Рассказ о путешествии... 2

Валерий Василёв
  Рассказ о путешествии в три с половиной страны, совершённом в мрястом ноябре две тысячи девятнадцатого года действительно независимым исследователем глубин русского языка.


   Продолжение, начало здесь: http://www.proza.ru/2019/11/30/1387


 

   
             Путёвые путевые очерки.



                Минские зарисовки.


Итак, немного пройдя красивым бульваром, названным в честь основоположника марксизма-ленинизма, я оказался на главной улице белорусской столицы: проспекте Независимости.

  Перспектива улицы впечатляет своим простором и отчасти напоминает московский Кутузовский проспект в его начале ранним утром.
Впрочем, скорее всего это субъективное видение автора: схожесть архитектуры примерно одних и тех же времён даёт возможность оных допущений. Людей на проспекте встретилось маловато, что однако радует: надоела вчерашняя московская толчея.
 
       Я перешёл проспект и двинулся далее по его левой стороне и попал в неизвестный  парк. Парк встретил меня памятником Янки Купала, гордо стоящим на гранитном постаменте. Это был вообще то и не парк, как выяснилось позже, а одноимённый сквер.
 
  Рядом были разбросаны изваяния каменных баб, похожих на те, что можно встретить повсеместно от Луганска до Тирасполя: очевидно, это были следы давно канувшей в лету времён, Тирольской культуры. Но тутошние были размерами маловаты, и, скорее всего, были лишь имитацией. Впрочем, не знаю, экскурсовода у меня нет, поэтому, как обычно, свой взгляд имею и бросаю его на всё, что попадается по пути.

   Пройдя немного по симпатичным аллеям парка, начал было выходить из него, как ко мне пристала ворона с вполне определёнными намерениями: наверно почувствовав в моей сумке кусочек сыра. Пришлось с ней поделиться, заодно и самому слегка подкрепиться. Тут же мне пришло в голову: раньше я никогда не кормил ворон, считая их для этой цели не вполне достойными птичками…
 
   Вдали кучковались стайки чёрных птиц, похожих на грачей, но к нам они не подлетали и шума не поднимали, подобно нагловатым голубям. Я пошёл к выходу из парка, ворона благодарно сопровождала меня мелкими перелётками, за что получила ещё пару кусочков сыра.

Она не каркала: видимо была довольна, а, как только я вновь вышел на проспект, поблагодарила, взмахнув крыльями почти касаясь моего лица и оставила меня. Перейдя красивый мостик через речку Свислочь, полюбовался открывшимися просторами её поймы, одетой в бетон.

   Путь мой продолжался и вскоре я пересёк площадь Победы, находящуюся на реконструкции. Площадь была закрыта строительными лесами с брезентом, но высокая стелла с орденом Победы хорошо просматривалась.

На зданиях, полукругом замыкающих площадь, красовался лозунг, посвящённый Победе. «Подвиг народа бессмертен!» Возникло ощущение, что нахожусь в СССР: добротно и уютно. А присутствуя в городе-торговке Москве, такого никогда не испытаешь: мало кто знает, что даже знаменитая ВДНХ-ВВЦ была построена на месте цыганского табора, в своё время уничтоженного НКВД-шниками. И с тех пор там вполне официальный табор торговли, в настоящее время, кстати, модернизируемый в духе времени…. Со времён Гиляровского там ничего не изменилось, кроме масштабов.

    Такое чувство светлой ностальгии возникло лишь однажды: в Крыму восемь лет назад, когда в Коктебеле поймал такси с автомобилем «Волга -21». Хорошее было времечко!
 
    Немного дальше расположен впечатляющий мемориал, посвящённый воинам-партизанам. Белоруссия это полностью партизанский край, за что был особо ненавидим гитлеровцами: однако для карательных расправ с белорусскими и польскими партизанами, заложниками и евреями, фашисты частенько использовали бандеровцев-мутантов, которые сейчас в фаворе у «партнёра». На фото, если оно пройдёт, представлена лишь часть композиции.

   Прохожу площадь Якуба Коласа, костёл святой Троицы: костёлы оставлю на потом, на Гданьск и Калининград, всё же времени у меня в Минске всего ничего.

      Город уже давно проснулся и бурлил: народу заметно прибавилось, как позже выяснилось, я подходил к Белорусской Академии Наук, которую окружали несколько университетов. Этот район буквально кишел молодёжью, студентами, которой всё всегда нипочём и так во все времена.

   Но я давно не завидую никому и молодым в том числе: у каждого в этом мире свой собственный путь, своя вселенная и своя судьба…

  Напротив расположился кинотеатр «Октябрь». Хотел было пойти на сеанс, но, взглянув на репертуар из низкопробных амерофильмов, отказался от сей затеи: было б что поинтересней….

Наскоро перекусив в закусочной, расположенной невдалеке, я вернулся на проспект Незалежности и пошёл далее, до ул. Сурганова, где на углу обнаружил книжный магазин. Эти магазинчики, особенно в незнакомых городах, никогда мимо себя не пропускаю.

  Однако ничего особенного на этот раз в магазине с громким названием «Академкнига» обнаружено не было. В основном книги всё тех же самых московских монстров-издательств. Купив несколько местных белорусских буклетов и открыток, направляюсь в обратный путь.
 
   Пройдя обратно до Академии Наук, решаюсь воспользоваться метро. Время до обеда промчалось быстро. Метро обычное, станции все советских времён, но суеты намного меньше московской, хотя, как и в любом крупном городе, она присутствует.
Вновь выхожу до бульвара, захожу в  приятную кофейню на углу улиц Карла Маркса и           ….. наслаждаюсь тягучим горячим напитком…. После многокилометровой пешей прогулки он особенно кажется изумительным.


Времени у меня предостаточно, я вновь в центре города и решил, несмотря на прошлый опыт ( см. тут: http://www.proza.ru/2019/10/10/1622                ) посетить Белорусский мастацкий музей.

     В первом же экспозиционном зале мне попалась весьма искушённая в своём деле смотрительница и абсолютно по своей инициативе коротко рассказала о коллекциях музея, где хранились подлинники и копии картин белорусских,  русских и иных художников. Этот первый зал был как бы «подарочным»: здесь находились картины, подаренные  Марком Шагалом и другими живописцами уходящей в прошлое эпохи. Ещё она заинтриговала меня тем, что в экспозиции музея присутствует несколько картин моего любимого художника Николая Ге. Самое прекрасное его произведение, на мой взгляд, это "Дубы в горах КаррАры", находящееся в Третьяковке. В Карраре когда то добывали самый чистый мрамор для художников. Название необычное, мистическое, это я утверждаю как энергоэтимолог; давно имеется желание там побывать...

 Как я ни старался быть отстранённым, это мне не удавалось: экспозиция мастацкого музея завораживала: чего только стоят подлинные иконы 15-18 веков! Долгого повествования не будет, цели этих очерков иные: наконец-то я добрался до залов русского классического изобразительного искусства.
Много копий, но есть и подлинники. А вот и два полотна Н.Ге:

 "Ахиллес, оплакивающий Патрокла" и "Портрет молодой девушки". В картинах Николая Николаевича ГЕ всегда торжествует жизнь. Даже тогда, когда он изображает смерть. Его картины необходимо прочувствовать, только тогда их можно понять. Несомненно, Н.Ге гениальный художник, недооценённый критиками. Но что с последних взять? Они и существуют то только потому, что на свете есть гении.



      И в заключении рекомендую всем, кто когда-либо попадёт в Минский мастацкий музей, обратить на картину современного белорусского художника Валерия Шкарубо «Осенний свет». Очень впечатляющая детально-объёмное полотно осеннего света в лесу. Энергетика всех картин В. Шкарубо очень высока, сами все его картины оригинальны и заметно выделяются среди всех произведений современных художников.

   Авангардистам в музее посвящено два огромных зала, но я не их поклонник. Это арьергардисты, на мой непрофессиональный взгляд....

      Вышел я уже из музея в поздних сумерках и довольно усталый: опять в кофейню? Сделав так, остаток времени просто побродил по городу, любуясь архитектурой и  людьми: здание исторического музея меня, разумеется , манило, но это было бы уже слишком: посетить два музея в такой насыщенный день.

Пройдя мимо него,  направился к костёлу Святой Елены, полюбовался внешним видом здания, но внутрь также не пошёл: там шла служба, а быть праздным зевакой это не по мне. Но в Гданьске я вспомнил об этом костёле и пожалел, что так был нерешителен…

        Вновь покружив по центру, наткнулся на крупный торговый центр, на первом этаже которого было полно кафешек и демократичных закусочных. Был вечер, людей везде было много, но всё как то по свойски: пиво и водка с вином соседствовали мирно с лимонадом, соком чаем и кофе со сладостями и рыбкой и никто никого не напрягал: всё было мило и культурно…. Жаль, что не запомнил название этого огромного магазина, заведения которого вновь напомнили мне о бывшем  СССР…
 Бутербродик с рыбкой и чайком подняли мне настроение и я медленно двинулся в сторону Минского автовокзала….

       До отправления автобуса оставалось лишь полчаса: я присел на диванчик и тут увидел человека, который как-то неназойливо просил у пассажиров еды и монет. Но он не был обычным нищим или бомжем, каковых полно в столице России Москве, и которые своим запахом «компрометируют» шикарные московские трамваи на ВВЦ, да и в других местах: выживают в современной России все, как могут.

      Этот худощавый человек был инвалидом с нарушенной координацией движений и речевой деятельностью: это было очевидно и бросалось в глаза. Бомжем от него не пахло. Последние белорусские монеты я потратил в закусочной, поэтому поделился с ним всё тем же остатком сыра и поспешил к автобусу.

 
       Автобус был какой то польской фирмы: водитель проверил паспорт с визой и билетом и через десять минут мы тронулись в путь, покидая прекрасную белорусскую столицу: это заняло всего чуть более 20 минут: водитель попал в «зелёную волну» и ни разу не останавливался на светофорах!

 До новой встречи, прекрасный Минск! Я с тобой только познакомился!

      Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/12/15/1627