Введение к размышлению о молитве

Ольга Кручковская
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

                «И мысли и сердце свое постоянно упражняй в набожности.

                У людей слыви безумцем, у Бога – мудрецом».

                Св. Игнатий Лойола
А. 1. Молитвенное подготовление

Желая размышлять плодотворно – вообще молиться – нужно соответственно приготовиться, как указывает Божье Слово (Сир. 18, 23).

Оно состоит из:

а) Прибытие в присутствие Бога

Некоторые способы для примера:

1° Возбуждаем акт веры, что Господь Бог своим духовным естеством присущ всюду, действует во всем, всем управляет и все знает.

2° Глазами веры мы зрим над собой открытое небо, в нем Господа Бога, перед Его Величием Ангелы поют песню хвалы. Также и я теперь присоединяюсь к ним…

3° Посредством акта веры мы осознаем, что Господь Бог Непостижимо присущ в самих нас.

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17, 27-28).

«…кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн. 14, 23).

4° Осеняю медленно и внимательно знаком креста: истинно во имя Отца и Сына и Святого Духа – т. зн., что поддержанный Божьей милостью, обращусь к моему Отцу и Его Сыну – Иисусу Христу и Духу Святому.

Мы должны порвать с привычкой креститься торопливо и машинально, обращая особенное внимание на знак креста, которым мы начинаем молитву, чтобы вернуть значимость знака. Уже сам этот жест, совершенный с верой, ставит нас в Божьем присутствии.

З а м е ч а н и е 1. Явление в Божье присутствие разрешает нам сосредоточиться, без чего невозможна молитва.

З а м е ч а н и е 2. Это сознание Божьего присутствия следует сохранить до конца, чтобы побуждать себя сознанием Божьего присутствия к усердию в молитве. Ежели воображение втянет мысль в разрозненность, нужно повторно вызвать акт веры в присутствие Бога.

З а м е ч а н и е 3. Думая о присутствии Господа Бога, можно следовать совету св. Игнатия Лойолы: «Готовясь к молитве, я задержусь на время одного «Отче наш» перед местом, где буду молиться, и, вознеся свое сознание к Богу, я разъясню себе, что Бог, Господь наш, видит меня, и затем я вызову в себе акт глубокого почитания или смирения» (ДУ 75).

б) Акт преклонения и покорения

Это признание величия и святости Господа Бога и своей ничтожности и греховности (внутренний поклон). Бог должен говорить мне грешному. Я должен говорить Богу… Насколько разрешат условия, мы выражаем свое преклонение и покорение также внешне, становясь на колени и наклоняясь как можно ниже…

З а м е ч а н и е: Явление в присутствие Бога – как и целая молитва – должны носить печать честью и смирением, так как «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Основной чертой, которая привлекла к душе Пресвятой Девы Марии Божью милость, была покорность и она именно способствовала такому, не другому ответу. В смирении она полностью заверила себя Богу, а Он «… призрел Он на смирение рабы Своей» (Лук. 1, 48).

Сам Иисус возрадовался в Святом Духе и сказал:

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10, 21).

Можно воспользоваться следующими актами почитания и смирения, почерпнутыми из Священного Писания:

«Господи, Боже наш! Как величественно имя твое по всей земле!... То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 2-5).

«Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лук. 5, 8).

«Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мат. 8, 8).

«Я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…» (Лук. 15, 21).

«Мы рабы ничего не стоющие» (Лук. 17, 10).

в) Вступительная молитва о удостаивание милости хорошего размышления.

После акта преклонения наступает молитва, в которой заверяем Богу самих себя (некоторым образом отменяя все другие дела и занятия), прося Его обобщенно об благословении в размышлении, чтобы все намерения, решения и поступки были направлены чистым способом на службу и хвалу Его Божественного Величия (ДУ 46).

З а м е ч а н и е: Данную молитву можно произносить постоянно, пользуясь какой-то формулой или же извлечь ее из сердца.

Вот пример вступительной молитвы:

Прошу Тебя, Отче Милосердия, научить меня достойно и плодотворно разговаривать с Тобой. Пусть во время этого размышления я стану в Твоих руках как глина в руках гончара, чтобы Ты меня сформировал по своему желанию.

Иисусе Христе, Мастер молитвы, веди меня посредством Твоего Святого Духа к жизни в правде и любви.

«Приди, Дух Святой, я жажду, я об этом сегодня умоляю Тебя».

«Святая Дева Мария, представляй все мои чувства, желания и решения Сыну Своему и выпроси у Него действенную милость.

Святой Иосиф, святой Ангел Хранитель и все святые мои Покровители, молитесь обо мне, чтобы я умел наподобие Вас жить в истине и любви Бога. Аминь.

А. 2. Два введения или прелюдии.

Явление в присутствие Господа Бога, преклонение и вступительная молитва вводят нас в размышление как таковое, в свою очередь прелюдии вводят нас в саму тему размышления.

З а м е ч а н и е: Известно, что отсутствие определенной темы затрудняет всякий разговор и его плодотворность. Здесь св. Игнатий Лойола предстает как хороший психолог, понятный и конкретный в своем методе относительно исполненного любви разговора с Богом. Он предписывает сосредоточиться на одной теме: «Я хочу, Боже, поговорить с Тобой о…»

Прелюдия 1 или введение:

Напомнить себе или же отдать себе отчет в теме размышления, т.е. содержание данной тайны или правды, о которой будем рассуждать.

Прелюдия 2:

Просить нашего Господа Бога о том, чего я хочу и желаю. Эта просьба должна отвечать данному предмету размышления» (ДУ 48).

Здесь содержится просьба о результат размышления. Во вступительной молитве мы просим в общих чертах о благословение в размышлении, теперь снова просим о подробный плод, какой мы хотим обрести путем размышления, напр. о терпеливость в том, чтобы выносить унижение, о отдачу в Божьи руки, о умножение веры…