Победы Кристи Ямагучи

Наталия Май
               

В начале девяностых годов в женском одиночном фигурном катании было много перспективных американок, я их хорошо помню: Джилл Трэнери, Нэнси Керриген, Тоня Хардинг и Кристи Ямагучи. И эта тенденция сохранялась долго (если вспомнить победы на чемпионатах мира Мишель Кван и олимпийские победы Тары Липински и Сары Хьюз). Пусть их и не всегда считали справедливыми, но факт, что тогда американки лидировали. Я  помню, как страна переживала, когда у Ирины Слуцкой отняли золотую медаль, потому что во что было ни стало надо было дать ее американке – ни той, так другой, и после падения сначала Мишель Кван, потом Саши Коэн, на первое место поставили Сару Хьюз, а Слуцкую на второе. Тогда в этом виде спорта действительно была сильная американская сборная – ни одна, так другая спортсменка годилась в лидеры. У судей был выбор из нескольких кандидатур – и подрастали молодые. (Такой же бум фигурного катания среди женщин-одиночниц у нас сейчас. Фанаткой Слуцкой я не была, но золотую медаль тогда она действительно заслужила.)

Но в каждой из американок начала девяностых были, на мой взгляд, свои недостатки. В Джилл Трэнери ощущалась некоторая усталость, Нэнси Кэрриген мне казалась несколько пресной и чересчур правильной (в ней не хватало огонька, задора), Тоня Хардинг была мощной, но грубоватой. В Кристи для меня соединилось все, что я любила в женском катании. Во-первых, мне всегда импонировали японки и китаянки (Этери Тутберидзе в программе у Познера сказала, что в этом виде спорта им сражаться легче – в связи с особенностями телосложения). Они, конечно, бывают разные, но я всегда выделяла тех, кто отличался тонкостью и изяществом – пластики, точной реакцией на звучащую музыку. Поэтому так случилось, что сначала моей любимицей стала Кристи Ямагучи (ее фамилию пишут и как «Ямагути»), потом – Мишель Кван. Но таких ярких эмоций, как Кристи, Мишель все же не вызывала, она не настолько темпераментна, но зато, может быть, более трогательна.

Тем не менее, так, как за Кристи, я ни за кого никогда не болела. Она обладала необычной с точки зрения европейских понятий красотой восточного экзотического цветка. Это была пропорционально сложенная, очень ладная девушка, достаточно сильная (ее ранние выступления журналисты, которые наблюдали за ней, называли в большей мере техничными, акробатическими, нежели подчеркнуто женственными) и по-своему изящная. Женственность в ней расцвела как раз к тому возрасту, когда она стала выигрывать соревнования. Появилась естественная, в меру, кокетливость ее поз и движений, она стала похожа на статуэтку из мрамора (у нее белоснежная кожа, что составляет красивый контраст с темными волосами). Конский хвост и взбитая челка – модная для того времени прическа у фигуристок – ей очень шла к ее форме головы и образу, грациозному и задорному, и в дальнейшем на льду она предпочитала ее.

Кристи в большинстве случаев очень органично вписывалась в образ, который ей надо было создать на льду, под музыку той или иной страны – испанскую, венского вальса, французской песенки. У нее получались и нежные, и шуточные номера. Она казалась сгустком здоровой энергии – болельщики не испытывали сильного страха за нее, даже когда она ошибалась. Вскакивала – и как будто ничего не произошло… продолжала в том же настроении. Я помню, как она выиграла Игры Доброй Воли, обойдя знаменитую Джилл Трэнери из своей же сборной, а потом – Олимпиаду в Альбервилле в 1992 году.

Может, и были у нее какие-то свои кризисы – мы их не наблюдали. Помимо развития в женском одиночном катании, Кристи выступала и в парном, они с партнером выигрывали Чемпионат Америки. Я видела их выступление – у них был стиль скорее «силовой», нежели лирический. Возможно, проблема была и в партнере. Но в одиночных выступлениях Кристи была  очень разнообразной. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что не всегда ей подходили музыка, или костюм, или программа…

Кристи нужна была четкость, внятность – она может быть и в нежнейшей лирике, а если музыка звучала расплывчато, и в ней не улавливался ритмический пульс, все несколько рассыпалось… Как в ее выступлении под музыку из фильма «Ромео и Джульетта».

Конечно, сейчас катание усложнилось, может показаться, что достижения фигуристок начала девяностых уже воспринимаются иначе – с высоты технической сложности сегодняшнего дня. Но, думаю, мне понравились бы Ямагучи и Кван, даже занимай они последние места, настолько органичны и красивы они были на льду.

После завершения карьеры в любительском спорте Кристи ушла в профессионалы. И одерживала одну победу за другой. Можно посмотреть записи в Сети, где она выходит на лед, и в ней ощущается прежняя уверенность в своих силах – и в то же время деликатность, умеренность по отношению к воплощению художественного замысла.