Откуда растут ноги у мистики

Анатолий Белаш
Ну, что сказать, ну, что сказать…
Устроены так люди – желают знать,
Желают знать, желают знать, что будет.
                Л.Дербенев (Песня из кф)
            
                Приходится с сожалением признать, что у большинства людей тяга к таинственному, неведомому  без  какого-либо критического осмысления, преобладает в сравнении с жаждой познания законов природы. В разные эпохи, в различных обществах всплески интереса к науке, веры в прогресс сменялись периодами разочарования и увлечения мистикой.
      
                В 90 –ые годы, когда в России к власти  прорвались   «энергичные люди», не отягощенные багажом знаний  и  морали,  у нас пышным цветом наряду с религией расцвели мистика, слепая вера в непознанное, различные псевдонаучные «теории».   

                Сейчас ажиотаж поутих, но по-прежнему любой желающий может найти в наших СМИ рекламу услуг потомственного мага, сильнейшей ясновидящей…               

                На голову бедного обывателя ежедневно с экранов ТВ вываливается гора адской смеси фактов, предположений, непроверенных гипотез и откровенной лжи. Достаточно упомянуть  «Самые шокирующие гипотезы» и «Тайны Чапмен» на РЕН ТВ.
               
                На радио «Россия» по утрам частенько звучала реклама «биоэнерготерапевта и парапсихолога» Даниила. Он приводил примеры избавления каких-то личностей от одиночества, от «энергофантомов и сущностей» в квартире и прочих бед.
 
                Несколько месяцев я этой рекламы не слышал. И вдруг снова знакомый текст, как мне показалось, дословно повторявший то, что говорил Даниил, но голос был, как будто другой. Я прислушался. Ба! Это был не Даниил, но тоже «биоэнерготерапевт и парапсихолог», только Константин.

                Что случилось с Даниилом, можно было лишь догадываться, но в скудоумии Константина, ничего не изменившего в рекламе, купленной, подаренной или украденной, сомнений не было. Впрочем, через несколько дней содержание рекламы было несколько изменено. Сам догадался, или кто подсказал?

                Советы астрологов, лунные календари стали обыденным явлением, ими советуют руководствоваться  вполне респектабельные и неглупые люди. Мне пришлось доказывать несостоятельность следования лунному календарю даже своим домочадцам.

                Я высадил семенной  картофель по лунному календарю, в благоприятные для посадки и неблагоприятные дни, близкие по времени. Естественно, различия в прорастании, развитии и урожайности картошки двух сроков посадки не было.

                Я знаю,  что единичный опыт – не доказательство, но, ведь, и защитники астрологии не оперируют статистически достоверными фактами.


                В моей жизни было немало случаев, когда случайное стечение обстоятельств могло свидетельствовать о мистическом происхождении последовавшего события.

                Откуда берутся рассказы о полтергейсте, исчезающих вещах?

                У меня в течение ОДНОГО ДНЯ  были два случая, которые у определённым образом настроенного субъекта могли стать доказательством мистического исчезновения вещей.
       
             В холодное  время года я хожу, извините, в кальсонах, а на ночь их снимаю  и вешаю на спинку стула. И вот однажды встаю и не вижу их там. Где ж они? Может быть, я забыл их туда повесить и оставил на кровати? Осматриваю кровать, поднимаю одеяло. Нет и там! Может быть, машинально сунул в шкаф? Нет! Нигде в комнате нет, а в другую - раздетым я точно не выходил. На всякий случай, заглянул и туда.

            Мистика! Полтергейст! Решаю надеть брюки на трусы – на улицу надолго выходить не собираюсь, а потом что-нибудь придумаю. Сую ногу в штанину. Что за чёрт! Что-то там мешает… Ну, конечно, кальсоны! Вчера я их снял вместе со штанами.
         
                В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, часа два спустя, после завтрака, собираюсь в магазин. Сунул три сотенные бумажки в карман куртки, потом отправил туда же перчатки, надел ботинки, оделся, достаю перчатки, проверяю деньги. Нет их в кармане. Может быть, сунул в карман пальто, оно висит рядом на вешалке? Нет там! Обыскал всё, куда мог бы положить деньги, посмотрел в ящик шкафа, откуда их взял прежде. Нет нигде!

                Дочь торопит, предлагает другие деньги, дескать, потом найдутся. Беру, кладу в карман пятьсот рублей, ухожу в магазин. В магазине, набрав продукты, возле кассы лезу в карман за пятисотрублёвкой и вместе с ней вытаскиваю  те самые потерянные триста. Видимо, они были прижаты в узком кармане в самом верху, а я шарил внизу на дне кармана. Во время ходьбы они опустились на дно.
               
                Вытащил бы перчатки на улице, упали бы деньги на землю,  потерялись, и осталась бы загадка неразгаданной. А вы говорите - энергофантомы!

                Одно время мое зрение серьезно ухудшилось из-за катаракты и глаукомы. Я получил в Лужской поликлинике направление на операцию, сделал необходимые анализы и пошел получать подпись заместителя главного врача.

                Очередь к нему была небольшой, но из его кабинета долго никто не выходил. Через приоткрытую дверь слышались быстрый старушечий говорок и редкие короткие фразы басом. Из отдельных слов, понятых мною, было ясно, что хозяину кабинета хочется поскорее выпроводить пациентку, а та, напротив, не наговорившись, не собиралась покидать кабинет.

                Наконец, в дверях появилась согнутая буквой «Г» маленькая старушонка со сморщенным лицом и живыми пронзительными глазами. «Какой видный, приятный мужчина - проговорила она - внимательный, заботливый, не хотелось уходить!» 

                Похихикивая, она села рядом со мной, взглянула на бумаги, которые я держал в руках, вдруг стала серьезной и спросила: «Наверно, на операцию собираешься?»  Я ответил утвердительно и пояснил, что у меня катаракта.

                « Не надо, не делай операцию - плохо кончится» От её убедительного тона, пронизывающего взгляда темных глаз мне стало не по себе. Хотя я не верю приметам, гаданию, во всякую мистику, её совет не раз вспоминался мне позже.

                Операция прошла успешно. Проходив всю жизнь в очках, вот уже полтора десятка лет я могу обходиться без них.. Случись со мной возможная в 2 –3% случаев неудача, и множество россказней о ведуньях увеличилось бы ещё на одну.
 
                Иногда происходят такие совпадения, которые впору приписать Провидению.
         
                Однажды  мне пришло в голову, что «воскресить», «воскресение» и «крест» - слова, возможно, однокоренные, и захотелось получить ответ у ведущих радиопередачу «Как это по-русски?». Задать вопрос я не успел и вспомнил о нём  перед самым началом этой передачи одним памятным летним утром. Передача началась…с МОЕГО вопроса, ЗАДАННОГО КАКОЙ-ТО ЖЕНЩИНОЙ!
               
                Я опешил, растерялся, но понял из ответа, что моё предположение неверно, и «воскресение» связано с вышедшим из употребления словом «крес», означающим здоровье, возрождение, день  весеннего равноденствия. Сейчас употребляется, пожалуй, лишь одно производное от «крес» - «кресало».
               
               Этот случай проще объяснить мистикой, чем случайным совпадением, настолько оно  невероятно. А с другой стороны - в мире каждое мгновение происходят мириады событий. Почему бы однажды двум из них не совпасть? 



.