Музыкальная провинция город Бузулук

Тагора
                Музыканты  обычно  идеализируют и  поэтизируют               
                образ  провинции,где  происходит  какая-то
                своя, тихая,небольшая жизнь с локальными
                проблемами, которая, на первый взгляд, крайне
                отличается от  жизни  двух  российских  столиц –
                почти «как  мечта  и  мачта».
                В.Набоков
               

            Музыкальная  культура  Российской провинции  является малоизученным пластом в отечественном   искусствознании. Находясь вдали от столичных городов и развиваясь самобытно, она нередко являлась Родиной или местожительством выдающихся деятелей, оказывала серьёзное влияние на их творчество. Свидетельством  и  примером тому послужат  факты  и  воспоминания  из  истории развития музыкальных  традиций  тихого  уездного провинциального купеческого города Бузулука XIX в. , занявшего в  XXI в. позиции  нефтяной столицы западного  Оренбуржья, лидера экономики -  муниципального образования город  Бузулук Оренбургской области.
С  нашим «провинциальным городом» связаны судьбы многих выдающихся личностей, внесших значительный вклад  в  отечественную и  мировую  культуру.
          Бузулук  конца  XIX в., начала XX в., его провинциальные  жители  олицетворяют собой нравы своеобразные, таких в столице не водится, да и жизнь здесь была иная: на взгляд неискушенная, захолустная - какой же ей быть  в  заштатном городе?! Печально или нет, но провинциальные нравы и обычаи, уклад жизни в глубинке и сам ее темпоритм были и остаются излюбленной мишенью для иронии. И если присмотреться - есть в ней свой  изыск  провинции, столь традиционный   для  данного  исторического  периода.
        «…Бузулук - маленький такой  купеческий    городок, деревянный  насквозь,  с уникальной  планировкой. Вокруг поместные имения Державина, Карамзина, храмы, расписанные петербургскими мастерами из Академии   художеств, парки… А  рядом - легендарный  Бузулукский  бор, который  охранялся  особым  распоряжением  в царское время  …» - вспоминает  А.Р. Бугаев.
          Истоки музыкальных традиций Бузулука берут своё начало с бытового музицирования, получившего распространение в середине XVIII-го начале XIX-го веков. Семейные праздники, балы, домашние концерты были неотъемлемой частью жизни и быта дворянства и купечества. Семейное музыкальное времяпрепровождение на протяжении  многих лет было чуть ли не единственным развлечением. Отвечая его вкусам, настроению и потребностям, в известных домах Бузулука получили развитие три основных вида домашнего музицирования: инструментальное, вокальное, ансамблевое. Они с годами становились более доступными и демократичными, дав дорогу бальной, театральной, хоровой  и  парковой  музыке.
Из воспоминаний  Е.А.Жемчужниковой: «В  Бузулуке  существовало два клуба: дворянский и всесловный. Оба клуба отражали быт классового различия. Дворянский  клуб занимал дом Киселёва (в настоящее время - здание ГОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж»). По воскресеньям, праздникам, на масленицу в нём устраивали концерты, вечера танцев, на Рождество - ёлку и изредка детские утренники. В мясоед совершали традиционные балы-маскарады….Посещали клуб главным образом - элита города и уезда и, конечно, власть  имущие. Во времена зимних каникул проводили студенческие вечера. На  одном из них пел, выступал Александр Егоров, будущий советский маршал, уроженец нашего города. Он  пел  на бис «Из-за острова, на стрежень»,  «Среди долины ровныя». Вызывали его шумно, аплодировали, благодарили. Иван Колпаков - учитель музыки славился классическим исполнением арий  из  опер,  тенор у него не сильный, но приятный  и очень чистый, гибкий. Учительница О.П.Макарычева выполняла модные в то время задушевные романсы. На рояле играли: преподаватели музыки, госпожа Полидорова, преподаватель реального училища С.К.Франкфурт, А.М.Малиновская, Гувернантка барышень Киселёвых пела романсы на французском языке. Клуб всесловный находился на улице Базарной (ул. Чапаева), потом  на  Почтовой (ул. Октябрьской). Во всесловном клубе проводились вечера, концерты, маскарады, утренники…., его посещали приказчики, ремесленники, торговцы. Весной, летом целой компанией, семьями с гармошками, балалайками, гитарами, мандолинами музыканты составляли музыкальный оркестр, хористы пели. Прогулки были очень интересны, веселились от души, вели себя непринуждённо, естественно, ликовали до самого вечера… По воскресениям и праздникам все охотно посещали городской парк  на берегу Самарки. В парке  играла музыка, в летнем театре выступали артисты. И души потрясал  здесь  бас  молодого  Петра  Шаляпина.» (1891г.).
         Какой же  была музыкальная жизнь нашего города до революции 1917 года?  В  этот  период, в  Бузулуке  как  и  во всей  России, откристаллизовались две музыкальные культуры – крестьянская  и  городская. В городе высоко ценили русские народные мелодии, в деревне крестьяне просили горожан спеть городскую песню "городским" голосом. И звучали трогательные романсовые песни про рябину, колокольчик, ямщика и др..  На  основе  двух культурных  пластов: городского (узкого слоя дворянства  и купечества)  с  его  профессионализмом,  и  крестьянского, с его  универсализмом  развивались  новые  музыкальные традиции Бузулука. Взаимопроникновение этих культур  приводило  к  взаимообогащению  и  развитию  музыкальной  культуры  в  целом.
Как  писал В.Стасов:«… Россия, словно воскресла к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные, музыкальные  и  художественные, возникали во всех концах России, класс интеллигенции повсюду устремлялся со всею горячностью души помочь преодолеть низшим классам общее невежество, глубокую безграмотность».
Важную роль в развитии музыкального образования  Оренбургского края сыграл первый его губернатор И.Неплюев, предложивший ввести в учебный процесс открываемых  в губернии школ – нотное пение. В этот период большое значение  придавалось  пению вообще – как самому демократическому виду искусства, и  хоровому  пению  в  частности.
           В 1911 году была предпринята  попытка открытия  первой музыкальной школы   в г. Бузулуке, но за  отсутствием  средств  в  городской  казне, реализовать в жизнь данное решение не представилось возможным. Лишь в предвоенные годы, в 1936 году, в Бузулуке открывается первая детская музыкальная школа ( в настоящее время МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа г.Бузулука»), открытие которой послужило главным толчком к становлению музыкального образования в г.Бузулуке и развитию   музыкальных   традиций  в ХХ-ХХIв.в. Первым директором бузулукской музыкальной школы был певчий церковного хора З.Решетников, который лично ходил по домам и собирал детей для обучения. Он же организовал хор учащихся. Ведущим инструментом в школе на протяжении многих лет являлось фортепиано. Преподавателем и лидером фортепианного отделения более пятнадцати лет была И.М. Горвиц – выпускница Киевской консерватории (класс профессора В.Пухальского).Опытный музыкант, педагог – она подготовила много ярких специалистов  профессиональных музыкантов: И. Кечкину, И.Семёнова, Н.Попову, М.Мазонову-Закопая. В последующей её  музыкально- педагогической деятельности среди учеников был  О.Лунстрем – известный миру джазовый  дирижёр.  Среди коллег  И.М.Горвиц  в музыкальной школе работали преподаватели  уважаемые  и  известные: В.Вяльбут (фортепиано), В.Давыдов, А.Лейтнер (скрипка), Ю.Селихович (теория музыки и сольфеджио).
          Великая Отечественная Война 1941-1945 г.г. изменила естественное течение мирной жизни. Но, что удивительно, музыкальные  традиции тылового Бузулука и в годы ВОВ продолжали развиваться: создавались новые творческие коллективы, плодотворно работали  преподаватели  музыки, в  клубах при заводах и красных уголках пели патриотические  песни. А.Р.Бугаев вспоминает: « В годы войны, мой отец командовал эскадрильей дальней бомбардировочной авиации в знаменитой бригаде Героя СССР Н.Ф. Папивина…,  погиб в начале войны с честью выполнив  задание в  боевой операции. Моя мама - Надежда Михайловна Бугаева  вместе со мной и сестрой  была эвакуирована  в город Бузулук Оренбургской  области, который  стал  для  меня  и  семьи второй родиной. Н.М.Бугаева была старинного знатного боярского рода, профессиональная  певица. Еще в Киеве солировала в академической капелле "Думка" под руководством Веревки, а в Воронеже, где мы жили  до войны пела в Доме офицеров вместе с  отцом знаменитого  лётчика-космонавта СССР К.П.Феоктистова. С ранних лет  она обучала нас нотной  грамоте. В Бузулуке её  уважали, в  тяжёлые военные годы Надежда Михайловна участвовала в  выступлениях  на  сборных  пунктах  и  пела  в составе   концертных  бригад  перед  заводчанами, которые  неустанно работали  практически  без смен….»
Роль  музыки в период  ВОВ  значительно возросла. Она стала оружием патриотического воспитания  бузулучан, вселяла уверенность  в   победу советского  народа  над  фашизмом.
         После войны культурная жизнь Бузулука  поднялась на новую ступень развития. Оживилась музыкальная  и  театральная жизнь города. Открылись новые студии и кружки. Стало распространяться детское творчество. Народное творчество получило развитие  не  только  в  городских и заводских клубах, но и во многих учебных заведениях. Всё это определило новые значительные перспективы развития музыкальной культуры   послевоенного  Бузулука. Город   увереннее заявляет  о  себе  как  о  центре культуры  Западного Оренбуржья ХХ столетия. В 1967 году в одном из домов 7-го микрорайона начала свои занятия хоровая музыкальная школа. Коллектив  возглавил  К.Л. Мурзакаев. Вскоре школа стала вечерней музыкальной школой. Первыми педагогами были Б.А.Зубов, В.М. Черников, Л.В. Торгашина, Ф.Т. Гуляев. В 1977 году школа получила  статус «Детской музыкальной школы №2», её  директором  был  Е.М.Пискунов.
В этот период, в  многоуровневой системе отечественного образования школа-училище-вуз, среднее звено играло важную определяющую роль и несло основную функцию в процессе подготовки профессиональных специалистов. В 70-е годы культурная хроника Оренбургской области была отмечена важным событием. В 1974 году согласно распоряжению Исполкома областного Совета в Оренбуржье открылось Бузулукское музыкальное  училище. Первоначально  оно  располагалось в помещении  нынешнего  МУ « Бузулуксикй  краеведческий  музей » ( ул.Ленина, 56), но спустя пять лет ему было передано  историческое  здание по улице Чапаева,45, известное бузулучанам, как «Дом купца Киселёва», в котором изначально  и  зарождались музыкальные традиции тихого провинциального купеческого  города Бузулука  и  где  в  апреле 1919г. размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии. Первым директором музыкального училища стал  Б.А.Коротков – умный, энергичный  руководитель, талантливый педагог  и  общественный деятель в деле развития хоровой исполнительской  культуры  в  г.Бузулуке. При нём открылись четыре отделения: хорового дирижирования, фортепиано, народных и духовых инструментов, а также  были созданы творческие  коллективы. Первые годы становления училища  были нелёгкими: не хватало музыкальных инструментов, книг, нот, однако обстановка царила творческая благодаря профессионализму педагогического коллектива в составе которого работали музыканты по призванию и  образованию:  И.Левинсон, супруги С.Б. и С.Н.  Даниловы, Л.Чашина, С.Яшунин, Т.Подгайнова, И.Барловская, С.Погодин, Т.А Вышинская, супруги В.А. и Н.М. Сарычевы  и  другие. После прихода на должность директора Н.В. Синдеева, училище обрело рачительного хозяина. Благодаря незаурядным организаторским способностям ему удаётся создать в училище прекрасную материальную базу. В местной прессе Бузулукское музыкальное училище называют «Центром подготовки кадров для музыкальных школ, коллективов художественной самодеятельности Западного Оренбуржья», «одним из лучших очагов культуры Бузулука». Являясь центром методического объединения Западного Оренбуржья,   музыкальное училище курирует деятельность 17  детских музыкальных  школ, ежегодно организует и проводит  мероприятия для преподавателей ДМШ и ДШИ, мастер-классы, семинары, конференции, педагогические чтения с участием известных преподавателей ведущих ВУЗов страны: преподавателя  Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Римского-Корсакова - В.В.Емельянова; доцента Академии  хорового искусства  Заслуженного артиста РФ - Л.З.Конторовича; доцента Российской академии музыки им.Гнесиных - И.М.Ивановой; Г.А.Вавилова -  Заслуженного деятеля искусств России и Карелии, народного артиста Республики Карелия, профессора Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, композитора; С.Я. Вартанова – кандидата  искусствоведения, профессора  кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова; А.А.Горбачева - заведующего кафедрой струнных народных инструментов РАМ им.Гнесиных, профессора  Тамбовского государственного музыкально-педагогического института искусств им.С.В.Рахманинова; В.А.Романько – народного  артиста, лауреата международных конкурсов, профессора Уральской государственной консерватории им.М.П.Мусоргского; Т.Ш. Поддубной – лауреата  Международных конкурсов, обладателя  премии Золотая Муза и Святая София, профессора  Северно-Нидерландской консерватории; М. Штанге – профессора  Высшей школы музыки в Карлсруэ.
            Многие из бывших выпускников  Бузулукского музыкального училища,  в настоящее время  являются  ведущими  преподавателям, среди них : Н.В.Горькова (Семенова), Л.В.Демьяненко (Журавлева), Е.Ю.Ильина, А.В.Нугуманова (Гуйва),  Д.А.Святкин, Ю.Р.Стрижак (Усманова), Н.А.Шагиева (Салахетдинова),  и другие. Благодаря самоотверженному труду, одухотворенности, творческой инициативе  педагогического состава  музыкального училища ежегодно,  студенты занимают призовые места на зональных, областных, региональных, международных конкурсах.  Первыми  ласточками-победителями (первое и второе места) Международного фестиваля «Надежды. Таланты. Мастера.»  прошедшего в Болгарии, в 2007 году стали: Ярослав Колпаков и Анастасия Климова; Айгуль  Жамбуснова (класс преподавателя Н.В.Кондрашовой). Победу и  первые  места принесли родному училищу:  Андрей Миронов (класс преподавателя В.Ю.Зыкова) на региональном конкурсе исполнителей на духовых инструментах «Фанфары» в г.Магнитогорске; академический хор и вокальный ансамбль (руководитель А.А.Хроновская) на Международном конкурсе «Рождество в России» (г.Екатеринбург).  Своё профессиональное  мастерство  подтверждают   и сами преподаватели  на различного уровня конкурсах и фестивалях, так,  например: В.Ю.Зыков, занявший I место и  дуэт Г.Е.Сокольская - Н.В.Кондрашова, занявший III место на Международном конкурсе «Современное искусство и образование» (г. Москва).
            Роль музыкального училища  в  развитии  музыкальных  традиций  города огромна.
В концертном зале, расписанным А.Р.Бугаевым в стиле лучших концертных залов Европы, проводятся зональные, областные, региональные конкурсы, фестивали:  «Юные дарования Оренбуржья», «Ступени мастерства»,  конкурсы - исполнителей на народных инструментах им.М.Ерисова; юных вокалистов и вокальных ансамблей среди ДМШ и ДШИ "Соловушка"; хоровых  коллективов  «Камертон» и  т.п
В результате многолетней концертно-просветительской деятельности училище зарекомендовало себя в  ХХI в. как  центр музыкальной культуры  Западного Оренбуржья.
Огромный вклад в развитие музыкально-просветительской  концертной деятельности  в разные годы  внесли  такие  педагоги,  как: Е.П. Николюк ,  Е.П. Каманина,  В.И.Смирнов, 
Заслуженный работник культуры РФ - И.В.Покшиванов, Н.В.Кондрашова, Г.Е.Соколь-ская,  М.Н.Плотникова, А.А.Хроновская,  Е.А.Трубина, Н.И.Клименко, Д.И.Тахватуллина,  С.В.Сутормина, И.А.Явкина, Н.Ю.Воробьева и  другие.  Гордостью училища и города Бузулука  являются выпускники, ставшие    ведущими  специалистами  крупнейших учреждений  и  концертных организаций  России  - это Светлана Сергеева (Сизова) - артистка хора Оперного театра Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Татьяна Федорова (Елизарова) - хормейстер Шереметьевского камерного хора, артистка Михайловского театра (г.Санкт-Петербург); Алексей Кивалов – артист оркестра МВД РФ.
За огромные успехи в становлении и развитии Бузулукского музыкального училища, его директору  Н.В.Синдееву  в 2002  году было  присвоено  почётное  звание Заслуженного работника культуры РФ, а  в  ноябре 2009 года  училище обретает новый статус - ГОУ СПО «Бузулукский музыкальный  колледж».
              Сегодня - это стабильно функционирующее учебное  заведение, хорошо известное  за  пределами Оренбургской области, а с недавнего времени - и за рубежом. Многие  его выпускники продолжают обучение в музыкальных ВУЗах Оренбурга, Самары, Уфы, Москвы, Екатеринбурга, Нижнего  Новгорода . Достойным   продолжателем  вековых  музыкальных  традиций  г.Бузулука  в  веке ХХI–ом  бузулучане называют  Ярослава  Колпакова  - выпускника  училища по  классу фортепиано (преподаватель Н.В.Кондрашова) - музыканта с   потомственными  музыкальными  бузулукскими  корнями   семьи  Колпаковых ,  являющегося студентом Северо-Нидерландской Принц Клаус  консерватории  г.Гронинген  ( Голландия). Ярослав Колпаков -  Лауреат  международных  конкурсов, в  мае 2010г.,  в Стокгольме,  Ярослав  одержал  блестящую победу в Международном конкурсе пианистов, заняв  по двум номинациям -  два первых места!
              Музыка  и  песня  являются  неотъемлемыми   спутниками  бузулучан  во все времена. И в  горе, и в радости они поддерживают, вдохновляют и вселяют веру  в  людей.
             Неиссякаемым  источником  вдохновения   было и  остается музыкальное творчес-тво народа. Яркий  вклад  в  создание  и развитие  песенного  творчества   в современном периоде, внесли  бузулукские  самодеятельные    авторы  и  композиторы - Заслуженный работник культуры РФ - В.И.Старших, А.Катаев, А.Петров,  О.Еремеев, Т.Городецкая; профессиональные музыканты  и композиторы  - Е.П. Николюк , В.И.Колпаков.                В 2006 году  был  записан  диск  «Бузулуку - 270 лет»  с авторскими песнями Андрея Петрова, который  радует  бузулучан  и  гостей города своими  незабываемыми  мелодиями. Песни  А.Петрова, В.Колпакова, В.Старших, О. Еремеева, Т.Городецкой, посвящённые г.Бузулуку и бузулучанам    достойно звучат на различных мероприятиях  , являясь визитной карточкой  г.Бузулука  во всех  уголках  России!
          Особый  вклад  в  развитие  музыкальной культуры  Бузулука  внес  А.Р.Бугаев -личность  яркая  и  многогранная .  К  авторству, композиторской деятельности известного архитектора, художника,  преподавателя   Рижской  бизнес–школы, поэта  и  музыканта – Александра  Бугаева с уважением относится доцент Латвийской музыкальной академии Виталий Раздоров, который в своих воспоминаниях  пишет: "В повседневной суете редчайший случай встретить человека, который, помимо своей основной работы, успешно занимается  музыкой. У Александра Бугаева  природное  дарование -  создавать яркие, запоминающиеся  мелодии… «Марш»  А. Бугаева изначально  созданный  для  кавалерий-ского  эскорта  президента  России, унаследовал   и  исполняет  латвийский  оркестр. А.Бугаев   активно сотрудничал  с  радиостанциями, старейшим народным хором Латвии "Кривичи", известными  музыкантами: В.Раздоровым, Л. Мальковой, С.Воробьёвой, Ю.Спигиным, Г.Шпарлингом, маэстро И.Бочарниковым. А.Р.Бугаевым созданы:  инструментальные  пьесы  - марши, вальсы, рондо, а  также  множество  детских  песен  и песни,  посвящённые  городу  Бузулуку! "
             Верится, что профессиональное  и  самодеятельное музыкальное творчество бузулучан убедительно  способствует     росту   богатейшей   музыкальной  культуры г. Бузулука   в  ХХI  веке и влияет не только на дальнейшее развитие музыкальных традиций  города, но и на его духовное состояние.                (Материал подготовлен Татьяной Городецкой в 2012 году)