1. Чёрные времена для фальшивомонетничества

Антон Путятин
«Деньги - помет дьявола!»
Г. Маркес



Немного истории денег

Рассуждая о «вечном», хочу напомнить, что деньги настолько прочно обосновались в нашей повседневной жизни и въелись в наш быт, что мы не видим в них ничего необычного. Между тем, возьмусь утверждать, что это изобретение одно из самых значительных в истории человечества (простите за банальность). Не смотря на то, что деньги (сами по себе) не являются предметами необходимыми непосредственно для жизни, они служат для оценки стоимости окружающих вещей и разнообразных жизненных благ.

За красивую жизнь человечество всегда было готово на многое (лишь бы не работать). Вполне естественно, что в процессе поиска «халявы» (благ без приложения усилий), не желающим трудиться утонченным тунеядцам пришла в голову гениальная идея получать вожделенные «деньги» не зарабатывая их, а путем их имитации.

Берусь утверждать, что вскоре после данного открытия, на земле занимались фальшивомонетничеством все, кто мог себе позволить такую роскошь технически, материально и не боялся пострадать при этом физически. Ни о каких бы то ни было моральных мучениях или сомнениях речь, конечно же, не шла. Возможно, это было из-за первобытного невежества (о существовании совести тунеядцы тогда еще не подозревали), но, скорее всего, люди хотели не просто выжить, а жизнь комфортно, без непосильного изматывающего труда, а достигать этого (возможно всегда) было этично любыми способами. Измотанное невежеством внутреннее чутьё не давало вариантов стать богатым, независимым и облечённым властью легче и быстрее, чем изготавливая фальшивые деньги, тем более, что при этом нет необходимости убивать себе подобных, а значит рисковать собственной жизнью и драгоценным здоровьем.
Великий немецкий философ Ницше считал, что обезьяна слишком добродушное животное, что бы от неё мог произойти человек. Вполне возможно. По крайней мере, как только дело касается денег, многие люди заметно преображаются не только снаружи, но и внутри. Для увеличения капитала большинство людей готово пройти огонь, воду и медные трубы. История знает множество примеров, когда для обогащения наши предки шли даже на залог своей души дьяволу (сегодня спрос на эту услугу значительно превысил предложение). Архивы «Святейшей инквизиции» сохранили полный текст договора с «князем тьмы», составленного в 1676 году неким итальянским аристократом.

Этот документ, законность которого скреплена подписью нотариуса, состоит из 28 обстоятельных пунктов, защищающих права сторон и составленных в форме обращения к дьяволу. Один из них гласит: «Если мне понадобится большая сумма денег, - когда бы это ни произошло и для какой бы цели это ни было, - ты обязан доставить мне клад из потайного места или из-под земли. И где бы он ни был спрятан или зарыт, я за ним пойду, а ты сам должен вручить его мне...». Вот так, практически на равных, общались наши предки с дьяволом, а все из-за них - денег.
Наши дети с детства впитывают и обсасывают в своих снах мысли о легких материальных благах. Они воспитаны на щуке из сказки про Емелю дурака, золотой рыбке или, на худой конец, бестолковом, но исполнительном джине из бутылки. Только возмужав, детишки понимают, что мечта человечества - ничего не делать, но жить хорошо, увы... осуществима только при наличии денег. Причем чем их больше, тем лучше... Сегодня даже старая отечественная поговорка - «здоровье не купишь», трансформировалась в - «купить можно всё, но пока не на что». Однако сами деньги, какими мы их видим сегодня, появились не сразу, им предшествовал ужасно-первобытный отрезок времени, когда только труд мог повысить личное благосостояние.

Увы, потерпите немного махровой этнографии... Монеты это конечно деньги, но не всякие деньги - монеты. Попытаюсь коротко напомнить о примитивных видах денег и причинах побудивших предков остановить свой выбор именно на монете. Им (нашим предкам, уставшим от меновой торговли) необходимо было найти нечто общее, объединяющее огромное разнообразие товаров качественно, но в то же время разделяющее их количественно. Кстати тому, кто перечитал предыдущую строчку повторно можно смело пропустить следующий абзац и продолжить чтение ниже.
Этим общим, вероятно, являлся человеческий труд, как известно превративший нас в существ разумных (весьма спорное утверждение господина Дарвина). Фальшивомонетничество тогда было невозможно. Практически все без исключения товары-деньги, различались лишь объемом физической и умственной энергии, затраченной на их изготовление. В примитиве так - если один предмет обменивается на два других, значит, на его производство потребовалось в два раза больше усилий и значит он в два раза дороже. Не обходилось, конечно, без смешных ситуаций. Это может (на современный взгляд) показаться невероятным, но у одного арабского племени серебро ценилось в два раза дороже золота, а железо и вовсе в десять раз дороже золота. Описавший данный казус Страбон (64 - 63гг. до. н.э. - 23 - 24гг. н.э.), древнегреческий географ и историк, не был удивлен, так как золото в той местности встречалось в самородном виде, свободном от посторонних примесей, а вот серебро добывалось тяжелым рудокопным трудом. Для получения железа, требовались ещё более трудоемкие работы к тому же с применением технических средств. Учитывая, что золото и серебро свободно валялось не во всех местах нашей необъятной земли-матушки, вполне понятно, что у разных народов в тот или иной период в качестве денег употреблялись самые различные товары. Главным было, чтобы они имели общепризнанную в конкретной местности ценность.
В странах средневековой Европы отдельные налоги платились перцем, который был на вес золота. В XII - XIII веке перцем брались таможенные пошлины с транзитных товаров, провозимых через Новгород. Об абиссинской соли писал Ломоносов, - которая там вместо денег употребляется, так что за три или пять брусков, сделанных наподобие кирпича, холопа купить можно.

Без сомнения известный каждому школьнику Абу Хамид ал-Гарнати (мы еще к нему вернемся) отмечал поразивший его факт использования русами вместо денег негодных беличьих шкурок. «Слово о полку Игореве» как бы повторяет это сообщение араба: «... поганые сами, с победами нарыскивая на землю Русскую, брали дань по белке со двора». В 1580 году Оршанский староста Филон Кмит соглашается освободить из плена сына боярского Гаврилку Одоевцова за «двесте пятдесят рублев денег и сорок куниц, лису чорную и два бобра чорных».
 
Этнография знает примеры весьма примитивного обмена, подчас доведенного до абсурда. Многие племена наших предков были даже не в курсе, на что же собственно они меняют свой товар. В условленное место они приносили свой товар, предназначенный для обмена. В отсутствие продавцов приходили покупатели с другого племени, оставляли свои товары и забирали товары оставленные для них. Через годы, а возможно века определялся товар, наиболее ходовой, привлекательный для обеих сторон, который и становился эквивалентом в данной местности. Частенько эквивалентом становились совсем уж оригинальные товары. Например, рыба в Исландии, смесь листьев чайного куста и диких растений, или пропитанная телячьей кровью чушка и спрессованная в кирпич, весом до полутора килограммов в Монголии вплоть, кстати, до XX века. Куски нефрита, предметы домашнего обихода (ключи, мотыги, лопаты, ножи и т.д.) - Китай, жемчуг - Индия, коровьи черепа - остров Борнео, китовые зубы и тканные мужские пояса - Каролинские острова. В Меланезии связки собачьих зубов, поросячьих хвостиков, а так же связки раковин и стеклянных бус.

На острове Яп (Каролинские острова) в Тихом океане в ходу деньги («феи») сделанные из редкого камня - арагонита, месторождение которого находится на остове Пулау (300 миль от Япа). Неизменность их ценности гарантируется трудностью производства и сложностью транспортировки на остров. Местные жители хранят феи перед своими домами, не опасаясь грабителей, ибо эти каменные деньги, похожие на гигантское колесо старинной повозки, имеют размеры от 0,3 до 3,6 метров с весом до 1 тонны! От владельца к владельцу деньги «переходят» вместе с участком земли, где они хранятся. Плюсы - «выбросить на ветер» такие деньги сложно, но плюс плавно переходит в минус - на рынок с такой монеткой не сходишь.
Очень оригинально решена подобная проблема на Соломоновых островах, где до XX века роль денег играли человеческие черепа. Уверен, что проблемы неплатежей у них нет. До сих пор, вместе с черепами, в ранг платежного средства там возведен картофель (возможно, он важен в качестве гарнира). Картошка на Соломоновых островах не растет и ввозится из далеких стран, поэтому, к примеру, визит врача стоит одну картофелину. Но чаще местные деньги не выдерживают проверки временем. Так домонетная форма денег североамериканских индейцев - вампумы (вышивка небольшими цилиндриками, изготовленными из раковин, на полосках оленьей кожи или связка в виде бус) с появлением «бледнолицых» быстро исчезла из обращения. Причина - фальшивые вампумы, которые быстро научились делать в европейских мастерских.

Американский этнограф Кэл Мюллер в 1950-х годах писал о племени другом племени - Намба (Новые Гебриды), что они превосходно знакомы с франками и долларами, но признают лишь одну валюту - свинью с большими загнутыми клыками. Поросятам специально выбивают верхние резцы, и тогда нижние клыки вырастают большими и загнутыми. Вероятно, с фальшивыми долларами и франками местные аборигены сталкивались, поэтому за все, что в жизни важно платят исключительно свиньями. Наверняка проблемы с подделкой платежных средств, как и воров карманников в племени нет.

Кстати, скот, как товаро-деньги и мерило богатства был в России, в Европе, Индии, Китае, Америке и т.д. Например, у американских индейцев лошадь играла роль крупного денежного номинала. О том, что основной денежной единицей Греции являлся вол (бык), свидетельствуют «избитые» всеми нумизматическими трудами строки Гомера из «Одиссеи» про Евриклею (дочь Опса) купленную за 20 быков.
Отзвуки периода господства «мычащих денег» сохранили многие языки. В латыни имеется несколько производных от слова «pecus» (скот) - «pecunia» (имущество, состояние, деньги, монета), «pecuniosus» (богатый, состоятельный человек). Даже слова капитал и капиталист происходят от латинского «caput» - голова скота и в буквальном переводе означают скот, обладатель скота. Конечно скот, или перец с жемчугом не могли в полной мере удовлетворить все запросы рыночного обращения. Эти вид денег был или неудобен для дальних транспортировок, или требовал затрат на свое содержание. Он не пользовался требуемым спросом во всех местах, не был непригоден для мелких, наиболее частых торговых сделок.

Маразм натурального обмена подтверждает и Верни Ловетт Камерон, в описаниях своего путешествия по Африке (Камерон искал затерянную экспедицию Ливингстона): «За переправу на лодке лодочник требовал в уплату слоновую кость... Этого у меня не было, но я узнал, что у Мухаммада ибн-Салиба она есть и что ему, в свою очередь, нужно сукно. Так как у меня его не было, то это сведение мне мало помогало, пока я не узнал, что у Махаммада ибн-Гаариба есть сукно и что ему нужна проволока, которая у меня, по счастью, была. Таким образом я дал Махаммаду ибн-Гаарибу потребное количество проволоки, за которую он дал Махаммад ибн-Салибу сукно, тот, в свою очередь, дал взамен его управляющему Сай ибн-Габибу требуемое количество слоновой кости, после чего я получил, наконец лодку».
Фальшивомонетничество в подобных условиях исключено. Но тогда оно с успехом заменялось обманом при подсчете «денег» либо их взвешивании. Так в древности, на территории современной Мексики, преступники разрезали стручки какао, служившие деньгами, вынимали оттуда бобы, наполняли их каким-нибудь веществом, склеивали их и выдавали за полноценные /103/.


Почему золото и серебро и где родина первой монеты

Жизнь требовала появления новых средств платежа, своеобразного товара - посредника при продаже - обмене. Товара товаров, товара для всех. Этакого… удобного всеобщего эквивалента, выражающего стоимость всех других товаров и обладающего следующими качествами:
- более или менее высокой и желательно неизменной во времени стоимостью;
- ограниченной по сравнению с другими товарами, потребительной стоимостью;
- компактностью и удобством для хранения и дальних перевозок;
- способностью дробиться на мелкие доли и объединяться в любых количествах при полном сохранении своих качеств;
- физической долговечностью.

Раньше, всем вышеперечисленным требованиям в полной мере отвечали лишь металлы, естественно красивые - благородные. Благородными мы их обозвали не так давно, а в старые добрые времена золото (в первую очередь) было выбрано нашими предками в качестве денег скорее всего лишь потому, что благодаря своей яркой окраске (оно напоминаю чаще всего ярко-желтого цвета) и возможности блестеть на солнце, бросалась в глаза даже самого нецивилизованного человека. Другие предметы, попадающиеся первобытному путнику на пути, вряд ли могли сильнее возбудить его едва проснувшиеся способности к наблюдению (пища и женщина не принимались в расчеты). Возьмусь смело утверждать, что именно поэтому золото с серебром, в конечном итоге и стали выполнять роль денег. Там же, где в открытом виде золото не залегало, его роль долго играли бусы, ракушки, свиньи и т.д.
Вначале, на радость людей, металлические деньги выступали в виде бесформенных по форме и весу слитков или самых различных изделий. Внешний вид домонетных денег был очень разнообразен, это ножи, мотыги, колокольчики, и другие необходимые в быту предметы. Наконец, возможно случайно наступил момент, когда возникла монетная форма.

Греки и римляне изобретение денег приписывали своим богам или мифическим героям. Греки жившие в Аттике, полагали, что монету изобрел сын богини земли Геи и воспитанник Афины герой царь Эрихтоний. В Афинах считали, что монета грекам дана героем Тезеем, загубившем редкий даже для того времени вид животного - Минотавра и поэтому на монетах изображена голова быка. По поводу головы быка существует еще одна версия. По ней на монете в образе быка изображен Зевс, похитивший Европу. На монетах критского города Гортины изображали то робкую Европу среди кустов и деревьев, а на обороте - быка, то Европу, распластавшуюся и уже сломленную (возможно неоднократно), на спине быка. Монеты в Греции, чеканили из серебра. Впервые это сделали в городе Эгине. Прославляя монеты своей страны Аристофан писал:

Монеты наши - неподдельный, чистый клад,
И прекраснейшие, верьте, из всех иных монет,
И с надеждою чеканной, и испытаны сократ
Пред очами всей Эллады и у варваров везде...

Римляне с греками были не согласны и приписывали подвиг открытия монеты своему богу судьбы и всех начал Янусу. Они утверждали, что древнейшие монеты с изображением головы двуликого бога и носом корабля выбил Янус в честь бога времени Сатурна, который в свою очередь прибыл в Италию с острова Крит на корабле. Это спорно, но достоверно то, что само слово «монета» впервые появилось именно на римских серебряных монетах. У монеты магистрара Тита Каризия (45г. до н.э.) на лицевой стороне была изображена голова богини Юноны и написано её прозвище - «Монета». Слово «Монета» на древнеримском сленге означало «богиня - предупредительница». В её храме располагался крупный монетный двор и все деньги изготовленные в нем, стали в честь богини называться «монетами».
 
Кусочки золота строго дифференцированного веса, были найдены в погребениях XIII века до нашей эры близ кипрского Саламина. Это были округлые слитки-бобы в 1 и 1/2 золотого таланта. Но на них не было символов, дат или знаков. Возможно, именно они и есть первые монеты.

Около 2400 лет назад, в своей книге «История», то же самое утверждал Геродот (V век до н.э.) - великий мыслитель, историк и нумизмат древности. «Государство было расположено в Малой азии по эту (то есть западную - пр. автора) сторону реки Галис». Называлось государство Лидия. Появилась оно во время царствования Гигеса (687 - 654 годы до н.э.). Для греков VII - VI веков до нашей эры, Лидия была богатейшей страной, откуда к ним привозили золото. Золотой страной Лидия являлась не только для греков. Согласно древнеперсидским документам, персы также получали из неё большую часть золота.

Итак - возможно именно Лидия и есть родина монет. Но как бы там ни было, уже через несколько лет после появления в первых лидийских монет в них обнаружили снижение содержания золота при той же номинальной стоимости. Значит, государство портило монеты - скрытое фальшивомонетничество (порча монет) процветало. Греки стали чеканить свои деньги немного позже, хотя, скорее всего, додумались до этого самостоятельно. Они использовали другой металл - серебро.
 
Первая лидийская монета была односторонней, на ней не было ни дат, ни надписей, но был изображен лев - геральдический символ столицы Лидии города Сарды. «Первыми из людей они (лидийцы), насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и первые занялись мелочной торговлей».
Каким образом первая монета появилась на свет доподлинно не известно. По одним научным источником первые монеты были изготовлены методом литья, по другим - чекана. Лили монеты следующим образом: в готовую форму наливали расплавленный металл, после остывания форму снимали, монету дорабатывали. Технология примитивного чекана была такой же незамысловатой: слиточек или шарик золота взвешивали, затем он бросался на наковальню, в силу своей тяжести скатывался к центру углубления, созданного в штемпеле-наковальне изображением лицевой стороны, где его поджидал стержень квадратного сечения. По стержню или нескольким стержням били молотком (как правило один раз) и выдавливали рисунок, вырезанный на штемпеле-наковальне. Затем монету, при необходимости, дорабатывали.

Далее, о стране-маме первой монеты, Геродот пишет: «Природными достопримечательностями, как другие страны, Лидия совсем не обладает, кроме, может быть, золотого песка, приносимого течением реки Тмола». Ниже, рассказывая об осаде столицы - Сарды, Геродот сообщает, что жители «стали сбегаться на рыночную площадь и к реке Пактолу (Пактол, несущий с собой золотой песок, течет с Тмола через рыночную площадь и потом впадает в реку Герм, а та в море)». Таким образом, скорее всего, основные месторождения электрума находились на горах Тмоле и Сипиле и по рекам Пактолу и Герму. Именно из электрума монеты в Лидии и изготавливали. Они весили около 14 грамм. Электр или электрон, «серебристое золото» - это самородное (сознательно полученное) золото с примесью серебра. Электр содержит обычно от 25 до 40% серебра. «Electrum» в переводе с древнегреческого - янтарь, его такой сплав и напоминает.

Происхождение электрума пактола древние греки объясняли следующим образом. Бог виноделия Дионис, гуляя со своей свитой, по лесистым скалам Тмола потерял своего учителя Силена, забредшего на поле. Нечего старым людям бродить по скалам. Там крестьяне поймали учителя, связали его гирляндами цветов (гениальное решение - и связан, и на всякий случай весь в цветах) и привели к царю Мидасу. Узнав пленника, Мидас девять дней чествовал его роскошными пирами, а затем отвел Силена (очевидно уже совсем никакого после гор, крестьян и пьянок) к Дионису. Обрадованный бог позволил Мидасу в награду выбрать любой дар. Мидас опрометчиво воскликнул:
- О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Желание Мидаса было исполнено. Ликуя, срывает он зеленую ветвь с дуба, и она превращается в золотую. Срывает колосья - золотыми становятся зерна. Он моет руки - вода стекает с них золотыми каплями. Вскоре, однако, наступили проблемы... Прикасается к хлебу - он золотой, к сыру - он золотой, к рыбе - она золотая, как говорится... еле водку спасли... Понял Мидас, что обманул самого себя (даже дочь свою озолотил в прямом смысле этого слова) и погибнет от голода и воскликнул:
- Смилуйся, смилуйся о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!

Явившийся бог Дионис сказал Мидасу:
- Иди к истокам Пактола, там в его водах смой с тела этот дар и свою вину (царь Мидас 89 разд. «Как я общался с богом» кн. «Мемуары и воспоминания»).
В точности выполнив инструкцию Диониса, Мидас смыл с себя вину (наверно за возвращение учителя) и дар полученный за это, но с тех пор, возможно, царю в наказание, Пактол и стал золотоносным...

Вскоре в Лидии уже интенсивно разрабатывались не только россыпи, но и коренные месторождения. К началу нашей эры усиленно уничтожаемые «запасы Мидаса» были полностью истощены. Все они естественно перекочевали в сокровищницы потомков Мидаса. Персидские цари, после захвата Лидии, смогли оценить ударный труд лидийцев и стали владеть огромным количеством золота. Имя Креза - царя Лидии не даром вошла в поговорку тех лет...

Есть еще несколько версий, по одной из которых родиной первой монеты является Китай, где их изготавливали методом литья в формах аж в XII веке до нашей эры (на 1000 лет раньше Лидийских). Но она почему-то не очень популярна в Европе и её «окрестностях».

Тем не менее, где бы ни появились самые первые монеты, они без сомнения есть зеркало технологии эпохи. По внешнему виду денег и по технике чеканки монет ученые делали и делают выводы о состоянии науки и ремесел того или иного государство. Датировка на монетах до сих пор помогает установить время того или иного события в истории человечества и является одной из самых надежных «опор» для ученых.

Конечно, в виде пережитка прошлого, меновая торговля, как и товаро-деньги во все времена присутствовала и присутствует до сих пор в различных сферах жизни и деятельности человечества. Часто она носила спекулятивный характер. Например, в XVI веке, когда в Европе появились тюльпаны, вдруг возникла страстная и необъяснимая погоня за этими цветами. Их скупали все и повсюду, цены на них стремительно росли. За одну луковицу давали денег больше, чем стоимость золота такого же размера. На цветы менялись имения, земли, дворцы, все надеялись разбогатеть. Для некоторых луковицы были ценнее денег, они полноценно играли роль религии. Вскоре все кончилось крахом. Тот, кто мнил себя богачом, выжидая момент, что бы перепродать свои цветы, вдруг увидел себя… бедняком (мягко говоря) и недоуменно смотрел на луковицы, которые вдруг стали никому не нужны.
Для нашей страны есть примеры иного рода. Вспомните бутылку водки, за которую совсем недавно можно было и огород вспахать и дочь замуж выдать. Тоже в своем роде межнациональная валюта или даже религия...
Но все равно можно лишь удивляться, что только к концу VII века до нашей эры государственные мужи Лидии и Греции наконец осознали всю выгоду, которую несет эмиссия (производство) монет. В древности, все попытки, даже самых могущественных монархов вмешаться в денежную область завершались провалом.
С 37 по 41 год в Риме правил император Гай Цезарь Калигула. Каких только выкрутасов с обществом он не выделывал: и коня в сенат ввел, сделав сенатором, и грандиозные по разврату оргии устраивал и над армией изголялся, но... Стоило ему, уверовав в собственную безграничную власть, объявить деньгами обычные ракушки, собранные на морском берегу... и... народ, как говориться, не простил. С деньгами не шутят! Калигула в этом убедился на собственной шкуре.
С тех пор минуло уйма лет. Правители стали умнее и научились убеждать. Власти напридумывали много заменителей полноценных денег из драгоценного металла - бумажные деньги, монеты из разных дешевых износостойких сплавов, что в определенном смысле обман своих граждан. Такие деньги внутри государства принудительно выступают в качестве официально признанной меры стоимости, и людьми на «фантики» покупаются продукты, услуги и т.п. Не так давно при расчете между государствами современные деньги сбрасывали свою национальную оболочку и выступали в своей изначальной форме тоже условного, но древнейшего денежного товара - золота.

Сегодня между государствами подобные расчеты редкость.  США удалось сделать свой доллар мировой денежной единицей. В прошлом веке американцы даже объявили миру своеобразный дефолт, отказавшись обменять французам доллары на золото. Благодаря политическим играм затея удалась, а доллар, как условная мировая валюта, держится до сих пор (даже евро пока не в состоянии его сдвинуть). Впрочем, обвал американского доллара не выгоден большинству стран, т.к. их экономика в большей или меньшей степени привязана именно к доллару. Следите за курсом валют...

Сегодня, как оказалось, даже золото бывает разное. Черное золото - нефть, голубое - газ и т.д. и т.п. Как утверждает реклама, даже у Альп есть золото – шоколад (швейцарцы всегда были весьма скромными людьми).