5 Сбросить шкуру легко, авлезть в старую трудно

Вера Ольгина
5.  «Сбросить  шкуру  легко, а влезть в старую  шкуру  трудно!   Перед 
      
           Перед Государственным  Советом РФ  выступил с докладом В.Ф.
       Кривошеев ; руководитель Московского центра СПО,  член.  Корр. РАО, 
       доктор  наук,  профессор ; « Проблемы роста качества среднего 
       профессионального образования в условиях  модернизации
       образовательного  процесса». В своем  докладе он   отметил , что
       «Понятие  качества  образования с трудом  поддается  определению».
      
            Качество  образования    до  сих  пор  нерешенная  задача   даже 
       для     члена-корреспондента  РАО,     но,  видимо,  нашему 
       руководству  это    пока   еще  неизвестно.
 
             Поэтому  на  первом  педагогическом  совете    «стрелочник»,
       понизивший эту  неопределенность в прошлом учебном году,  был 
       определен  ошибочно ,  но  «мальчик  для  избиения»  выбран    и  в 
       него  полетели  камни  безгрешного  аппарата  администрации.
 
            И что  удивительно,  для  преподавателей  это  не  стало   чем-то 
        новым.    После отмены   директором   « Дня учителя»  и празднования 
        Нового  года  в прошлом году   это почти ожидаемо.

   
             И арена нашего колледжа  оживилась перестуком копыт и щелканьем 
        хлыста    нового   учебного  года.   
        Забегали  со  списками  и  какими-то  бумажками  новые  классные 
        руководители,  возобновилось  дежурство  групп,  постепенно 
        просыпаются  опаздывающие. Их    по- прежнему  встречают дежурные 
        администраторы ,  олицетворяющие и  поддерживающие  дисциплинарные 
        устои   колледжа.
   
            Надели  белые  халаты  абитуриенты,  открылась  столовая. 
        Перестала  работать  система  звонков,  поэтому  постоянно  включена 
        радиосеть,  которая  не  отключается и во время  занятий,  постоянно 
        щелкает,  но  охранникам,  отвечающим  за  новую  форму  оповещения, 
        это  неизвестно.
      
            Интересно,  как  среагируют  все,  если услышат  знакомые сигналы
        радиосети при экстремальных  ситуациях?

             Но  об  этом  никто  не задумывается,  даже  преподаватель  ОБЖ
        и психолог.
   
             Наверно  каждый  плавает в своем  аквариуме и реагирует  только
        на корм,  а  из-за  мутности  воды  окружающий  мир  им  неизвестен. 
        Вообще  все обычно,  как  всегда.
 
             Администрация  начала менять  свои  наряды,   четко, по
        Станиславскому,   входя   в свое  рабочее  состояние,   ;    она 
        озабочена,  раздражена   и  бесконечно  занята.
        Бухгалтерия  и ХОЗУ  забегали с чайниками и чашками.
        Уборщица  заскользила  в  вечном  движении  с тряпкой  среди  пыльных 
        цветов  первого  этажа.
   
             В  кабинете  методиста  царил  обычный  беспорядок на  столах, 
        как  проверенный  старый   декор  сверх  занятости.
   
            Открыв  дверь,  я  встретилась  с  обычной  маской 
        пренебрежения,  озабоченности  и  полного  неприятия. Пахло  свежим 
        огурцом и котлетами.   Была  большая  перемена.
        За  одним  столом, сидела   бывшая  методист, а сегодня  помощница
        нового,  и   что-то  пережевывая с полным  ртом,  устремила  на меня 
        свои  удивленные  кукольные  глаза.    
         
             Если бы рот  был  свободен,  то  она  повела бы себя  как  баба,
        отстаивающая  очередь.  Что очень  красиво  ей  было 
        продемонстрировано  во  время  диспансеризации  в колледже.    Тогда 
        она  своим  крупом  отодвинула  ряд  преподавателей  и уступила 
        место  бухгалтерии.
      
            Да,  смачно бы  сейчас  прозвучало: «Мол, чо  надо!».
        Неужели  не  понятно,  столько  работы,  а  тут  опять  эта  старая,
        хромая лошадь,  да  еще  с инновациями.
            Идите,  Вы  все,    на  манеж !  И  вообще  большая  перемена,
        дайте  отдохнуть  и  поесть,
      
             Так  повторялось  несколько  раз.
   
             Далее,  поймав  в коридоре  методиста,  я  только  успела 
        сказать, что  хотела бы   Вам  показать   методическую   разработку 
        открытого  урока,  который  хочу  провести  в группе  нового  набора 
        на  второй неделе  занятий. Это  новые  формы  для  дисциплины
        анатомия , контекстное  обучение  и…
   
             Методист   вяло   кивнула  головой  и  устремилась в свой 
        редут, дверь в который постепенно  начала  закрываться  передо мной.
   
             Какой  монолог  звучал в  моей  душе,  пока я шла  в свою 
        аудиторию,     мог   бы  понять  артист  М. Ульянов,  который 
        аналогичный  монолог  произнес  в  фильме  « Председатель».
   
             Открытый  урок  состоялся.
        Я  никогда  не  репетирую  открытые  уроки,  студентов , конечно 
        озадачила  темой  занятия,  формами  проведения,  посоветовала 
        систему  подготовки.
   
             Группа  нового  набора  очень  переживала  за  меня   и  за 
        себя.  Но  как  они  вписались  в  работу! Занятие    представляло 
        каскад  разных  форм  деловых  игр  по  теме  « Клетка  ; структурная 
        единица  живого  организма» с использованием активных методов
        обучения - дискуссий,     упражнений ;  энергизаторов, кооперативного   
        обучения, мини-лекции, перекрестного опроса.
   
            Предлагаемые материалы могут быть использованы для проверки
        остаточных знаний, для промежуточного и итогового контроля, как
        коллоквиум или зачет. В методичке   даны  несколько  вариантов.
 
            Психолого-педагогической  особенностью  занятия является его 
        проведение в самые   первые  дни  обучения  в  колледже.
 
            Коллектив  группы  еще  недостаточно  знаком  друг с другом и его
        первое соприкосновение  с  необычной  формой обучения  ;  деловой 
        игрой способствует созданию в группе  творческой, товарищеской
        обстановки.
      
             Это  занятие  является  новым  этапом  сензитивного  периода
        приобщения  вчерашнего  школьника к  культуре  формирования
        мировоззрения его  будущей профессиональной деятельности.   
      
             Использование контекстного обучения и квазипрофессиональной 
        деятельности будущих  медиков, позволяет  сократить  период 
        адаптации  к требованиям  профессии и к новому  для них  социальному
        окружению, методам обучения, способствует формированию
        профессионального  мышления.
      
             Извиняюсь  за  справку,  но  это  крик  в пустыне безразличия  ,      
        который  мешает администрации  бороться  за  качество  учебного 
        процесса,  строго  контролируя  и  организуя  работу  педагогов.   
 
             На  занятие  пришла  заведующая  отделом по воспитательной  и
        социально-психологической  работе,  которая  поддержала  меня  и 
        группу,  а  затем  ушла,  но  я  очень  благодарна.  Нам  с  группой 
        это  придало  уверенности  в себе.   Все  очень  переживали.
   
             Пришла  и   воссела   заведующая  отделом планирования  и
        управления  учебным  процессом,  скажем  И.М.,  которая  далека  от 
        анатомии и  физиологии  как  я от  полета на Марс,  но она приближена 
        к  аппарату  администрации.
        Она  тупо  сидела,   разглядывая  манекены,  планшеты,  студентов и
        меня.   Тема  занятия,  да  и  вообще то,  о чем   говорилось.  ей 
        было  все равно,  главное  это  ее  визит  и  его  ценность  ;
        присутствие.
 
             Позже  забежала,  что-то  пожевывая,  методист. Она  села  за 
        стол  с  компьютером,  на  котором  была  открыта  методическая 
        разработка. 
      
            Я  предложила  ознакомиться  с  материалом  занятия. Она  щелкала 
        мышкой.  Лицо  ничего не  выражало,  она  что-то дожевывала.
   
             И  тут я вспомнила, что на протяжении  всех лет  ее работы в
        колледже,  она  была  недовольна моими конференциями, методичками,
        уроками и  многочисленными  идеями.  Очень  знакомая  тактика  и 
        стратегия. 
    
             Студенты  были  в  ударе.  Выступления  были  грамотными,
        эмоциональными. Все  выступающие  говорили  с  аудиторной  трибуны, а
        это  удается не всем даже на старших  курсах..
 
            Четверо  студентов  явно  боялись  выступления  и  отсиживались. 
        Две  студентки,  что-то активно,  но  тихо   спорили  по 
        предстоящему  выступлению.
        Закончилась  первая  пара  урока.  Студенты  вышли  на перемену, 
        обсуждая и  споря.
   
            Ко  мне  приблизилась  И.М.  и  выказала  свое  недовольство, что 
        во время  занятия  я пила  кофе.
        Я  пыталась ей  объяснить, что  не  пила,  а  делала  глотки,  потому
        что  пересыхает  горло.
        Она  выслушала  меня  и  сказала: «  Что если  пересыхает горло, то 
        пейте  на  перемене.»
    
             Своим  замечанием  она  была очень  горда. Да  и  что  она 
        могла  сказать,  человек  далекий  от  медицины, биологии,  от 
        людей,  но  верный  сторожевой  аппарата.
 
            Методист,  проглотив  жвачку,  отметила  отсутствие  вступления 
        к  занятию (  на  котором  ее  не  было).  Вторая  фраза  была:  « 
        Методичка  сырая,  очень  сырая!». 
      
              На  вопрос: «Когда  ее  можно  вместе  осушить?»  она  встала , 
        озадаченная  рабочим  днем  ушла и на  вторую  пару  не  осталась. 
        Но успела  сказать, что  не  все  были  активны,  а двое 
        разговаривали.
    
             Прошло  две  недели,  но  мы  не  встретились больше  с  ней.
        А  свою  участь  работать  с преподавателями  она  передала  новой 
        помощнице  Е.С.
 
             Методист  ушла  в  кипящие  волны своего  декорированного 
        кабинета, сбросив  свои  обязанности       легко,  как  уползают 
        змеи,  сбросив  старую  кожу.    
      
             Я вспомнила   любимого Киплинга.   Старый     змей Ка-а  сказал:
        «Сбросить  шкуру  легко, а влезть в старую  шкуру  трудно!». 
        Он  был  прав.  В  новом   времени   надо  быть  современником.
             Только  жаль, что змея   старую   шкуру   сбрасывает,  а  яд 
        остается.
      
            Когда  же  наше  общество  избавиться от  этих  оборотней,
        расточающих свой яд на  молодые  ростки  21 века.
 
             Образование  и  медицина  постепенно  поглощаются  тварями 
        серпентариев.
 
             Страна,  кто  будет  учить  твоих детей и  будут ли  они вообще 
        учиться?!
 
             Родители, не  успокаивайтесь, сменив  соску на  гаджеты, а
        общение с детьми на « Дом 2, « Кривое зеркало»,политические и
        медицинские  шоу  и  прочее.
   
             С Вами  рядом  будущее  вашей семьи  и  Родины!
   
             Не  пытайтесь  натянуть  сброшенные  шкуры  ошибок  прошлого  и 
        преступлений  настоящего!  Они Вам не к лицу.



                2013 год                Вера  Ольгина