Письмо номер семнадцать по Бартини

Доба Каминская
В середине тридцатых годов в Советском Союзе развернулись работы по созданию двухмоторных пассажирских самолетов, рассчитанных на перевозку 10- 12 человек. Проектирование такого самолета началось в мае месяце 1936- го года - по заданию Петра Васильевича Дементьева, будущего министра авиационной промышленности, который в то время был одним из руководителей НИИ ГВФ ( гражданского воздушногоьфлота ). Тогда одним из самых главных требований к самолётам подобного рода было достижение максимальной скорости полёта. Имевшиеся тогда самолеты подобного назначения имели максимальную скорость до 320 км/ час. Уже в июле этого года был готов эскизный проект машины, который создавался Под руководством Р Бартини.
Этот самолёт получил название « Сталь- 7 «.  При разработке своего проекта Роберт Людвигович , помимо достижения высоких лётных показателей самолета, стремился к обеспечению максимального комфорта для пассажиров.
Однако руководители гражданской авиации ставили на первое место не комфорт пассажиров, а скоростные характеристики. Поэтому предусмотренную Бартини высоту салона- 1, 8 метра значительно  уменьшили- до 1, 55 метра.
При такой высоте пассажиры даже среднего роста могли передвигаться по салону только лишь в полусогнутом положении. Лозунг « Выше всех, дальше всех и быстрее всех» вынуждал авиационных конструкторов подчиняться этим политическим требованиям в ущерб качеству создаваемых ими машин..
Вначале СТАЛЬ- 7 проектировался как двенадцатиместный гражданский пассажирский самолёт. Однако, через некоторое время, и  было принято решение создать самолёт СТАЛЬ- 7 двойного назначения-  не только гражданского, но и военного. При этом в конструкции учитывался вариант бомбардировщика. Как и во всех предыдущих проектах, разрабатываемых Бартини, в пректе СТАЛЬ- 7 использовались многие принципиально новые, оригинальные технические  решения. Ещё в тридцатые годы  Бартини исследовал в аэродинамической трубе Военно- воздушной академии имени Н Е Жуковского влияние ряда конструктивных факторов на аэродинамические характеристики самолетов. Одним из результатов проведённых исследований стала оригинальная схема самолета с низкорасположенным крылом в виде « Обратной чайки». К сожалению, необходимо отметить, что создание самолета СТАЛЬ- 7 подвигалось медленно.  При последующем аресте Бартини, как врага народа, помимо  предъявленных ему абсурдных обвинений, имелось и единственное правдивое обвинение- срыв всех сроков работы на всех этапах по созданию СТАЛЬ- 7.  Чекисты представили  это обвинение, как злостный саботаж, как злонамеренное вредительство.   Бартини,  на самом деле, относился к проектированию этого самолета весьма нерадиво.  Но это было обусловленно особенностями человеческой натуры авиаконструктора. Ещё до завершения текущего проекта его вдруг завораживала, непреодолимо привлекала какая- то новая идея. Поэтому он часто начинал выполнять сразу много дел. В связи с этим и срывались намеченные сроки, не выполнялись планы работ.  Именно так и произошло с  проектом самолета СТАЛЬ- 7, который продвигался весьма неравномерно, с постоянным срывом намеченных планов. Ведь были дни, недели и даже целые месяцы, когда Бартини переставал вообще работать над данным поектом.  Такимо образом, Но в декабре 1934-го года самолёт СТАЛЬ-7 наконец - то, значительно позже предусмотренных планов, выкатили из сборочного цеха. Однако первый полёт смог состояться только ещё значительно позже- в сентябре 1936- го года.  Первый полёт выполнил лётчик Э И Шварц.  Затем машину облетали другие  летчики- испытатели НИИ ВВС - И Ф Петров, П. М  Стефановский и А Б Юмашев. В трёх полетах, с целью поверки управляемости машины, на стадии лётных испытаний совместно с  пилотами облёта, принял участие и сам Бартини. После этих совместных испытаний Роберт Людвигович рассказывал : « В этих полетах я ещё раз убедился в том, как талантлив пилот Юмашев и что значит, когда испытуемый самолёт попадает при испытании к таким летчикам. Самолт СТАЛЬ- 7 он предварительно, до испытаний, не изучал, также=как раннее и СТАЛЬ-6.  Заняв командирское кресло, он только лишь спросил о том, где расположены необходимые для управления самолетом рукоятки и кнопки.  Юмашев вначале полностью выполнил полученное задание, но затем вдруг начал выполнять незапланированные опасные витражи. Все стали сразу- же на него кричать . При этом левый вираж он выполнял с выключенным левым мотором, а правой вираж- с правым.  Но ведь при полёте с одним выключенном мотором, если бы машина свалилась в штопор, ее было бы нечем поддержать, выравнять. Но в ответ на наши возмущённые вопли Юмашев лишь усмехался, будто сидел у себя дома, как говорится, у печки.
Весной 1937 года, совместно с НИИ ГВФ, начались заводские испытания. Проводил их летчики В А. Матвеев и Н П Шабанов. Самолёт показал прекрасные для своего времени лётные характеристики по дальности и скорости полёта в беспосадочном перелёте по маршруту Москва- Свердловск - Севастополь-
Москва длиной 5068 км. Пи этом, средняя скорость составляла 405 км/ час. По общему мнению летчиков- испытателей СТАЛЬ-7 отличалась хорошей управляемостью  и устойчивостью, имела хорошие взлетно- посадочные хапрактеристики и могла летать на одном моторе. По расчетным данным самолёт должен был иметь исключительные по тем временам лётные данные: максимальную скорость 450 км/ час и огромную дальность полёта- 5 тысяч километров. С табличкой, в которой были указаны эти эти характеристики, модель самолета была представлена на Парижской авиационной выставке осенью 1936- го года. Но оказалось, что требуемую максимальную скорость удалось получить без труда сравнительно быстро, но требуемую дальность  полёта подтвердить не удалось. Поэтому в течение всего 1937- го года продолжалась работа по доведению машины до требуемых характеристик. Заводские испытания затянулись до февраля 1938- го года, но они не были завершены. Дело в том, что к этому времени Бартини уже почти месяц находился в заключении. Но вот наступило время установления рекорда:  в конце августа 1939- го года с бетонной дорожки подмосковского аэродрома стартовал самолёт СТАЛЬ- 7. Предстояло установить мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте длиной 5 тысят кимлометров. И это рекорд был умтановлен! Установлению рекорда предшествовала громаднейшая подготовительная работа. Вначале, 28-го августа 1938-го года был был выполнен испытательный полет по маршруту Москва- Симферополь- Москва. Была достигнута средняя скорость 310 км/ час. Следующий дальний испытательный полет был проведён 6-го октября этого же года по маршруту Москва- Батуми- Одесса- Москва. Достигнутая средняя скорость составляла 350 км/ час. Достижение значительное, но на мировой рекорд оно не тянуло, поскольку ранее Франция установила мировой рекорд скорости 400,81 км/час. Но СССР не желал отставать и предложил свой маршрут скоростного полнта на самолете СТАЛЬ-7. Планировалось вылететь из Москвы в восточном направлении с четырьмя указанными промежуточными посадками и облететь планету менее чем за 90 часов, что обеасечило бы достижение мирового рекорда скорости. Полёт был запланирован на 1939 год. Но международная обстановка заставила отказаться от этого плана. Доработка машины завершилась лишь летом 1939-го года. 28-го августа 1939года самолёт отправился в рекордный беспосадочный перелёт МоскваСевастополь- М Брусчнское ( район города Свердловска )- Севастополь- Москва. Было пройдено расстояние 5068 километров  оо средней скоростью 404,96 км/ час. Этим достижением был превышен ранее установленныый рекорд скорости. Экипаж самолета торжественно встретили в Москве. Однако РОберт Людвигович вето время “ отматывал » свои десять лет заключения, как шпион и враг народа.