Интервью для Atmosfear 24 - декабрь 2019

Георгий Арустамьян
- Привет, Георгий! Или Георгич? Как же правильней? Давай – для разогрева – поговорим об актуальных событиях ЖАТВЫ: пишутся ли новые песни, играются ли концерты, часто ли рвутся струны?

«Привет-привет! Георгий-Георгич – как тебе удобно. После того, как Инна Желанная, с которой я, к сожалению, очень недолго занимался своим вокалом, называла меня Гошей и «на Вы», я уже спокойно отношусь к обращению ко мне в музыкальном мире. Кстати, что касается актуальных событий, то нас снова и всё ещё трое, песни новые пишутся, и они немного сложнее предыдущих – в том числе и по вокальным линиям – а значит, точно к Инне Юрьевне надо будет возвращаться на занятия. Чему я очень рад, конечно! Главное, ей самой сейчас после операции скорее и плавнее войти в рабоче-творческий режим. Концерты же нами играются, чему мы тоже рады: практика и исполнительская, и сценическая – лучше всего помогает музыкантам. Равно как и сапожникам, и кибернетикам, и журналистам. А струны давно не рвались, кстати. Но был случай, когда у меня во время одного сета струны рвались дважды, и ещё мощнее – когда на саунд-чеке перед нашим акустическим выступлением сломался каподастр, а запасного не было и взять было не у кого – пришлось за три минуты до выхода на сцену менять добрую половину программы. Справились!»

- Представляю, сколько нервов было потрачено в такой ситуации... Зато теперь ты наверняка берёшь сразу пачку каподастров! А много ли за концерт раздаривается медиаторов, или ты такими "рокозвёздными" приёмами не пользуешься?

«Ну, честно говоря, да – именно после того случая в кармашках моего гитарного чехла, кроме запасных струн, медиаторов и батареек, поселился и запасной каподастр. В тот вечер я, конечно, обалдел, когда этот механизм практически взорвался у меня в руках. Медиаторы же не раздавали, а распечатанные сет-листы бывало. И уже есть в «арсенале» случай оставления автографов в паспорте благодарного слушателя на фестивале «Рок Над Водой». И на том же фестивале мы снова, как обычно, получили полный букет отзывов о нашей группе, а я, в частности, о своём голосе – одни «по-отечески» советовали заняться вокалом, а другие особенно благодарили именно за мой голос. Так что из рокозвёздного у нас самое главное – идти своей дорогой. Всем не угодишь. Но про запасные струны, медиаторы и каподастры забывать точно нельзя!»

- В этом году вышел ваш первый полноформатник "Quo Vadis...?" Жутко банальный вопрос, но всё же – каким видится готовый альбом музыкантам и что говорят о проделанной работе слушатели/поклонники/фэны? Выделяются ли фавориты среди трек-листа?

«Да, альбом вышел в конце марта сего года на лейбле Mazzar, за что мы искренне благодарны всей его команде! А работали мы над нашим дебютником, по сути, года два: записали его в три сессии на студии Navaho у прекрасного человека, профессионала и нашего товарища Аркаши. В название диска выведена цитата из самой эпичной вещи программы – «Солнца Мёртвых» – музыку которой сочинил Максим Крюков. Он же отвечает в ЖАТВЕ и за все аранжировки и за все, по моему личному и абсолютно фанатичному мнению, шикарные гитарные соло! Нам альбом нравится, да. А вот слушатели (в том числе, кстати, и ты, хе-хе!) удивили нас особенной любовью к треку «УмеримиремУ». Нам он тоже по душе – иначе в альбоме бы его и не было – но мы совершенно не ожидали такого отношения к нему самых разных людей с разных концов света с разными музыкальными пристрастиями. Предполагаемыми хитами были, например, «Вожак», «До Конца», «Мой Страх», ещё парочка треков, но «выстрелил» именно «УмеримиремУ» – ну, мы за него и за нас, конечно, рады. И за слушателей! Отдельная же и бесконечная благодарность художнику Виталию «Барандашу Карандашичу» Ильину, который разрешил нам использовать свои рисунки в буклете этого альбома и в итоге благословил итоговое оформление!» 
   
- "Вожак" однозначно тянет на звание главного хита альбома, цепляет уже с первого захода! Но вот "УмеримиремУ" - это действительно нечто отличное от всего остального. Я бы сказал, что тут дело в названии и самом тексте, а дальше – уже музыка и общий посыл.

«Возможно… Мы не просчитывали ничего, конечно. Просто так получилось и получилось неплохо. «Вожак» вообще написался каким-то самым обычным образом и очень быстро, а вырос в «главный хит альбома», который, как показало время, всё же не главный, хехе!»

- Основной костяк команды давно пустил корни в металлической музыке, однако ЖАТВА позиционируется как дарк-рок. При этом отчётливо слышны всё те же металлические фишки, которые мы любим. Такая стилистика – скажем так, на стыке рока и металла – была выбрана изначально или вы пришли к этому со временем? И касаясь выше упомянутого определения – разве ваш рок такой уж дарк? Мне кажется, это больше... хм, рок философско-размышлительный...

«Ох, ну, все эти стилистические понятия такая муть, когда дело касается таких вот не особо выраженных стилей, как наш, например. Да, мы все родом из «тяжмета» – особенно Макс и Юра. Они стояли у истоков (и до сих пор «в деле») дэт-металл-бэнда SCREAM IN DARKNESS, а я писал и пишу для их опусов вокальные линии и тексты. На том и сошлись. При чём Юра в SID «скримит» и играет на басу, а в ЖАТВЕ восседает за барабанами. На счёт «дарка» – тут сыграла свою роль и некая ирония судьбы. Во-первых, почти с самого начала в первый состав ЖАТВЫ Максим пришёл именно потому, что в объявлении я написал, что собираемся играть «мрачную» музыку, а во-вторых, у Макса же имеется и давний псевдоним ”Dark” – а так как по факту музыкальная атмосфера ЖАТВЫ полностью его заслуга, то и получается, что у нас dark-rock! Такая вот мозаика. Сначала мы играли неофолк, потом мы играли грандж-фолк, затем – … Что касается буквальных определений, то пусть слушатели и критики сами и забавляются – если угодно, то мы дарк-рок уж только потому, что под наши песни особо не поржёшь и не попляшешь».
   
- Помимо основной полносоставной электрической ЖАТВЫ, периодически отдельным, несколько другим, составом вы играете и акустические концерты. Смею предположить, что поскольку изначально песни пишутся тобой, то в акустическом варианте этот альтернативный «анплагд» является для тебя возможностью донести эти песни в самом их первоначальном виде...или за этим кроется что-то другое?

«Знаешь, это не совсем так. Очень часто за видимыми событиями, наблюдение за которыми ведёт к неким будто бы логическим выводам, на деле, оказывается, стоят совсем иные причины и причинки. Вообще, это и простая и сложная история одновременно. Я люблю оба формата – и акустику, и электричество. А мои песни под фортепиано – вообще отдельная тема! Акустическая программа сейчас играется мной вместе с Олегом Гарбузовым, который и стоял у истоков не то, что ЖАТВЫ, а вообще моих музыкальных пристрастий, ибо выросли мы с ним на одной улице в Пятигорске, и будучи одним из моих старших товарищей в нашей уличной компании, Олег сыграл далеко не второстепенную роль во всех этих металл-роках в моей жизни. Он маниакальный мульти-инструменталист, который на сцене пока использует только балалайку и множество видов варганов. Он бы и сейчас играл в основном – электрическом – составе ЖАТВЫ, но по объективным причинам это не стало у него в какой-то момент получаться. Тем не менее, связи мы не теряем и периодически делаем вылазки с нашим старым материалом, который в электричестве уже не играется, а также исполняем что-то из «Quo Vadis..?» плюс некие новые вещи уже привносим в нашу программу. С одной стороны, нам просто прикольно этим заниматься, с другой – держим себя в тонусе и попутно популяризируем и саму ЖАТВУ и некоторые конкретные песни. Однако же ведутся уже разговоры о том, чтобы сделать это отдельным проектом с другим названием. Но так как мы пока все в глубоком андеграунде, то не особо и заморачиваемся этими моментами. Играем и играем – и то хорошо!»   

- Кстати, а нет ли планов по записи и выпуску песен именно акустическим составом с женским бэк-вокалом и прочими приятными девайсами? Ведь программа, судя по всему, у вас довольно крепкая, с конкретными песнями и аранжировками...

«И про это говорили, ага. Но пока морально и финансово не потянем. А записей этих – что видео, что аудио-«живяков» – полно! Кто нас любит слушать – с охотой воспринимает и такие варианты, и/или ходит на концерты, за что мы им благодарны. А для «настоящего прорыва» нужны, конечно, иные механизмы. Пока мы просто ведём выживальческий образ жизни, стараясь хотя бы сохранить себя и друг друга».
 
- Если остальные музыканты группы имеют за плечами немалый опыт участия в муз.коллективах (из SCREAM IN DARKNESS, к примеру), то ты долгое время, получается, оставался этакой тёмной (бородатой!) лошадкой, в основном, оставаясь за сценой, в то время, как многие известные российские команды выходили и исполняли песни на твои стихи. Единственное предприятие, которое я нашёл с твоим непосредственным участием как композитора, поэта, вокалиста, гитариста до ЖАТВЫ – это "Д.И.Г.А.", выпустившая интернет-альбом в 2014 году. Можно ли расценивать этот проект как некую предтечу ЖАТВЫ? Или это было нечто совершенно другое? Ну и напрашивающийся вопрос, почему же за столько лет ты только в последние годы решил в полном объёме показать себя, свои песни, и исполнить свои тексты самому?

«Да, в какой-то степени, это было музыкальным «эпиграфом» ЖАТВЫ. Нас с Димой Игнатьевым (моей второй половиной в «Д.И.Г.А.») познакомил его брат Андрей Смирнов, когда я писал тексты для EVERLOST, а Димын TANTAL тоже решил эксперимент провести и записать несколько песен на русском. Вот и призвали «великого русского поэта» Георгия Арустамьяна для этой цели. Начали общаться – оказалось, что за всей нашей дэтстерско-думовой завесой стоит давняя любовь к гранджу и глэму (казалось бы, таким вот историческим антагонистам), и дообщались до того, что попробовали поиграть дуэтом акустику. Я – счастливый человек! Будучи так себе музыкантом, мне повезло играть с тремя шикарными инструменталистами – Дмитрий Игнатьев, Олег Гарбузов и Максим Крюков. Я без всяких пристрастий в полном восторге от того, как они чувствуют мои песни, и я пребывал и пребываю в чистейшем кайфе, играя вместе с ними или слушая старые совместные записи. Нас с Димой даже угораздило «разогревать» акустический сет ANTIMATTER в Москве! Давно же это было… В итоге «Д.И.Г.А.» записал программу «Набекрень» с помощью Макса Новикова, и периодически на живых выступлениях к нашему дуэту присоединялся со своими импровизационными варганными полётами Олег Гарбузов. Тогда, конечно, про ЖАТВУ и не подозревали, но вот так история нас – ничего не подозревающих и не планирующих – готовила к следующим шагам. А до всех этих движений я просто один пел где-то под гитару или под фортепиано и писал тексты разным металлическим бандам».
   
- Продолжая тему, отойдём пока что от основного предмета разговора и перейдём, что называется, на личности. Как давно ты пишешь тексты/стихи? С чего началось твоё увлечение мощными рифмами и оборотами? В пресс-релизе к "Quo Vadis...?" есть фраза о том, что песни уходят корнями в ленинградско-свердловский рок – не те ли культовые команды вдохновили тебя на собственное творчество?

«Настоящие – самые крепкие – мои корни в московском музыкальном фестивале мира, который прошёл в 1989-ом…Я, правда, тогда был школьником и собирал яблоки на совхозной практике за тысячи километров от столицы. Но эхо того события в «Лужниках» докатилось-таки и до Северного Кавказа. И пощады уже не было. С тех пор BON JOVI, CINDERELLA, OZZY, SKID ROW в той или иной степени «вспыхивают» во мне. Далее – да, «русский рок» старой школы, привитый студенческими друзьями: АКВАРИУМ, ДДТ, ЗООПАРК, НАСТЯ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ЧАЙФ… Не раз встречал, что об этом как-то неудобно говорить «серьёзным тру-металлистам», но мне смешно – это мои «атцы» и с чего мне этого стесняться? Забавно, что вот те же АЛИСА и КИНО вообще не произвели на меня никакого впечатления, как и культовые АГАТА КРИСТИ. Некоторые песни только нравятся (даже очень), но не более того. А, и вся «московская сцена» тоже как-то мимо меня… Сейчас вот пишу эти строки и слушаю TOOL, а вчера были сольник Тома Кифера (экс-CINDERELLA, кстати) и новые синглы LEPROUS… Сам же я начал заниматься рифмоплётством в том же 1989 году, когда попал в больницу и помогал соседу по палате переписываться с его «дамой сердца» из того же мед.заведения. Стихами, конечно. Но, принимая во внимание, что мой папа был членом Союза композиторов СССР, а мама – лингвистом, то и от их генов пощады не было и нет. Рано или поздно «всё это» должно было вылезти наружу. Правда, нот я так до сих пор и не знаю, и не особо люблю читать – особенно стихи. Так и живу…»
 
- А вот к бардовской песне у тебя интереса не возникало ли? Мне кажется, тебя тоже можно в каком-то смысле отнести к бардам... Особенно если убрать всю рок-составляющую.

«По сути, да, человек с гитарой, типа, бард и есть. И у меня ведь очень простые песни-то по структуре. Правда, от российского «института бардовской песни» – точнее, КСП`шников – я бы бежал без оглядки! Даже когда я несколько лет жил в Праге и пару-тройку раз выступал там на посиделках русской диаспоры, тамошние «барды» кривили лица от моей подачи, и я их прекрасно понимаю и дико рад этому! Очень не хочется быть похожим на них. А ещё я очень люблю играть на фортепиано. У меня есть целая фортепианная программа – инструментально-песенная. Как-то я сыграл концерт в двух отделениях: в первом я пел под гитару свои «традиционные» песни, привычные моим слушателям, а во втором – после перерыва – я сел за клавиши и на простом фортепианном регистре исполнил несколько инструментальных штук и неприлично нежных, лирических песен. Слушатели были в шоке! И это было круто – надо повторить!»   

- Кстати, в одной из песен альбома "Quo Vadis...?" я услышал пару фраз на английском. Не могу не спросить, а пробовал ли ты писать на основном языке рок-н-ролла? Многие, вдохновившись западными рок- и метал-ансамблями, начинают писать тексты на английском, правда, качественно получается далеко не у всех... Какова, в целом, твоя точка зрения, стоит ли "нашим" извращаться на их инглишах, когда есть такой богатый родной язык?

«Извращаться можно на любых языках, а на счёт смысла всего этого – лишь к самим авторам можно отнести этот вопрос. Какова цель, каковы мотивы их творчества как такового – отсюда можно и рассуждать. Я закончил экономический институт, учился на факультете внешней экономики и даже написал в своё время несколько текстов на английском. Но, как по мне, так они мёртвые, конечно. Только начав писать на не-родном языке, понимаешь, на сколько мы глубоко связаны с тем языком, на котором думаем. А уж когда говорим и поём на нём о более-менее важных (хотя бы для самих себя) вещах – так выражать это на чужом наречии… Для кого, для чего… Я по крови армянин, но, конечно же, я русский человек. Русский кавказец! Чего забор городить?! Я вырос в русскоязычной среде и в русском культурном пространстве. Но я и люблю Кавказ, кавказскую музыку и эстетику, но вот именно к географической Армении я абсолютно равнодушен почему-то. Даже не тянет. Может, потому. Что я родился в Нальчике. Не знаю… Но как есть. Вырос я в Пятигорске, из поэтов – самый близкий Лермонтов, а горы Шотландии и звуки волынки, наверное, в моей душе превалируют над Араратом и дудуком. А из кавказских республик мне вообще ближе всех Дагестан. Я так чувствую. И так не-чувствую. Что же касается «Упавшим В Небо» – я написал в этой вещи английский кусок лишь потому, что данный отрывок мне «услышался» именно вот таким. А немного помог мне его написать мой хороший друг – австралийский профессор антропософии Дэвид Уонсбро. Ему понравился мой ход мыслей и образы, хех! В студии я пытался спеть эти строки в стиле Сержа Танкяна из SYSTEM OF A DOWN, но получилось в стиле Макса Покровского из НОГУ СВЕЛО. Забавно, конечно, но мне всё равно очень нравится результат!»

- Твоя оф.страница вещает о том, что первая твоя серьёзная работа на музыкально-поэтическом поприще связана с группой CATHARSIS и их альбомом "Крылья". С чего началось ваше сотрудничество тогда, ведь ты, как я понимаю, не был в те годы известен как поэт или текстовик? Какие были тонкости в той работе?

«Много раз рассказывал эту историю и сравнительно недавно наконец-то написал целое мемуарное эссе на эту тему. Можно на «прозе.ру» найти мою страницу и прочитать подробнее. Там развёрнуто и увлекательно! Единственное, что скажу здесь, так то, что CATHARSIS всегда будут для меня «номером один» в моём послужном списке. Я обычно перечисляю всех в алфавитном порядке, но эта банда при любых раскладах будет открывать моё резюме. Искренняя благодарность и уже почти 15 лет дружбы со всеми участниками этой группы. А вообще, как и с 99% групп, для которых я писал тексты – чистейшее стечение обстоятельств. Текстовиком я никогда не собирался становиться, ибо сочинял отдельно стихи и отдельно свои собственные песни. Игорь же Борисыч «Jeff» Поляков прервал эту тенденцию, за что я ему на всю жизнь и благодарен! И, кстати, «Георгичем» первый раз назвал меня именно он».
 
- Я знаю немало людей, которые очень высоко оценивают тексты А. Крупнова, а в 2006 году ты поучаствовал в создании текстов для ЧЁРНОГО ОБЕЛИСКА. Не давили ли на тебя, скажем так, груз ответственности, ведь, получалось, что ты в каком-то смысле продолжал работу Анатолия на поэтическом поприще...?

«О, ну, тут этого и близко не было. Забавно, что и мою историю с ЧЁРНЫМ ОБЕЛИСКОМ я тоже недавно рассказал-описал и выложил на той же «прозе.ру». Почитайте лучше там, а то никакого интервью не хватит про всё рассказывать подробно! Для меня ЧО открылись как группа лишь с альбомов «Пепел» и «Нервы», которые я услышал в общем-то случайно. «Крупновский» период лично мне не близок абсолютно. Поэтому и авторитета Анатолия для меня не существовало. Да и каких-либо иных, честно говоря, тоже. Я снова оказался в нужном месте в нужное время, и в итоге в свет вышел самый экспериментальный альбом «новых обелисков» – «Зелёный…» – с двумя моими текстами, один из которых – «Когда-нибудь» – был записан ещё и отдельным синглом с Валерием Кипеловым. Ни болезненной гордости, ни юношеского тщеславия мне это ни принесло – только простая радость от того творческого приключения. И опять же – спасибо Митяю, Дане, Володе и Михаилу за то, что тогда доверили мне сей труд. Вроде, не посрамил!» 

- За прошедшие годы ты посотрудничал с немалым количеством команд как автор текстов. Есть ли группы, с которыми ты бы хотел / тебе было бы интересно поработать? Как насчёт заменить ту же Маргариту Пушкину в известных ансамблях, играющих хэви-металл?

«Да, групп, вроде, и много и одновременно будто бы мало. Не знаю. Наверное, первое всё же, да. И очень они разные, конечно. И не за одну работу не стыдно. И со всеми до сих пор в прекрасных отношениях. Вон со SCREAM IN DARKNESS вообще додружились до ЖАТВЫ! Для кого-то ещё писать – не знаю, не думал. Давно и не пишу, кстати, для других. Только вот для TANTAL за последние пару-тройку лет пару-тройку текстов и написал. Получившиеся треки мне нравятся, «танталам» тоже. Это главное. Маргариту Анатольевну заменить невозможно, да и не нужно, а мне – так тем более: весь российский хэви-металл для меня совершенно непостижим. Это музыка не из моей системы координат. Да и иностранный тоже, кстати. Не моя эта музыка и эстетика совершенно. А опыт работы с теми же CATHARSIS и кировчанами HMR – это абсолютно фатальные истории, не связанные с моими пристрастиями. Да и не хэви-металл это по большому счёту».

- Оказывается, я сейчас беседую с коллегой – ты же несколько лет назад писал и для Dark City и для малоизвестного журнала Atmosfear, хаха! Какие воспоминания у тебя остались о той работе, почему ты забросил это дело? Неужели интерес пропал к рок-журналистике?

«Прямо в точку – именно пропал интерес. Цепляющей и близкой мне музыки для рецензирования появлялось всё меньше, в плане интервью с группами всё меньше становилось интересных собеседников, а около-музыкальные статьи не писались уже как-то… В любом случае, кому хочется что-то моё почитать – в интернете найти мои стихи и прозу не составляет никакого труда. Но тем не менее, я не устану повторять, что, в данном случае, и этим обоим изданиям и их командам я благодарен за опыт и за возможность проявить себя в такой роли. Было классно! А в вашем Atmosfear, видишь, каким я замысловатым образом снова появился…»
 
- Что ж, мир, как известно, тесен, а мир андеграунда ещё более тесный. Возвращаясь к делам наших дней – ты сейчас готовишь новую книгу стихов (и не только стихов), в связи с чем даже был объявлен сбор средств на одном из сайтов. Как продвигается этот самый сбор? Что интересного нас ожидает в этой книге помимо твоих поэтических номеров? Возможно, слегка странный вопрос – если не будет набрано достаточно средств, будет ли выпущена книга в том же виде, в каком она задумана сейчас?

«Сбор средств идёт очень вяло, зато процесс самого крауд-проекта, на сколько хватает у меня и у художников-иллюстраторов душевных и физических сил, продвигается очень интересно. Да, о самой книге же надо сказать. Моя последняя книга стихов и текстов песен – «Чёрное Озеро» – выходила в 2012 году. С тех пор набралось материала не мало, конечно. К тому же появилась идея сделать новое издание уже с иллюстрациями. И эта идея выросла до 25 иллюстраторов разного уровня и стиля, от которых в книге будет по 3 работы. В итоге – текстов около 150, наверное, а графики, рисунков, фотографий – 75… Может, будет больше. Пока проект не закрыт. Называется он «Красная Книга» – потому что в мире уже, действительно, остаётся всё меньше «настоящих художников», которых надо именно оберегать. Книга, конечно, выйдет – хотя бы 26 штук точно напечатаем: всем иллюстраторам по одной и мне экземплярчик. Сбор средств идёт через «планету.ру», а в сети – FB и VK – я сделал группу «Красная Книга Георгия Арустамьяна» и выкладываю там разные материалы об иллюстраторах этого издания. Зайдите – почитайте-посмотрите – интереснейшая компания собралась!» 
 
- Бывает такое, что, например, музыкант очень любил музыку, начал играть, выступать и т.д. – и совершенно перестал следить за новинками, и вообще утратил настоящий интерес к музыке как фанат. Вопрос в той же плоскости – читаешь ли ты каких-то современных авторов, по-прежнему ли тебе интересно читать в свободное время? Что читаешь сейчас, если не секрет?

«Секрета нет – ничего не читаю. Последние книги, прочитанные мной, были «Все люди – враги» Ричарда Олдингтона и «Мёртвые Души» Гоголя. Может, года два назад или три даже. Я почему-то резко перестал читать книги и, кроме того, что нет элементарно времени, могу и констатировать, что и не тянет даже. А музыку слушаю, да – разную самую. Недавно, например, был на шикарном концерте проекта Евгения «Ай-ай-ай» Фёдорова из TEQUILAJAZZ – OPTIMYSTICA ORCHESTRA – очень люблю практически всё, что он делает, вот прямо буквально все его проекты мне очень близки и понятны. И сайд-проект музыкантов ANIMAL ДЖАZ – ZERO PEOPLE – живьём лицезрел в конце этого лета. Очень мощно, молодцы! Так же всё творчество «Михалыча» весьма «котирую». Выходит, что пока я только «чукча-писатель», но меломанские способности и интересы ещё не утеряны».
 
- Возвращаясь к ЖАТВЕ и альбому "Quo Vadis...?" Помимо стандартного издания в диги-паке на Mazzar Records, была запущена ещё и лимитированная серия в специальных деревянных боксах. Как пришла такая идея? Есть ли в этом издании какие-то ещё сюрпризы, помимо непосредственно бокса?

«Лет 10 уж как стало понятно, что просто диском в «стекле» с 4-страничным «буклетом» слушателя-коллекционера не привлечёшь. И начали все изгаляться пуще прежнего. Музыка и лирика ЖАТВЫ, благо, подразумевают не совсем стандартный подход к релизу, и кроме того, что сам релиз в принципе вышел в виде стильного диги-пака с живописной и содержательной 20-страничной книжечкой, так ещё и придумали сделать такой вот деревянный бокс. Одна московская компания, которая занимается всевозможными деревянностями, пошаманила немного и получился просто офигенный wood box! Все, кто его получил, несказанно рады! В том числе и мы сами. Были напечатаны ещё открытки и сделаны магнитики к презентации, но это так, совсем уже обычное дело. Из особенных «вкусностей», получается, лишь деревянный бокс».

- В этом году отмечается пятилетие группы. Первая солидная дата... Если минимально подвести промежуточные итоги – что бы ты отметил?

«Было интересно! Уже есть что и кого вспомнить, уже случались и по-настоящему приятные и весьма дурацкие моменты, уже есть опыт грандиозного «живяка» в прямом радио-эфире и выхода в свет полноценного релиза. В том виде, в котором ЖАТВА находится сейчас, это, я бы сказал, третья форма нашего существования. Поиски звука, смены состава, использование и комбинирование разных инструментов: варган, балалайка, ксилофон, виолончель, фортепиано, женский бэк-вокал… И пять лет пролетели вот так вот насыщенно довольно. Я наконец-то научился играть в группе, ибо раньше был сам-на-сам в основном, и творил, что хотел, а в ЖАТВЕ я понял, что такое «ансамбль». Это для меня лично большое достижение. Не знаю, когда выйдет это интервью, но сегодня конец сентября, а 20 октября запланирован наш большой концерт: будем играть в первой его части акустическую программу из старых вещей, а во второй – пошумим немного и отыграем весь «Quo Vadis..?» как он есть на альбоме – в электричестве».
 
- А будет ли этот большой концерт сниматься на что-то чуть более качественное, чем обычный смартфон, дабы все, кто не смогут поприсутствовать на мероприятии, смогли увидеть, как это было? Про выпуск видео молчу...

«Молчи, грусть, молчи… Мы постоянно делаем и видео, и фото-репортажи. Всего этого на наших страницах в FB, VK и на YouTube выше крыши. А тех, «кто не смогут», в подавляющем большинстве и пост-материалы не интересуют. На столько упал интерес андеграундной тусовки к живым концертам и, вообще, к жизни, что… Музыканты, как могут, уж простите, делают своё дело, а организаторы концертов разве что только не облизывают «братьев по металлу» – пустое всё это. Ходят только на «фантики», типа, на в десятый раз приезжающих белозубых и благополучных METALLICA или на двадцать лет уже смердящих придворных «Нашествия»… Я не говорю про посещение именно ЖАТВЫ – я про общую тенденцию. В России дааааавно уже появилось множество групп с интереснейшим материалом и с исполнительским мастерством не ниже мирового, но как о них узнАют те, кто в принципе на концерты не ходит?? Дело вообще не в СМИ, не в рекламе, не в дорогих билетах или невкусном пиве. Всё это херня! В Москве той же осталось уже полтора клуба, где выступают андеграундные банды – очень часто с бесплатным входом и без обязаловки брать что-то в баре. Просто приходите – просто смотрите и слушайте – просто общайтесь – просто дышите одним воздухом… Нет, лучше пропить и проссать свои такие ограниченные финансы, сидя дома, или купить новую игрушку… Зато сразу поднимается вой до небес, когда закрывается очередной клуб, когда очередная группа с авторского материала переходит на кавера для корпоративов, когда очередной рок-гитарист едет в тур с поп-звездой или вообще уезжает за границу. Про это написано множество статей и наговорено в интервью – без толку. Видишь, ты спросил про фото-видео юбилея, а я вот о чём тебе рассказал. А на нашем Дне Рождения будут, конечно, новые люди, но очень немного, а так – всё те же, что и были с нами всегда с самых первых дней и на протяжении всех этих пяти лет, за что мы им и благодарны безмерно!»

- Новый альбом какого музыканта/группы ты сам больше всего ожидаешь?

«SCREAM IN DARKNESS, ЖАТВЫ, PEARL JAM, Тори Эймос, PRIMORDIAL, Алексея Айги и ансамбля 4`33``… Новых альбомов MOON FAR AWAY и TOOL уже дождался!»

- Недавно закончилось лето, время, когда обычно проходит много фестивалей и отдыхательных мероприятий. Удалось ли тебе побывать на чём-то этаком? Если да, что запомнилось?

«Последние пять лет я ездил в качестве зрителя на уже не существующий фестиваль «Троица» в городе Электроугли, а в этом году ЖАТВА выступала на знаменитом мото-фесте «Рок Над Водой». Фестивалю «Троица» – самая светлая память, а отцам Андрею и Александру, которые этот фестиваль когда-то задумали и на протяжении этих пяти лет курировали – большая благодарность. А на «РНВ» – было очень круто и атмосферно. Совсем иной мир для меня!»   

- Ну, и последний вопрос на сегодня. Ямб или хорей – кто же победит, как думаешь?

«Амфибрахий, конечно!»

- Что ж, вопросов больше не имею… Спасибо тебе большое за уделённое время! Что-нибудь напоследок всем читателям ATMOSFEAR? Можно даже в прозе, хех!

«Спасибо и тебе, и Юре, и лейблу Mazzar за помощь в организации нашей беседы! В последнее же время я желаю всем (и себе в том числе): дышите дальше и не переставайте хотеть чего-то хотеть!»