байка про Чингиз Хана. Черновик

Овчинникова Татьяна
.Про нашу местность- сопки, лес,речку бабушка могла часами свои байки рассказывать. Почему, например, сопка одна кодарами называется, вторая увалами. На мое нетерпеливое- "Почему?", отвечала,что само слово за себя говорит. Увалы- у  вала значит.Вал, в стародавние времена  здесь огромный насыпали - защиту от монголов. Сколько их полегло на этом месте, уму непостижимо, полчища целые. Как тараканы налезли на нашу землю.Говорят, сильно разъяренные были. Чувствовали свою кончину. Хан их погиб, так они, чтоб скрыть,что его нет в живых, тело тщательно прятали. В конце концов привезли они тело хана к нам,завалили  глыбами каменными в несколько ярусов и сверху земли насыпали и на макушке сосну посадили.Так кодары и появились.Давно это было, так давно,что и не вспомнить когда. Много поколений сменилось и сосна конечно не та, которую садили, Одна засыхает, другая на ее месте вырастает- корявая, невысокая.  Так и хан такой был, маленький, толстенький,кривоногий. А бед на нашей земле со своим войском,больших наделал.
Внизу, около кодар,камень есть, на стол со стульями похож. Так вот, это монголы  его выдолбили своми кривыми саблями.Около него  баран жарили на больших вертелах, и водку пили из кобыльего молока- кумыса сделанную, поминали его.Их очень раздражала храбрость защитников нашей земли. Что только не придумывали, не могли сокрушить их стойкость. Вал мешал сильно. Все атаки завершались крахом. Так они решили большой водой его смыть. Нарыли каналов и речку, которая текла в совершенно другом русле, перенаправили сюда. Таким образом они хотели враз с защитниками покончить.Да не тут- то было. Наши не просто храбрыми были, а еще и прозорливыми. Прознали про их замыслы, затаились на какое- то время, подготовились.Монголы воду пустили и давай "победу" праздновать,гулеванить.Кто то чаю захотел, к реке пошли.Глянь,а воды нет. Река под землю ушла, спряталась от них. Тут наши  налетели и одним махом с ними расправились. Кто успел сбежать  или из черных болот выйти не смогли, или в тайге сгинули.Так и исчезли тираны. На том месте,гле была большая река, ручеек остался, Газимур наш. Иногда та речка из под земли выходит и с Газимуром сливается. Тогда он свой  норов показывать начинает, бушует.Но, что характерно, до домов, никогда не доходит, чтоб людям большого вреда не принести. Успокоится, снова в говорливую,ласковую как котенок, речушку превращается. Приглядись повнимательней,  когда по сопкам лазить будешь, увидишь все-и где речка была и где вал."  Потом она правда хитро сощуривала глаза и признавалась, что про речку, вал и монголов "заливает", а я уши развесила, верю. Вон  глаза- то, как заблестели. А я уже от нетерпения исходила, думала -кого с собой завтра  позвать на сопки, проверить бабушкины слова.До Тамары Якимовой сгоняла с вечера,ночь не спала, утра ждала. Чуть рассвело,мы уже были на  Мохнашке. Внизу клубился густой  туман. Точно река, а мы сидим на ее берегу! Дух захватило от такой картины. На кодары решили чуть позднее подняться, а то кто знает, может и про монголов бабушка не сочинила. Камень у подножия, на самом деле, похож на стол со стульями. Сколько раз здесь были, внимания не обращали. Когда из-за сопок вылезло солнышко, начали карабкаться по каменистой россыпи на макушку кодар. Вот она корявая сосна, на самом деле растет!Мы переглянулись и нервно захихикали.  От куда бабушка знает про нее, ведь "сто лет" здесь не была?Что- то нам стало очень неуютно сидеть на каменных глыбах. Даже необыкновенно-красивой понарамой, открывшейся внизу, не полюбовались, стреканули с сопки, аж пятки засверкали. А под ногами ковром- заросли костяники.Спелая, ароматная ягода так и манила-сорви. Но нет, рвать не будем, пусть себе растет дальше на останках хана.Только внизу перевели дух.Сидели за каменным столом, под прикрытием зарослей боярышника и шиповника, толи от страха, толи от восторга смех напал, да такой,что остановиться не могли. Вот бабушка, умеет жути нагнать. Так правдоподобно сочиняет, поверишь.