Самарские переселенцы. О книге Память сердца

Нина Затолочина
        В  Москве увидела  свет книга  нашей землячки,  коренной  жительницы Кустанайской области,  внучки самых  первых  самарских  переселенцев, а  ныне москвички  Нины  Затолочиной  (Князевой).  Она называется «Память  сердца».

         В   НОВЫЙ  ГОРОД
    Книга  о  жизни и  судьбе  предков  написана  от  души, это  чувствуется.  В  ней  много  личного,  но  широкому  кругу   читателей-земляков Нины  Затолочиной,  особенно  тем,  кто  интересуется историей Кустанайщины,  будут  интересны  живые  картины быта  первых  переселенцев,  которые  приехали  в наши края более  ста  лет  тому назад,  укоренились и  даже  образовали  поселки. Они  очень  хорошо дополняют сухую  информацию архивных  документов о  том  периоде.  Давайте  перелистаем страницы книги  нашей  землячки.
   Самарцы  Князевы  и  Перцевы  знали,  куда  ехали по  переселенческой  программе (так  называемая  столыпинская  реформа). Они  двинулись в новый  город Кустанай на  Тоболе, в 1900-1902  годах уже  гремевший  по  России как  стремительно развивающийся «на  манер  Чикаго».  Тогда  здесь губернаторствовал А. Ломачевский,  только  что освоивший должность военного губернатора Томска и в  свое время из  заштатного сибирского  поселения поднявшего город Новосибирск. Было это,  по  книге  Нины  Затолочиной,  так: «Окруженный богатыми  землями,  рос  и развивался город  на  берегу Тобола.
  Сюда-то  от  Волги и  потянулось семейство Князевых искать лучшей доли на  теперешних  землях Северного  Казахстана.  Вместе со  всеми домочадцами они приехали из  Самарской  губернии. 17  семей поднялись из  Заволжья,  где  жили в  Иващенково (теперешний  Чапаевск).  Прадед  и дед какое-то  время вместе с  семьями пребывали на  положении городских мещан в  Кустанае…
    …В 1913   году,  когда город  отмечал трехсотлетие дома  Романовых,  все  зажигали  свечи и  ставили  их  на подоконники. Горели  свечи и в  окне дома  моего деда. Жили  они  хорошо,  был  достаток. За  стол обедать садились 18  человек,  всем  хватало.
Держать скот и  заниматься  земледелием,  живя  в  городе, было  не  с  руки, и  тогда  мой  дед,  вопреки  закону,  запрещавшему создавать  самовольные поселения,  в 30  километрах от  города арендовал землю  у  казахов.  Прадед Иван  Князев и  его  сын,  мамин  отец,  Валерьян  Иванович, первыми  поставили свой  дом в  будущем  поселке  Князевка.
   Как  и  Князевка,  по  сути,  вопреки  местной  власти,  появились  на  Кустанайщине  почти  все иные переселенческие  поселки:  Перцевка,  Александровка,  Нечаевка,  Затобольский ( Самодуровка),  Боровской.  Даже  нынешняя  Наримановка,  давно  уже  часть  города Кустаная,  тоже  начиналась самовольно за  границами поселения. Заселяли  её в   основном  приезжие татары  и  башкиры  из  Уфы и  Казани.

  Первая  заимка
   А  на той  заимке,  начавшейся с  первого князевского  дома,  жили в  начале двадцатого  века  так: «… Это  была  заимка, что-то  вроде тех  факторий,  которые оставались на  Севере  ещё  в  50-х годах Х1Х  века,  куда заезжали из  тундры оленеводы,  чтобы  продать  оленину,  охотники  -  пушнину, а  на  вырученные  деньги купить  провиант. Примерно  такую  роль выполняла и  заимка Валерьяна  Ивановича  Князева,  моего  деда. Она  была   промежуточным пунктом  между поселениями в  степи и  городом. У  него  можно  было  попить  чаю и  похлебать щей,  накормить  лошадей и  дать им   отдохнуть,  поменять товар  на товар.   На  заимке  можно  было узнать все  новости,  потолковать  о  земле с  казахами. Он умел  дружить,  находить общий  язык с  кочевниками,  которые  приезжали  к нему  в гости. Валерьян  быстро  обучился  казахскому  языку…  Казахи  понимали и  уважали обстоятельного,  серьезного и крепкого  статью  переселенца с  Волги…»
      «…Словом.  Приросли  корнями на  казахской  земле,  и  приросла в  поколениях дружба,  у  истоков которой  был и  наш  основательный и  умный прадед  Иван  и  его  сыновья – Валерьян и  Дмитрий  Ивановичи.   Перед  революцией  прадед  поделил  хозяйство  между  сыновьями. Заимка,  которую  содержал  дед  Валерьян,  окрепла.  Земля  приносила неплохой  урожай,  его с  лихвой  хватало до  следующей  осени.  Мясо  тоже  было,  излишки  продавали.  А  в городе  стоял просторный  дом.  Жизнь,  можно  сказать,  устроилась  на  новом  месте…»
   Надо  заметить,  что так или  примерно  так  жили в  Кустанае и  его  окрестностях также черниговские,  самарские,  челябинские,  херсонские  и  прочие переселенцы.  В  Кустанае у  самарских  переселенцев Князевых  дело  пошло неплохо.  Работящие  и  дружные,  видать,  были  люди. «… У  прадеда по  отцовской линии была  в городе  своя  маслобойня. Он  считался  богатым  человеком.  Со  всей  ближней  и  дальней округи крестьяне свозили семена  подсолнечника,  иногда  выстраивался  целый  обоз,  каждый  ждал  своей  очереди. Располагались  на  телегах надолго,  неспешно перекидывались  словами,  обменивались  новостями,  распаковывали  свой  провиант и  трапезничали. Масло  выходило  душистое и  янтарное… Маслобойня  моего  прадеда   существовала и  исправно работала до  революции 1917 года. У  прадеда  были  два  сына -  Кузьма  и  Дмитрий,  они  умели  трудиться,  в семье   был  достаток,  никто  не  голодал,  не  светил прорехами в  одежде…»

 Пришли  другие времена
     Но  все начало  меняться.  Жить в  достатке семьям  стало  смертельно  опасно.  Крепкие  кустанайцы,  в том  числе  и  семейство  Князевых,  из  уважаемых  превратились  в  кулаков-мироедов.  Коллективизация, продразверстка, экспроприация…
  Нина  Затолочина  по воспоминаниям  стариков   пишет  об  этом так: «Всю живность увели с  князевского  подворья,  ни  быка,  ни  лошади  не  оставила  своя  же поселковая  беднота.  Люди подсказали -  бабушка Акулина припрятала в  заброшенном сараюшке стельную телку. Одна  надежда была теперь  на  эту  единственную  корову. Она оправдалась, от  коровы  и  кормилось  большое  семейство,  лелеяли  теленка,  которого она  принесла. Деда  все  равно  арестовали и  отправили  в  лагеря вместе  с  другими  кулаками.» Правда,  оставшиеся на  свободе  родственники  не  сидели  сложа  руки и  не  покорились  судьбе. Ездили  к  «всесоюзному старосте» Михаилу   Калинину в  Москву и  доказывали,  что    никакие  они не  кулаки.  Частью  доказали и  Валерьяна  Ивановича Князева из  лагерей перевели на  поселение. Вернувшись,  он  сильно болел и  долго  не  прожил. Умер  бывший  крепкий  самарский  мужик,  кормивший  семью  почти  в  двадцать  человек,  от  голода  в 1933 году.  И  не  только  у Валерьяна  Князева была  такая  судьба.  Умер  от  голода в  своей  Нечаевке её  основатель дед  Нечаев.
Жизнь  продолжается
  Наступил  интересный  исторический  период -  целина.  В  наших  краях начались грандиозные  стройки.  В  книге  Н.Затолочиной это  описано очень  достоверно и  красочно. «В 1950-е  годы хрущевской  оттепели  в  стране  развернулось  массовое  строительство  жилья.  Родители  построили  свой  дом.   Мужчины,   из  семей  с которыми  дружили,  помогли  вкопать  столбы,  возвести  каркас.   Потом с  родственниками заранее зимой ездили на  озеро,  по  льду  косили камыш. Этот  строительный  материал был  самым  ходовым и  ничего  не  стоил. В  один  из  воскресных  дней всех приглашали. Одни  с помощью   лошадей месили  в  большом  кругу глину с  соломой,  другие  подавали её  на  носилках,  третьи, это  были  уже  женщины,  стояли  на  подмостках и  забивали,  замазывали этой  глиной пополам с  соломой одранкованные  стены из  камыша… К  вечеру,  когда  работа заканчивалась,  накрывали  столы,  выставлялось  все заранее  подготовленное, в том  числе  и  брага.  Песни  пели   до  глубокой  ночи…» А  до  строительства  нового  дома  было так: «Теплая,  в  две  комнаты землянка  с  печкой и плитой,  на  которой  готовилась  еда.  Печка  не  выполняла  той  роли,  которая  предназначалась  ей  в  деревнях.  Когда  дома  имелась   мука,  мама  выпекала в ней  хлеб.   Мы  очень редко  забирались  на  печь, она  была  небольшой.  На  ней  периодически  что-то стояло,  сушились  валенки,  могла  стоять  квашня  с тестом, и  даже  фляга  с  брагой,  которой  тоже  нужно  тепло,  чтобы  отыграла». Вот  вам  реальный  быт кустанайцев середины двадцатого  века.

О   перцевских
     Самарские переселенцы Перцевы -  родственники  автора  книги.  «Перцевы  представляют ещё  одну  ветвь  нашего  генеалогического древа.  Восходит  она  к  большому  семейству переселенцев  из  Самары. Они  перебрались  с  волжских  берегов в  одно  и то же время с  моими прадедами.  Изначально  поселились в  километрах  сорока  от  Кустаная,  поселок  назвали  по  имени  переселенцев -  Перцевка. В  городе  у  них  тоже были  дома, а  в  деревне  занимались  скотоводством, пахали,  сеяли». Интересно,  что один из  потомков первых  Перцевых,  Михаил Никифорович Перцев,  стал  председателем  колхоза,  потом  работал  председателем колхозов Мичурина  и  «Красный  передовик»,  воевал  в  Финскую  войну,  Великую  Отечественную    войну.  Его  жена Александра Перцева (Князева), как  пишет  автор,  в 1942  году добровольцем  ушла  на фронт,  была  радисткой,  воевала  с  японцами  на   Дольнем  Востоке.
   Вот  такие  интересные,  теперь  уже  исторические сведения  на  примере своей  семьи рассказала  наша  землячка  Нина  Затолочина.

                Анатолий ТИХАНОВСКИЙ,
                доктор  исторических  наук.
                г. Костанай