Экскурс в историю или как аукнется, так и откликне

Сергей Долгий
 Я, Сева, читающий бесплатную с программой газету, и Виктор Чернышев молча сидим на лавочке у подъезда нашего дома.
– Какую страну развалили! Если бы не Горбачев! – прошипел, отбрасывая газету Всеволод Анатольевич, сплюнув сквозь стиснутые зубы.
– Великую Российскую империю развалил Александр Третий, – задумчиво проговорил интеллигент в четвертом поколении переводчик с трех языков Виктор Чернышев.
– А причем тут он? Революцию сделал Ленин, – удивился Сева.
– И Великую Октябрьскую сделал Александр Третий, – настойчиво проговорил Виктор.
– Может он и поспособствовал, поскольку, как я помню по школе, царство Александра Третьего это период реакции и его звали царем Миротворцем. Объясни, почему он? – обратился я к Чернышеву.
– Его Циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях». В нем говорилось о том, что для детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. Если бы не этот циркуляр, то Российская Империя была бы доминирующей во всем мире империей, – проговорил Виктор и, посмотрев на наши недоумевающие лица, пояснил, –  Образование, было единственной возможностью выбиться в люди, а быть человеком второго сорта, быдлом… Короче, после этого циркуляра началось брожение умов и возникла ненависть к самодержавию.
 Я и Сева согласно кивнули головами.
– Помню, как в фильме «Миколка паровоз» в революцию «гоняли» городовых и гимназистов. – произнес, усмехаясь Сева, цыкая сквозь зубы.
– Всеволод Анатольевич, ты, случайно не на флоте служил? – поинтересовался Чернышев.
– Нет, а что? – спросил Всеволод.
– Это матросская привычка плеваться, цыкая сквозь зубы. Ты, наверное, заметил, что во всех фильмах революционные матросы с фиксами?
– Да и говор у них шепелявый, – согласился Сева.
– Как правило страдали передние зубы, все они в большинстве своем были щербатыми, потому что на флоте процветало, вошедшее в традицию с времен Петра Первого, мордобитие матросов офицерами. Как же было обидно ему, стоявшему навытяжку, перед офицером, который бил беспомощного матроса в лицо кулаком… а эти порки розгами… Первым восстал против беспредела броненосец Потемкин, где зверствовал его капитан Голиков… Вот и поплатились – весь цвет офицерства черноморского флота был буквально растерзан матросами после большевистского путча. Ненависть к офицерью от матросов перекинулось и на войсковых офицеров, и на всё дворянское сословие…
– К чему этот экскурс в историю? – спросил я Чернышева.
– А к тому, что некоторым высокопоставленным деятелям надо её знать, изучать, переосмысливать и делать выводы. Как аукнется, так и …  – Виктор не закончил фразу, а горестно махнув рукой поднялся и (даже не попрощавшись!) поковылял к себе домой.
06.12.19г.