Истории в глазах 1 история

Галина Фомаиди
Здравствуй, человек! Да, именно ты, что стоит сейчас в очереди, задумчиво пересыпая монеты из ладони в ладонь. Что в твоей голове? Что в глазах? Позволь мне заглянуть, разреши прочитать твою историю...
Поднял голову, отрешенно озирается по сторонам. Только миг жизни успеваю выхватить из его глубин.
  - Бабушка! А почему это озеро Завидным называется? - прыгает малыш по помосту возле пожилой женщины, полощущей бельё. Молчит она задумчиво. Разбегаются волны от широких ритмичных махов. Ослепительно светит солнце, пахуче нагревая непокрытую макушку.
  - Ну, ба...- нетерпеливо тянет мальчока.
  Наконец, оттолкнулась женщина свободной рукой от края, встала на колени, перехватила выполощенную вещь поперек, скрутила в тугой жгут, отжимая озерную воду. Улыбается чему-то своему, в глазах блики, как от солнца на глади воды. Обернулась, кинула тряпку в плетеную, потертую корзину.
  - Слыхала я от бабки своей такую историю:
  Жил на этом месте вольный люд. Всего им хватало - и зверя в лесу, и зерна с полей, и рыбы из озера. Далеко до других деревень. И то хорошо - ни оброку платить не нужно, ни на барина спину гнуть. Да только не долго счастье их вольное длилось,- вздохнула женщина, сжалось в груди, защикотала нежданная слеза. Старость - она жалостливая. Промокнула уголком передника глаза, продолжила:
  - Занесла барина нелёгкая, когда на охоте был. Вылетел на своем коне прямо на деревню эту. Загорелись алчно глаза - столько добра, да не его всё! И об охоте забыл! Подъехал к мужику, что сено косил в стороне.
  - Это, что, - говорит,- за деревня?
  - Да без названия деревня-то...- почесывая затылок молвил мужик тот, опустив косу.
  - Это как же без названия? На чьей земле значитесь? - ерзает от нетерпения барин в седле. Прикидывает, как к своим угодьям присоеденить, кому челобитную писать.
  - Так вот, без названия. Наша она, на нашей земле. Отцы и деды на ней жили, - пожал плечами мужик.
  - А бумага есть? - уже то ладони потирает, то брюхо свое откормленное почесывает барин.
  - Какая такая бумага? - оторопел мужик. Никто раньше не спрашивал такого, не заходили чужаки на эту землю.
  - Ну так моя земля-то! Десятину с вас всего дохода брать буду! - совсем осмелел барин. Пот на лбу крупными каплями от удовольствия сверкает, раскраснелся весь. Говорит: - Приеду на неделе с обозами. Чтоб всё собрали мне!
  Стегнул плеткой мужика вдоль спины, для острастки. Да на солнце взглянув, поскокал восвояси.
Собрались жители деревни. Гудят споры - не было такого, чтоб хозяином кто их назывался! С чего ради должны они, своими руками добытое, отдавать кому-то?
Прошло время. Катит по полю бездорожному обоз барский. На кочках подпрыгивает, колеса бьёт. Только встретила деревня их ни оброком подготовленным, а рогатинами, да топорами. Разбили телеги, приехавших помяли хорошо. Барина в озеро это и загнали. Сгинул в нем. Не долго радовались только... Вскоре за этим обозом другие пришли. С другим барином. Подчинили вольную деревню. На завидный кусок всегда хозяин найдется... Вот и назвали озеро Завидное с тех пор. Даже среди баринов за него споры были. Народу, конечно, больше всего доставалось...
Сидит притихший мальчишка на краю помоста, ноги в воду опустил. Смотрит женщина в даль точно таким же взглядом, что ты в очереди... Твоими глазами смотрит...  Видно, много похожих историй хранит душа, да купил уже булку хлеба, пропал в толчее улиц... Не увижу большего...