О белой сирени

Елизавета Брюхова
В филармонии давали Рахманинова, и поэтому, наверное, (у меня есть такое подозрение), весь зал украсили белой сиренью, искусственной, конечно.
Но чудо в том, что именно в этот день был день рождения актёра, Станислава Любшина, который у меня лично неразрывно связан с белой сиренью, и вот почему.
Три слова: Михалков. Пять вечеров.
Вы наверное удивились, да и многие удивляются, когда я говорю, что Михалков — мой любимый кинорежиссёр. А вы смотрели его фильмы?

Пять вечеров — это фильм по одноимённой пьесе Александра Володина, снятый всего за месяц тандемом Михалкова-Адабашьяна. Самый проникновенный фильм о войне, хоть о войне в нём говорится вполголоса, самый пронзительный фильм о любви, хоть в нём нет ни одного признания.

Он сделан в стилистике пятидесятых, Михалков (как и всегда) мастерски воссоздаёт послевоенную обстановку: линзы для маленького экранчика телевизора, по телевизору передают лебединое озеро, потрясающие проезды камеры по коридорам коммунальной квартиры, газовые лампы, кресло-качалка, ажурная скатерть, ковёр на стене, тонкая бумажная ширма, — и всё снято на охристую плёнку, в конце переходящую в цвет.

А на фоне этих декораций разворачивается совершенно странная на первый взгляд история.
К немолодой женщине приходит незнакомый мужчина, холодно здоровается с ней, она так же холодно отвечает ему, а потом выгоняет. Дверь захлопывается. Но вместо того, чтобы уйти, мужчина начинает приходить в коммунальную квартиру каждый вечер. И каждый из вечеров герои всё больше и больше сближаются друг с другом, и мы уже понимаем, что у них есть своя история, история любви.

Главные роли исполняют Людмила Гурченко и Станислав Любшин. Удивительно, как Гурченко согласилась на эту роль, ведь она любила оперетту, и даже отказалась от участия в михалковской «Неоконченной пьесе для механического пианино» ради мюзикла «Мама». В этом же фильме она в халате, в бигуди давала пощечину племяннику за неуважение к письмам Маркса!
Любшин же, что удивительно, уже играл в «Пяти вечерах» в театре, он исполнял роль племянника главной героини, Славки. В семьдесят девятом он получил премию актёр года за этот фильм, а сейчас он служит в МХТ.

Так вот это история о том, как война разлучила влюблённых.
Именно поэтому я смотрю этот фильм каждое девятое мая, и плачу каждый раз, потому что не знаю более печальной истории, которая бы так тепло и светло озарялась надеждой.

Ведь после долгой разлуки, после неведения и обид, после поломанной войной судьбы, герой совершенно случайно приходит в дом той, которую любил, и пытается удивить неё, к ней как-то подступиться: устраивает большой праздник, накрывает стол свежей скатертью и ставит посредине вазу с облаком белой сирени. Только вот она не может принять всё это из гордости и достоинства и выкидывает и скатерть, и цветы в окно. Облако улетает в весеннее небо.
А потом он играет на гитаре и поёт песню, самую мою любимую, самую проникновенную, сочинённую Юлием Кимом, песню, вернее, не он поёт, а Сергей Никитин — «Губы окаянные».

А дальше героям придётся пройти очень долгий путь друг к другу длинною в пять вечеров, и будут герои вместе или нет — смотрите сами.

А я всего лишь то хотела рассказать о том, как концерт Рахманинова и день рождения Станислава Любшина вдохновили меня написать о белой сирени и самом моём любимом фильме.