Вперёд или назад?

Давид Гольдшмидт
Долгие часы, проведённые сидя за столом - не проходят даром.
Прежде всего, это конечно отражается на цифре, которую можно увидеть, встав на весы. Что интересно, цифра эта не уменьшается. Ну и прочие физические и антропометрические показатели тоже не имеют тенденции к изменению в лучшую сторону.
Но есть конечно и положительное. Параллельно, но навстречу покидающим сидящего молодости и здоровью, движутся в его сторону и приходят, как компенсация этим потерям, разные мысли. Большинство из них, конечно, не имеют никакой ценности, но некоторые, по крайней мере достаточно занимательны, для того, чтобы отвлечь от созерцания и осознания той реальности, которую ни созерцать, ни осознавать ни описывать нет нужды и удовольствия.
Так вот, подумал я как-то о том, как мы - люди, крепко несём в себе жажду жизни. Независимо от того, кто мы, где живём, на каких языках говорим и каким богам молимся, все мы хотим жить долго.
Как долго? В идеале - без лимита. Мы, в наших желаниях, не ставим барьеров и потолков.
Наше воображение поражают библейские описания, из которых явствует, что до нас люди жили много веков. Многие из них прожили около тысячи лет, а некоторые и дольше.
Невольно, думая об этом, начинаю примерять к себе эту ситуацию. Рассуждая о своих ресурсах, конечно же в голову приходят мысли о родителях, о дедушке, о бабушках - я же ни в чём не могу от них слишком далеко уйти. Вспоминаю то, какими они были в свои последние годы жизни, как они воспринимали окружающий мир, какое место они сами в нём занимали и т.д. И приходится признать, что они, в свои почтенные годы, многого не принимали, отставали от жизни, как это принято говорить... Это было очевидно даже для ребёнка пяти лет, каким я и был в те времена.
Мир, как бы уходит вперёд и пожилой человек не в силах держать современный темп, и неминуемо отстаёт. Интересно то, что даже сравнивая три поколения легко увидеть, что отставание, с каждым последующим все более значительно, поскольку темпы перемен во всех сферах жизни постоянно растут. Это правило не работает, или лучше сказать, имеет исключение только в том случае, если человек имеет очень хорошее образование, намного лучшее чем его потомки. Это позволяет ему легче принимать прогресс и вникать во все новинки быта, искусства, науки.
Но ведь невозможно не согласиться с тем, что прогресс в науках в новых технологиях идёт быстрей и быстрей, и в параллельном ускорении идёт изменение быта, а образованность человека с такой же скоростью падает...
Это простая закономерность. Чем больше знаний накоплено в определённой области, тем больше усилий и времени нужно для их постижения. Другие области просто невозможно охватывать. Поэтому, врач, инженер, специалист по программному обеспечению и сотни других профессий - это сегодня не эквивалент образования, не пример образованного человека, это пример профессиональной подготовки специалиста узкого профиля. Ничего общего с "ОБРАЗОВАНИЕМ" это не имеет, наоборот, хороший специалист, должен быть полностью погруженным в профессию и потому, как правило, кроме своего узкого направления вообще ничего больше не знает.
А ведь без основательного знания философии, астрономии, естественных наук, истории, географии, религии, искусства, знания хотя бы трёх - пяти языков, о каком образовании, какой культуре может идти речь? Как бы нам ни хотелось обратного, а тенденции таковы, что человек становится не более гармонично интеллектуально развит, а наоборот - все более заточен на ограниченные знания и навыки, связанные с несением все более узких функций. А человек ограниченный отстаёт быстро.
Вот представить марафон. Тот, кто держится в передовой группе, чувствует себя весьма комфортно, это понятно. Если бежишь в середине - тоже ничего. В последней группе, есть надежда догнать, но когда заканчиваешь пешком или ползком - ты уже практически не участник гонки, ты просто человек терпеливо ползущий к финишу.
Если вернуться от марафона к разговору о жизни - отставшему не понятны те, кто ушёл вперёд, кто не ценит прошлых ценностей, в какой-то момент для него теряет смысл стремление держаться в струе прогресса, и в оправдании себя, он отрицает не одобряет новую изменившуюся жизнь. Получается, что потенциал человека держаться в седле, при такой интенсивной скачке, никак не может увеличиваться.
А раньше, до библейских времен, жизнь практически не менялась тысячелетиями. Люди собирали корешки и ягоды, охотились, рыбачили и не знали никаких резких и вообще заметных, революционных изменений ни в социальном устройстве ни в быту.
Никакого стресса в плане приспособления к меняющимся каждый день условиям жизни у них не было.
Многие поколения жили одинаковой жизнью, передаваемый опыт работал на все сто процентов во многих поколениях. Эта стабильность, если не была причиной долголетия, и его условием, то по крайней мере делала долгую жизнь наполненной одинаковой ценностью и смыслом в любом возрасте. Человек долго был полезен и себе и другим. Тогда - сотни и тысячи лет назад, старшие могли научить младших той реальной жизни, которой тем предстояло жить. Внуки и правнуки жили той же самой жизнью как их деды и прадеды.
В наши дни, актуальность дедушек и бабушек падает. Дело не в том, хорошо это или плохо, это просто факт, от которого уйти невозможно. На "бабушкины сказки" времени у внуков нет. Им нужно учиться жить в современном мире, который каждую секунду скачет на опережение. Почти любой вчерашний опыт будет бесполезен в завтрашней жизни. Поэтому, как мне кажется, смысла в долгой жизни без понимания этой новой жизни, в каком то значительном объёме, наверно нет. Чем жить? С ровесниками перетирать тысячи раз одно и то же - тупо. Молодые ушли вперёд и о прошлом ничего не знают и знать им незачем. Ну и в чем тогда интерес и смысл долгой жизни?
Единственный путь к тому, чтобы долгая жизнь приобрела смысл и ценность это затормозить прогресс, вернуться к первобытному прошлому. Видимо оно к этому и придёт, если хоть немногие выживут в ядерной войне. Если у них, у выживших, хватит разума тормозить развитие нового пережившего катастрофу общества. Ничего не менять, терпеть тяготы и наслаждаться доступными удовольствиями. Привыкнуть к мысли о том, что единственные позволительные изменения это формы облаков, пролетающих в небесах над землёй.
Может быть тогда получится жить долго и счастливо?
Что же тогда получается? Отменить всякое развитие? Замахнуться на святое - от низшего - к высшему, от простого к сложному? Ну тут миллионы против моей околесицы восстанут! Как это можно? Призывать к примитивизму???
Но, если представить что все человечество во все времена - это, как бы, жизнь одного человека...
Когда человек ещё ребёнок, о нём говорят - он чист, он безгрешен, он безмятежен, он естественен. Почему? Потому, что в своей первобытной наивности он СЧАСТЛИВ! Затем он растёт и развивается, он от простого уходит к сложному, от низшего к высшему, и, в конечном итоге, он, развитый и сложный, живёт раздираемый тысячами противоречий и не стыковок. Его счастье, покой духовный баланс и первозданная гармония, навсегда нарушены и потеряны. Зачем же тогда нужно движение, если оно, в конечном результате, приводит к минусу? Получается, что все приобретенные человечеством преимущества - никому не нужная мишура, а главное - то простое первородное счастье, которое было ему дано с самого начала - безвозвратно потеряно...
Конечно, всё это такие материи, о которых ни я и никто другой, ничего толком и наверняка не знает и знать не может. А раз так, значит можно рассуждать, предполагать и фантазировать сколько угодно.
Я что-то явно засиделся. Пойду пробегусь. Буду бежать и смотреть, как облака меняют форму. И никого и ничего я догонять не стану. И вообще, нужно подумать о том, в какую сторону бежать. Вперёд? Назад?
Или, по совету Владимира Семёновича Высоцкого, бежать на месте?