Призрачное счастье. 78 глава

Баширова Шаира
     - Давайте присядем, Зоя Михайловна. Вы мудрая женщина, стойкая. Сколько раз в этом убеждался... - начал говорить Виктор Алексеевич, пройдя к столу и садясь в кресло.
     - Не тяни, Виктор, ничего не скрывай. У сына онкология, верно? - спросила Зоя Михайловна, опускаясь на диван.
     - Смотрите сами, анализы неутешительные, к сожалению, - тяжело вздыхая, сказал Виктор Алексеевич, протягивая бумаги.
     Зоя Михайловна схватила их, стала читать и по мере того, как она читала, лицо её менялось. Она побледнела и сложила руки на коленях.
     - Не больше года, верно? - спросила женщина глухим голосом.
     - Это в лучшем случае. Я бы посоветовал Вам повезти его в Москву, там в хосписе работает мой знакомый, я позвоню ему и он сам... - говорил Виктор Алексеевич, но Зоя Михайловна покачала головой.
     - Нет, никуда я его не повезу. Знаю я это лечение, да, оно протянет жизнь на месяц, может чуть больше, но сколько боли и страдания оно приносит. Я часто наблюдала за такими больными и видела их конец. Просто окружу его заботой и любовью, сейчас это важнее, поверь, - сказала Зоя Михайловна.
     Плакать она не могла, понимая, что бессмысленно плакать, слезами сыну здоровья не вернуть.
     - То, о чём мы тут говорили, знать никто не должен, ты понял меня? - вставая с дивана, сказала Зоя Михайловна, пряча бумаги в ящик стола.
     - Могли бы мне этого и не говорить, я помню этику врача и хранение врачебной тайны. Если нужна моя помощь, я готов, Зоя Михайловна.
     - Понадобится твоя помощь, Виктор... но не сейчас, в конце... не хочу, чтобы мой сын корчился от боли. Ты ведь меня понял? - с каменным лицом произнесла Зоя Михайловна.
     - Понял. Я поставлю Андрея на учёт, чтобы изъятие лекарств было законным. Сами знаете, морфин выдают только тяжелобольным, строго по учёту. Если я Вам больше не нужен, я пойду. Звоните в любое время дня и ночи. У Вас есть и рабочий мой телефон, и домашний, - сказал Виктор Алексеевич, поднявшись с кресла и направляясь к выходу.
     - Подожди, вот, возьми. Это большая медицинская энциклопедия, чтобы дети не догадались, - сказала Зоя Михайловна, вытаскивая из книжного шкафа увесистую книгу.
     - У меня дома полное собрание... ну ладно, давайте, - сказал Виктор, поначалу отказавшись, но взгляд Зои Михайловны остановил его.
     Она проводила его и вернулась в дом. Мария накрыла на стол и Андрей, вроде, ел с аппетитом, Зоя Михайловна тоже села за стол. Вдруг, Андрей поперхнулся, закашлялся и стал задыхаться. Мария быстро подала ему воды, Зоя Михайловна подошла к сыну.
     - Помоги мне, его нужно положить, - сказала она, приподнимая Андрея под мышки.
     С трудом, обе женщины положили его на диван, Зоя Михайловна набрала в шприц лекарство и сделала ему внутривенно укол. Андрей тяжело дышал, потом затих.
     - Что с ним опять? Он сознание потерял? - с тревогой спросила Мария.
     - Подай в шкафчике нашатырный спирт, намочи ваточку, - попросила Зоя Михайловна, кивая головой.
     Боль сжимала ей сердце, но женщина понимала, что должна быть стойкой, иначе, не сможет помочь сыну. Вскоре, Андрей уснул, Мария, ничего не понимая, смотрела на свекровь.
     - Мама, не скрывайте от меня, что с Андреем? - спросила она.
     - Сядь, мне нужно поговорить с тобой. Если ты мне не поможешь, я одна просто не справлюсь, - сказала Зоя Михайловна.
     Мария села и посмотрела на свекровь. Долгое молчание пугало и угнетало её, но она не стала заговаривать первой. Зоя Михайловна села рядом с Марией и положила свою руку на руку Марии.
     - Андрей болен, дочка... мне тяжело об этом говорить, но ты должна быть готова, - начала говорить Зоя Михайловна.
     - Вы меня пугаете... готова к чему? - со страхом, спросила Мария.
     - Господи! Ну почему мой сын? - застонала Зоя Михайловна.
     - Мамочка, что происходит? - спросила Мария, чуть не плача.
     - У Андрея выявили рак, понимаешь? Онкология, будь она проклята. Ему жить осталось не больше года, - произнесла Зоя Михайловна и рыдания заставили её замолчать.
     - Нет... нет! Этого не может быть... Вы же врач, сделайте что-нибудь, умоляю Вас, - схватив свекровь за руки и упав перед ней на колени, взмолилась Мария.
     - Да я за него жизнь готова отдать, понимаешь? Скажи мне, вырви своё сердце и твой сын остнется жить - без колебаний сделала бы это. Он же сын мой, - рыдая, говорила Зоя Михайловна.
     - Что же нам делать... нет лекарств, ну хоть чего-то, чтобы спасти его? - зарыдала и Мария.
     - Послушай меня, Мария. От наших рыданий пользы нет, просто мы должны окружить его заботой, вниманием и любовью. Это мы сделаем с тобой вместе. Больше о том, что Андрей болен, никто знать не должен, поняла меня? - успокаиваясь, сказала Зоя Михайловна.
     Мария обречённо кивнула головой, в горле, словно ком застрял, говорить она была не в состоянии.
     Шли дни, месяцы, начало весны, Зоя Михайловна видела, как за эти восемь месяцев её сын похудел и ослабевает все больше день ото дня. Она делала ему капельницы и уколы, давала пить лекарства. С работы Андрей уволился, к нему иногда заходил Стас, но видеть его Андрей не хотел. Заходили и Виктор с Сонечкой, ведь Мишутка последние месяцы жил у них, заходила и Дарья, но к Андрею никого из них Зоя Михайловна не пускала. Зоя Михайловна и Мария продолжали работать, нужно было зарабатывать деньги, чтобы жить. Часто, заходил и Виктор Алексеевич, чтобы проведать Андрея.
     Однажды, Андрей попросил мать позвонить Зине.
     - Я соскучился по сестре, позвони ей, пусть приедет, - сказал Андрей.
     В тот же вечер, Зоя Михайловна позвонила дочери. Они, конечно, перезванивались, но очень редко. То ли Зина держала на мать обиду, то ли Зоя Михайловна не хотела ворошить тот неприятный случай. Трубку взял муж Зины.
     - Володя? Это Зоя Михайловна. Как вы? Как мои внуки? Хорошо? А Зина дома? Позови её к телефону, - попросила Зоя Михайловна.
     - Мама? Здравствуй. Представляешь, мы всё-таки купили домик, помнишь, я говорила тебе. Володя взял деньги в долг, немного сами накопили, так что можешь не волноваться, - услышала Зоя Михайловна голос дочери.
     - Я очень рада за вас, дочка. Я что звоню... ты бы приехала, хотя бы на пару дней, - сказала Зоя Михайловна.
     - Зачем? Соскучились, что ли? - усмехнулась Зина.
     - И соскучились тоже. Андрей просит тебя приехать... болен он... мало ему осталось... - с трудом выговорила Зоя Михайловна.
     Наступила тишина.
     - Что значит, мало осталось? Я не понимаю тебя, мама, скажи толком, что случилось? - спросила Зина.
     - А ты приезжай, сама всё и увидишь, - ответила Зоя Михайловна.
     - Хорошо, я приеду, - тихо ответила Зина.
     И она приехала через два дня. Калитку ей открыла мать, они обнялись. Зина увидела, как её мама осунулась, похудела и постарела. Правда, она и не была молода, шестьдесят шесть лет, но Зина никогда не видела её такой. Всегда подтянутая, с поднятой головой, прямой осанкой, а тут...
     - Хорошо, что ты приехала, дочка. Только у меня к тебе просьба... ты при Андрее не плачь и не показывай виду, что расстроена и жалеешь его, хорошо? - проходя через двор в дом, говорила Зоя Михайловна.
     - Господи, мамочка? Неужели всё так серьёзно? Не пугай меня. Что с моим братом? Ты же врач, сделай что-нибудь, - сказала Зина, входя на террасу.
     - Я всё сказала, проходи, он в зале лежит, там ему комфортнее, наверное, - ответила Зоя Михайловна.
     Зина, пока ехала домой, представляла себе и брата, и мать, и даже Марию, но то, что она увидела, повергло её в шок. Ведь она помнит, каким был Андрей здоровым, упитанным, когда он провожал её до станции. Увидев его, она остановилась в дверях и едва не заплакала. Андрей похудел, глаза и щёки впали, у Андрея и половины не осталось того, что было.
     - Андрей? Братик? - осторожно позвала Зина.
     Андрей приподнял голову и посмотрел на сестру.
     - Зина? Приехала, значит? Думал, что не увижу тебя. Ну что ты встала? Подойди, обниму хоть тебя, - слабым голосом произнёс Андрей.
     - Андрюша, родной мой... как я по тебе соскучилась, - подбежав к брату, воскликнула Зина, упав на колени и обнимая его.
     - Ну да, больше трёх лет не виделись с тобой. Я тоже соскучился, сестричка, - ответил Андрей, пытаясь улыбнуться.
     Мария, стоя за дверью, зажав рот, плакала. Все эти месяцы, она ухаживала за мужем, много говорила с ним, отвлекая его от тяжёлых мыслей.
     - Прости меня, Андрюша, прости, что так долго не приезжала. Я так тебя люблю! И маму люблю! Родные вы мои, - прижимая Андрея к груди, говорила Зина.
     Сдержать слёз, она так и не смогла, она просто рыдала. Вдруг, Андрей стал задыхаться в её объятиях, Зина, испугавшись, тут же отпустила его и посмотрела на мать, которая стояла рядом.
     - Мария? Лекарство принеси! - крикнула Зоя Михайловна.
     Мария тут же занесла бутылёк с лекарством и тёплую кипячённую воду, чтобы Андрей мог запить горькую жидкость. Зина выдержать не могла, она убежала на террасу и встав в углу у стены, зарыдала. Мария осталась возле Андрея, ему стало спокойнее и он закрыл глаза. Зоя Михайловна вышла к дочери.
     - Успокойся, родная. Не плачь. Пусть твой брат не видит наших слёз, - обняв дочь за плечи, сказала Зоя Михайловна.
     - Мамочка? Почему ты не позвонила раньше? Почему? Я не хочу, чтобы он умирал, не хочу... нет... ой, мамочки... - содрогаясь от рыдания, говорила Зина, уронив голову на грудь матери.
     - Не рви мне сердце, дочка. Все эти восемь месяцев, мы с Марией не отходим от него. Я стараюсь делать всё, что он просит, по первому его желанию, - сказала Зоя Михайловна, гладя дочь по голове.
     - Я поверить не могу... Андрей, братик мой. Я никуда не уеду, останусь с вами. Утром позвоню мужу и скажу ему, чтобы он сходил ко мне на работу и написал от моего имени заявление на отпуск за свой счёт, - успокаиваясь, сказала Зина.
     - Но я не могу тебе сказать, сколько ему осталось, - хотела возразить Зоя Михайловна.
     - Пусть увольняют, если не согласятся, я не оставлю вас в такие трудные дни. Потом никогда себе этого простить не смогу, - ответила Зина.
     - Ладно, дочка, тебе виднее. Ты с дороги, поешь и ложись спать в комнате Мишутки, - сказала Зоя Михайловна.
     - Кстати, а где Мишутка? Не видно его, - спросила Зина.
     - Он живёт у своего брата, у Виктора. Мария не хочет, чтобы Мишутка видел отца в таком состоянии, - ответила Зоя Михайловна.
     Зина осталась, объяснив мужу все обстоятельства. Так прошёл ещё один месяц. Как-то Мария задержалась на работе, на очередном собрании, Зоя Михайловна сидела рядом с сыном, она старалась приходить с работы пораньше.
     - Мамочка... - тихо позвал Андрей.
     - Я здесь, сынок. Здесь, мой родной, - наклонившись к Андрею, сказала женщина.
     - Я попросить тебя хотел... прости меня за всё. Намучилась ты со мной. Но немного осталось, я чувствую. Знаешь... сама смерть не так страшна, как ожидание её, зная, что она совсем близко, - говорил Андрей, держа мать за руку.
     - Ну что ты, родимый, не говори так. Это ты прости меня, уберечь тебя не смогла, - уже не сдерживая рыданий, сказала Зоя Михайловна.
     - Прошу тебя... не оставляй Марию... пусть живёт здесь... в этом доме, вместе с тобой и... с твоим внуком. И ещё... хочу, чтобы меня похоронили рядом с отцом, - последние слова Андрей произнёс быстро и устало закрыл глаза.
     С работы прибежала Мария, налила тёплый бульон, чтобы накормить мужа. Он ел совсем мало, всего пару ложек, только пить и просил. Каждую ночь, Мария ложилась рядом с Андреем и обняв его, засыпала далеко за полночь. Усталости своей она никому не показывала.
     В ту ночь, Мария проснулась от гробовой тишины...