Дети - цветы жизни

Борисова Алла
Когда едешь на дачу на последней электричке, рассчитывать на автобус уже не стоит. Не беда. Минут двадцать пешком — одно удовольствие.
Мама не спала — меня дожидалась, и теперь сидим, беседуя, на веранде.
На душе хорошо — отдыхаю, чай с травами по-дачному. Слушаю в пол-уха, пока фраза: "Ты только не волнуйся", не вырывает из умиротворенного состояния.
Подобные слова из маминых уст, как правило, ничего хорошего не предвещают и касаются только одного — моей дочурки.

В скоростном режиме вспоминаю, чем занимался ребёнок в последнее время, в какие наполеоновские планы, меня посвящали, перед отъездом.
Да, удивило — разгар лета, а моя, вдруг, прекращает носиться колбасой со всей своей командой, стоять в воротах, играя в футбол; велосипед прирос к стене за ненадобностью...
— Мы с Аней газету делаем - припоминаю две головы, с бантиками, сквозь рейки открытой веранды.
Не страшно — всё-таки, как бы на воздухе и чем-то интересным занимается.

А что тут такого? В моем понимании газета, сделанная в детстве, — это нечто с рисунками, стихами, небольшими столбиками текста, написанными от руки. Всё в формате А один — на ватмане.
И мы такие делали.

Всё было в порядке, когда я уезжала в последний раз.
Последующие события разворачивались уже без меня.

***

День только начинался. Моя, позавтракав, побежала к Анне, и оттуда они и явились...с газетами. Не с одной большой, чтобы повесить на дом или забор, а с увесистой пачкой из нескольких маленьких. Сев, с серьёзнейшими физиономиями, на крыльце, быстренько разложили пачку листов на несколько стопок (сразу скажу — ни одного выпуска в глаза не видела - не досталось, ибо поздно приехала)
Газеты девочки сделали тематические. На все вкусы их возрастной аудитории. Был "Спорт", "Гороскоп" и ещё, что-то на другие темы.

Бабушка (моя мама) — тут как тут. Интересно же посмотреть. Показали, рассказали и даже дали подержать... Маму, на уровне интуиции, смутила стеклянная банка, поставленная на край крыльца.
А это-то вам зачем? — наивная, отсталая бабушка мыслила категориями прошлого века, и сообразить роль пустой банки, из под варенья, была не в состоянии.
— Не за просто же так газеты отдавать — надменно фыркнули новоиспечённые журналистки.
— Как интересно, девочки — бабушка пыталась быть своей в доску — кто-то стишок прочитает, кто-то песенку споёт, кто-то?...
Но тут, на неё так посмотрели, что бабуля решила ретироваться, и больше ни о чём не спрашивать — только наблюдать.

***

— Продавать за деньги? — Я чуть не подавилась чаем.
В моём понимании, разумеется тоже отсталом, это было как-то не так. Ну, сделали и раздали, и всем хорошо. Даже стишков с песенками не надо.
— Да кто же, у них купить-то мог?
Грустная, но уже на редкость спокойная, мама, видимо прошедшая посвящения в новый век с новыми приоритетами, пересказала прошедший день во всех красках и подробностях.

Первыми прибежали Глеб с Алёшей — соседи справа. Уяснив цену, рванули домой за... деньгами.
Молодые родители братишек, совершенно спокойно, выдали наличку.

Торговля шла бойко, приправленная разговорами, пояснениями и звоном монет в стеклянной банке.
Через пару часов на участок заглянула ванина мама.
— Ну - весело улыбаясь, подошла к сынуле — А ты что купил?
— Я не покупаю — насупился Иван, сидящий напротив крыльца, прямо на траве, с чем-то разложенным на полотенце — Я продаю.
Татьяна, увидев что он тут продаёт, уже без улыбки, молча, с суровым видом, увела его домой.

Оказывается, Ваня быстро сообразил, что тратить деньги не самое интересное, гораздо лучше их получать. "Товар" нашёлся в бабушкином ящике - булавки, какие-то швейные принадлежности, то, что тётя Нина аккуратно туда сложила для дачных нужд.

Видимо, дома Ивану досталось и от мамы, и от бабушки. Через какое-то время он вернулся, и купил все выпуски по одному экземпляру, а Таня стояла за его спиной, уже не очень доверяя, тому, что Ванюша легко расстанется с деньгами, пусть и не со своими.

Тираж быстро разошёлся, и на выручку девчонки накупили в ларьке всего чего их душа желала - конфет и прочую ерунда, которую так любят дети.
Купленным они ни с кем не поделились, и день, с их точки зрения, прошёл удачно.

На следующее утро, уже Глеб с Алёшей попытались продать ягоды каринки, Кусты с ней росли у всех, но мальчики рассудили — рвать не надо, всё собрано, упаковано — покупайте...

На этом взлёт продаж и закончился. Наигрались и снова катались на велосипедах, купались, забыв и о газетах, и обо всём остальном.

***

Этот маленький эпизод, чуть ли не пятнадцатилетней давности, вроде бы, ничего особенного не значит. Но я так и не смогла понять, что именно, мне не понравилось. А ведь было нечто неприятное, и, видимо, у моей мамы тоже. Иначе не ждала бы она меня до часу ночи, чтобы успокоить. Нет, и ей не всё в этом оказалось по душе.
Позже, обо всём поговорив, найдя логические объяснения, и я согласилась — любой труд должен быть оплачен. Девочки потратили своё время, пропустили кучу игр, проявили смекалку... Так и должно быть — сделал, получи заработанное.
Вот только, и в моём детстве были газеты, рисунки, поделки, которые просто отдавались, дарились, не принося материального дохода. В голову не приходило просить, что-то взамен. Тем более деньги.

Были театральные выступления, даже билеты на них мы делали сами. Зрители — те же бабушки, дедушки, родители и соседи. Билеты были (это же игра в настоящий театр), а вот денег за них никто не платил.

Точно такие же выступления, концерты, постановки делались и с ребятками из летней компании моей дочери, а их у нас на линии росло не так мало. Репетировали, украшали участок, делали костюмы, развешивали шарики, рисовали афиши. И — ура. Концерт для пап, мам, дедушек, бабушек Чудесные выступления получались — стихи на латыни, танцы эстрадные, соло под гитару...
И, само собой, аплодисменты, съёмка на видео, фотки и все довольны. Обычные дачные развлечения... Но ведь, и там денег не было, а труда вкладывалось не мало.

Да и после этих газет уже никто ничего не продавал и не покупал друг у друга. Казалось бы, маленький эпизод и всё. Но уже сейчас я так не считаю. По таким мелочам, уже тогда можно было догадаться, что наши дети — другие. Что-то иное в них было заложено, ещё с рождения, что, подчас, так неожиданно всплывало.

Мы все много говорим о том, что нынешняя молодёжь, слишком, материальна — иные приоритеты, далёкие от духовности. Будто началось это всё вчера. А ведь, если прокрутить киноленту назад, сразу выяснится, что всё, хоть на миг, но проявлялось ещё в их детстве. Просто внимания никто не обращал.

Может я бы и не стала ни о чём подобном вспоминать. Только ведь, бывают такие моменты, когда очень хочется на свидетельстве о рождении, взять и написать — выдано ошибочно.
Потому что не понимаешь откуда столько того, чего не должно быть. Но это не так — просто замечать не хотелось.

Не проявилось, не расцвело ничего полным цветом в один день. Нет. Всё уже было. И я далеко не убеждена, что всё из семьи. Напротив. Человек приходит сюда уже со своими задатками. А по ходу жизни, если будет соответствующая атмосфера, например, грянет пещерный капитализм, и, пожалуйста, — всё сработает.
Не попадёт человек в круг материальных приоритетов — ничего и не проявится.

Я и сейчас не могу сказать, что плохо, а что хорошо.
Мир меняется, да и человечество не статично.