Холодная Пирамидка Московского эскимо

                Из поэмы "Шизофрениада или Операция S"

                Глава
                "МОСКОВСКОЕ ЭСКИМО?"



 "Старик" – "Барсику"
Примите меры к скорейшей легализации на территории клиники.
Приступаем к реализации плана "Б" – "Спящие".
Поставки сухого корма прекращаются на неопределённый срок.
(из перехваченной шифровки)

    Прежде, чем мы определимся с теми главами романа, где писатель мистификатор Булгаков слегка приоткрыл завесу потаённого замысла произведения, нам потребуется исключить из зоны поиска так называемые ловушки и смысловые тупики, талантливо выполненные художественные виньетки и муляжи смыслов.
    Помнится, однажды, во время перестройки, по ТВ демонстрировали сюжет, посвящённый… истории московского эскимо, мороженого. Да, одному из своего рода символов Советской Столицы!
    Автор сюжета говорил много и о разном. Но мне почему-то запомнился один из эпизодов, где камера запечатлела огромные длиннющие очереди москвичей за… мороженым. Бравый голос журналиста за кадром тем временем торжественно и со значительностью сообщал о том, как во время войны в 1944 году, зимой(!) в столицу наведался с визитом Премьер Великобритании Уинстон Черчилль. Вот именно, за год до окончания войны! До Победного 9-го Мая ещё ох, как долго, но какие-то необъяснимые причины и важные задачи заставили эту легендарную личность мчаться в Москву вместе со спецкомандой других важных дипломатов-переговорщиков.
   Чтобы всё это могло значить? Как вы думаете? Ответ, конечно же, очевиден: нужно было торопиться и не упустить момент для предварительного… дележа Европы! Очертить, так сказать, зоны влияния. Итоги грандиозной жестокой аферы под названием "Вторая Мировая" был уже в целом ясен. Не чёткими до конца виделись лишь очертания тех пределов, до которых могла дойти Красная Армия и с какими дальнейшими последствиями для всего Мира.
    Запад здраво решил поторопить события. В конце концов, а для чего была затеяна эта мировая "свара"?! Кинокамера явила зрителю  рассекреченный лист документа того времени – черновик, в котором слева угадывались названия стран и территорий, а справа – процентное соотношение влияния на них России или Запада! Цифры были явно не в пользу главного победителя, СССР: 50/50, 30/70 и далее по  убывающей…
    По-видимому, таким и был первоначальный план Тайного Совета Гроссмейстеров Большой Игры. В итоге, почти вся Восточная слаборазвитая в промышленном отношении часть Европы, отошла в зону влияния Советов.
   По какой причине Запад пошёл на это? Как нам видится, такая "подарочная нагрузка" рано или поздно должна была окончательно переломить хребет Коммунистической России! Сценаристы Большой Игры  прекрасно всё рассчитали. А чтобы подарок казался более желанным, вместе с этой нагрузкой Сталин обретал величественные лавры Победителя пред лицом всего освобождённого Мира. Расчёт оказался верным... отчасти. Хотя отношение самого Генсека и к началу Войны и к её результатам было далеко не таким однозначным...
    Западу даже показалось, что тщеславие Отца Народов было вполне удовлетворено, а его бдительность усыплена на десятки лет. Игра ещё только входила в свою основную стадию. А мы с вами — являемся свидетелями многих зримых этапов этого Великого Делания. Ну вот, скажете вы, — опять старая песня про "чудиков-масонов"! Так может это Делание бесконечно? Нет, на свете нет ничего вечного. Рано или поздно всему приходит конец. Хотя, легковерие и наивность людей, порой  кажутся такими бесконечными и вечными, не смотря ни на опыт предыдущих поколений, ни на свой собственный…
    Но, друзья мои, не это самое интересное в киносюжете! На примере этого короткого кино-рассказа, я бы хотел продемонстрировать вам классический приём того, как с помощью картинки, приведённой цитаты и задорного авторского текста, происходит смысловая подмена, а по сути – обман зрителя. Впрочем, этот "иллюзион" можно применять и к читателям... и к обществу в целом.
    Итак, мы видим огромную толпу голодных москвичей в очереди за эскимо! С помощью кино- и видео монтажа, в картинку кадра ледоколом врезается  портрет    У. Черчилля, его чёрное посольское авто и... дьявольский взгляд самого Премьера в эпохальном "котелке".
     И вот теперь – внимание! Закадровый голос уверенно и торжественно зачитывает нам похвальную тираду заморского "Макиавелли" от политики: "Народ, который в стужу и в мороз находит в себе силы, чтобы отстоять очереди, но откушать мороженого…!? Такой народ – поистине непобедим!"
    Тут уж довольны все! И зритель, со слезами на глазах. И режиссёр, и даже… редактор. Здорово, духоподъёмно! Эвона как?! Откушаем не то, что эскимо, а и… сосульки будем грызть вместо ваших "хот-догов"! Но всё же зададим перцу врагам, нас не сломить! Вот она — полуправда и полуложь о времени и о стране.
   А правда заключается в том, что по "Ленд-лизу" и другим программам помощи, в СССР направлялись кроме всего прочего сотни тонн сухого молока, яичного порошка и прочих … "галет". К 1944-му году своего уже не осталось  ничего!Война! Люди голодали. Разруха была катастрофическая! Народ хотел кушать… есть! Самой скорой и простой заменой хлебу и всему прочему могло послужить… мороженое, эскимо! Молочный и какао порошок, сахар — не хитрая и не сложная формула спасения от голода. И всё это  — из заграницы!
    Страдающей от безумного желания есть, этой человеческой голодной очереди, было глубоко наплевать, как назывался этот импортный десерт, способный насытить желудки! Это была не очередь на выставку, в кино или праздник-юбилей в центре Москвы. Увы, нет! И какую оценку всему этому дал сам Черчилль – абсолютно не важно. Цинизм Запада — безграничен: вначале ввергнуть все народы в кровавую бойню, а затем раздавать хвалебные характеристики тем, кто выжил, не смотря ни на что! Вот этот заморский панегирик людям и стране, всё это и есть — Ложь!
    Вот примерно так, большие мастера в совершенстве владели художественными приёмами подачи зрителю "незалитованной" информации: не сказав ничего прямо и откровенно — суметь поведать обо всём. Пусть  заретушировано, не явно…
    В романе М. Булгакова, некоторые эпизоды похождений мистической команды Воланда, я бы как раз и сравнил… с такого рода "Московским эскимо" и даже нарёк этим эпитетом. Хотя пример для этого мною выбран, может быть и не совсем удачный…
    Как и в том, пресловутом сюжете, где казалось бы вот-вот начнётся разговор о реальных целях, причинах и итогах Второй Мировой и Отечественной, авторы вместо этого цинично отвлекли и без того нетребовательного зрителя дополнительным иконографическим материалом, кадрами "эпохи". Вот перед нами старая вывеска-реклама, типа "Кушайте Московское эскимо!". А тут — легендарная эмблема этого молочного продукта! Ну, и наконец — "пионер в красном галстуке… лакомится мороженым"!
   Ох, и велика же ты, Сила Искусства… массового. Так и хочется, глядя на весь этот советский "гламур", запеть (хором!): "Эх, хорошо в стране Советской жить!"
    И вот оно свершилось: пропали, ускакали в невозвратные дали любые мысли о войне, голодном времени, миллионных жертвах. Мозг, конечно, тревожат какие-то смутные догадки и ассоциации, неформулируемые вопросы…
     Но вместо всего этого, так вдруг, как в детстве хочется откусить, вкусить и вонзиться зубами, губами и всем жевательным механизмом в этот удивительный шоколадный батончик – маленькую холодную и сладкую пирамидку… нашего Великого Прошлого!
    -Так о чём был киносюжет?
    — Об эскимо!
    И только….?!

                ******

    Иешуа и Пилат произносят странные фразы, вложенные в их уста автором Михаилом Булгаковым. Вся эта "библейская" ситуация для советского читателя была не вполне понятна или даже не понятна совсем. Уроков "Священного Писания" в школах СССР не было предусмотрено! Странным образом у читателя подчас возникают подозрения в непонятной затаённой симпатии (или заинтересованности?) Пилата к врагу Римской Империи и Израиля — благому раввину. "Эх, а что бы всё это могло означать?" – на миг задумывается Читатель.
    Задумывается,  ...перелистывает страницу книги, и...? "Московское эскимо" фокусника-писателя уже задорно увлекает всех нас в другой, такой привычный мир столичных хроник!
    Весёлые "пакостники черти" — телохранители Остапа... ну, то есть  Воланда, уже отмачивают такие номера, что все неясные и тревожные мысли ретируются в отдалённые, потайные тоннели такого удивительно неискушённого человеческого мозга!
    Уходят до поры. Чтобы вернувшись вновь, обрушить и повалить навзничь все наши  привычные представления об этом, таком вроде бы знакомом нам Мире!


Рецензии