного освещения. Этот эффект передаётся соответствующим подбором преимущественно холодной гаммы темно-серых и голубовато-синих цветов.


Несколько слов о связи цвета с формой предмета. Цвет неотделим от формы предмета. Чем больше разница между светом и тенью, тем рельефнее кажется форма изображаемого предмета. Рельефность предмета зависит от распределения светотени и от степени густоты расположения теней. Густота тени на предметах зависит от интенсивности освещения и от того, под каким углом падает свет. Боковой свет всегда наиболее выгодно выявляет форму и объём предмета. При распределении светотени освещенная сторона предмета обычно бывает более теплой, теневая – холодной. Прямое освещение (что называется, «в лоб») вовсе не дает теней, поэтому рельеф пропадает. Таким образом, форма и
цвет предмета во многом зависят от освещения. Плохое неправильное освещение предмета искажает его форму.


       Цвет в живописи сложное и многообразное явление; определить его с первого взгляда, а тем более передать его в живописи не так просто, как это может показаться.
 Цвет в природе не существует сам по себе. Он существует в неразрывной связи с естественными, природными условиями, с пространственным восприятием, с состоянием атмосферы и т.п. Так, по крайней мере, воспринимается цвет видоизменённый, и хотя на цвет влияет целый ряд причин, все же основной цвет предмета, присущий ему, сохраняется". Тина Свифт

В то же время Цвета окраски нашей ауры тоже сложное и многообразное явление; определить с первого взгляда, а тем более передать в живописи и литературе не так просто, как это может показаться. Но Гении это могли.


     В этом можно убедиться, в частности, по картине В. Серова, "в которой скатерть воспринимается белой, а лицо розовым. Мы только говорим, например, снег белый, голубое небо, желтый лимон, красный мак. На самом деле, если всмотреться внимательно в цвет неба или мака, мы заметим в них множество самых разнообразных оттенков цвета. Вот почему очень важно, чтобы начинающий художник, руководствуясь законами цвета, не копировал слепо природу, а научился верно видеть, понимать цвет и передавать его соответственно в живописи, как этому учат великие мастера прошлого. В этом - главная задача художника".Тина Свифт

     От себя добавлю - такие же примерно задачи ставит и настоящая литература.

     И очень важно, чтобы начинающий писатель, руководствуясь законами изображения, не копировал слепо жизнь, а научился верно её видеть, чувствовать и понимать её и передавать это соответственно, как этому учат великие мастера прошлого. В этом - главная задача писателя.