Е. И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского м

Игорь Бабанов
Е.И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
Вопрос «что такое меря», не раз поднимавшийся на археологических съездах, долгое время оставался нерешенным. Еще в 1924г. А.А. Спицын спрашивал: «Действительно ли меря - чистые финны?» - и тут же отвечал—«...меря—еще совершенная загадка...» - Е.И. Горюнова
…Действительно-ли Меря чистые финны? Нет-ли в ней элемента совершенно иного, местного, древне-арийского? Скорая ассимиляция русских и мери есть поразительное явление, которое можно обьяснить только силою культурного русского влияния и стремительностью русского натиска. Словом Меря - еще совершенная загадка…
- А.А. Спицын. Древности Ивано-Вознесенской губернии, 1924г., с.9

Рис. 36. Балтийские земли в римский период (приблизительно 1–500 гг.): 1 – Балтия; 2 – западные славяне (культура периода III–V вв. н.э.); 3 – зарубинские поселения, II в. до н. э. – II в. н.э.; 4 – курганы IV–V вв… предположительно кривичей; 5 – финноугорские земли; 6 – поселения готов и их временное распространение вплоть до Черного моря; 7 – границы Римской империи; 8 – янтарный путь между районом добычи и римскими провинциями; 9 – основные торговые пути балтийских украшений; 10 – восточная экспансия гуннов, конец IV в. н.э.

Рис. 8. Основные пути торговли янтарем в период с 1600-го до 1200 г. до н. э. Районы добычи янтаря заштрихованы
Мария Гимбутас. Балты, люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004г. (Gimbutas, Marija. "The Balts". Ancient Peoples and Places, vol. 33. Thames and Hudson: New York: Praeger, London:1963. 286 pp. 79 pls., 47 text figures, 11 maps - http://en.bookfi.net/book/1182349 https://vk.com/doc399489626_521304072 )
https://vk.com/doc399489626_521113351 9.7Мб 223с.

Рис.1. Схема древних речных путей. I - Сухоно-Вычегодский; II — Волго-Окский
Территория Волго-Окского междуречья и смежная с ней область Волжского Левобережья расположены на древних и весьма важных водных магистралях: на севере — Сухоно-Вычегодской, на юге — Волго-Окской (рис. 1).

ВОЛГО-ОКСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ В ЭПОХУ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА
Глава I. Эпоха бронзы
1. Вопросы происхождения фатьяновской культуры и ее роль в этногенезе племен Междуречья
I тысячелетие н.э. является важной эпохой в этно-культурной истории Восточной Европы. Примерно в V—VI вв. окончательно оформляются специфические черты культуры племен и на обширной территории Волго-Камского бассейна, имена которых позднее становятся известны нам по источникам.
Сложившаяся здесь к концу I тысячелетия этническая картина, была итогом длительного и сложного процесса развития, схождений и расхождений родственных или этнически чуждых племенных групп. Поэтому для понимания этно-культурной карты Bолго-Окскoгo междуречья I тысячелетия н.э. необходимо хотя бы бегло коснуться истории предыдущих эпох — бронзы и раннего железа, когда, видимо, были заложены основы племенных культур более позднего времени.
Территория Волго-Окского междуречья и смежная с ней область Волжского Левобережья расположены на древних и весьма важных водных магистралях: на севере — Сухоно-Вычегодской, на юге — Волго-Окской (рис. 1). Эти водные пути с глубокой древности связывали восточную и западную части Восточной Европы (Об этом подробнее см. главу VI.4). Такое географическое положение в значительной мере определило направление связей н развитие культуры местных племен. Слабая изученность восточно-европейского Севера, в частности области, прилегающей к северным речным путям, позволяет сейчас наметить лишь отдельные вехи этих связей. Несколько лучше изучена территория Волго-Окского междуречья, на которой, в основном, и должна решатся проблема происхождения фатьяновской и абашевской культур и их носителей.

Фатьяновские скотоводческие племена появились на территории Междуречья в конце III или начале II тысячелетия до н.э. (рис. 2) и, по предположению М.Е. Фосс, частично оттеснили местные неолитические племена к северу, а частично смешались с ними.
…Для нашей темы, касающейся этнической истории населения Междуречья, большой интерес представляют дачные изучения краниологического материала фатьяновских погребений. Основные выводы антропологов сводятся к следующему: 1) население, оставившее на Верхней и Средней Волге фатьяновские могильники, генетически не связано с лапоноидным типом местного неолитического населения; 2) антропологический тип, представленный и верхне-волжских фатьяновских могильниках,— кроманьоидный, или протоевропейский (по Г.Ф. Дебецу); 3) население Верхней Волги по морфологическим признакам отличалось от средневолжского (балановского), характеризовавшегося более узким и высоким лицом (Т.А. Трофимова. Вятичи, кривичи и славянские племена Поднепровья по данным антропологии. СЭ, 1946(1) с. 129-130; ее же. Об aнтропологических связях в эпоху фатьяновской культуры. СЭ, 1949( 3) с. 45).…Мы нe можем полностью оценить роли фатьяновскнх племен в этно-культурной истории коренного населения Междуречья…
2. Абашевская культура и ее связь с фатьяновской культурой и степными культурами Южного Приуралья
Прямое отношение к этногенезу населения интересующей нас территории имеют носители так называемой абашевской культуры. Первый абашевский памятник был открыт в Чувашской АССР, близ с. Абашево. Последующие открытия значительно расширили границы территории, занятой абашевской культурой, которая распространялась с запада на восток — от Калуги и Плещеева озера до Магнитогорска. Однако несмотря на более чем 30-летний срок изучения этой культуры и сравнительно большое число открытых и опубликованных памятников, происхождение абашевских племен, как и фатьяновцев, пока представляется неясным.
…При решении вопроса о генезисе абашевской культуры следует обратить особое внимание на материалы открытых в последние годы абашевских памятников в Казанском Поволжье («Труды Казанского филиала АН СССР». Казань. 1954, с.35-38; А.П. Смирнов. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, стр. 12; А.X. Халиков. Новые памятники абашевской культуры на Волго-Вятском междуречье. СА, 1959(2)) и в Южном Приуралье. Более полное н всестороннее изучение этой культуры здесь возможно благодаря материалам поселений неизвестных пока в Поволжье. Обилие отдельных находок и концентрация памятников абашевской культуры на Южном Урале едва ли случайны. Как полагает К.В Сальников, эта культура имеет здесь глубокие местные корни, и Южный Урал представлял собой один из основных районов расселения абашевских племен. Именно здесь, в одном из мощных очагов уральских медедобывающих промыслов, могли возникнуть и получить развитие традиции связанные с металлургией меди. Здесь же выработались основные формы и стиль изделий, характеризующих абашевскую культуру в целом (К.В. Сальников. Памятники абашевской культуры близ Магнитогорска. КСИИМК. вин. XXXV, 1950. его же. Абашевская культура на Южном Урале, СА, 1954, XXI, его же, Древнейшие памятники истории Урала. Свердловск. 1952. с.72—78, П.А. Дмитриева и К.Б. Сальников. Археологические исследования в Курганской и Челябинской областях. КСИИМК. Вып. XXVII. 1951, К.В. Сальников. Южно-Уральская археологическая экспедиция. КСИИМК, вып. XLV, I952)…
3. Срубно-хвалынская культура и роль стенных племен в развитии хозяйства и экономики племен Севера Восточной Европы
В конце медно-бронзовой эпохи, т.е. в середине II тысячелетия до н.э. на территории Среднего Поволжья и в бассейне Нижней Оки наблюдается появление степных племен, известных в Нижнем Поволжье по памятникам срубно-хвалынской культуры. Хозяйственное освоение чуждой им лесной среды, очевидно, было обусловлено уже достигнутым ими более высоким уровнем производительных сил. Двигаясь на север и запад, племена эти частично осели в Куйбышевском и Казанском Поволжье, оставив заметный след в многочисленных памятниках с характерным комплексом керамики срубного типа. Расселяясь далее на запад и северо-запад, эти степные племена достигли низовьев Оки. Следы их пребывания здесь мы находим в стоянках так называемой поздняковской культуры, а также в характерных погребальных памятниках — курганных могильниках со скорченными костяками, сопровождавшимися костями домашних животных и типичным погребальным инвентарем.

Стоянки и могильники с характерными признаками срубно-хвалынской культуры, известны лишь в области рязанского и муромского течения Оки (рис. 2а). На территории междуречья Оки и Волги памятники этого типа пока не найдены. Можно, однако, предполагать, что отдельные группы срубно-хвалынских племен достигли Костромского Поволжья. Среди керамических комплексов верхневолжских городищ выделяются особые формы сосудов, пережиточно сохранивших тип древней срубно-хвалынской керамики (рис. 6,7,12).
Таким образом, мы видим, что на протяжении II тысячелетия до н.э., в силу каких-то неизвестных нам причин (смещение ландшафтных зон?), лесо-степная и лесная области Восточной Европы неоднократно подвергались вторжениям степных скотоводческих племен: сначала фатьяновцев, затем балановцев (различия физического типа не позволяют отождествлять тех и других) и, наконец, срубно-хвалынских и южно-уральских абашевских племен.
Появлению степных племен среди неолитических аборигенов Севера последние очевидно обязаны знакомством с домашними животными, которое внесло коренное изменение в хозяйственный уклад первобытных охотников и рыболовов. Скотоводство было прочно освоено, и в особой, характерной для лесной полосы, форме надолго стало ведущей отраслью хозяйства у всех северных племен. Это в свою очередь создало предпосылку для развития экономики, расширения межплеменного обмена и перестройки древнего материнского рода в патриархально-семейную общину. Процесс ассимиляции пришельцев местным населением привел к появлению метисных типов европеоидов со значительной примесью лапоноидности, характерной для неолитического населения Севера. Элементы культуры пришельцев, воспринятые местным населением и в процессе метисации прочно вошедшие в быт, были закреплены у последующих поколений. Так, особая форма лепной посуды в виде горшка с рeбром в верхней трети, характерная для срубно-хволынской культуры, встречается в памятниках более поздних эпох и местами, как увидим ниже, сохраняется до конца I тысячелетия н.э. Эти древние керамические традиции ярче проявили себя в восточных районах, в Костромском Поволжье и в бассейне нижнего течения Оки, где они сохранились в форме муромской посуды и посуды костромской мери (см. рис. 52,79,99). К западу они затухают, попадаясь спорадически в памятниках середины I тысячелетия Ярославской области. На Верхней Волге, куда не дошла волна срубной культуры, острореберная посуда почти не встречается...
Е.И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья. МИА 94. М. 1961
https://vk.com/doc399489626_526995402