На концерте

Борис Аренский
Хорошие времена всё-таки наступают, и стоит поразиться беспрецедентному случаю в современной истории, связанному с выделением из Федерального бюджета значительных средств на приобретение семидесяти восьми новых музыкальных инструментов для одного из провинциальных симфонических оркестров России.

По этом поводу, а также в связи с открытием фестиваля «Белая Симфония. Оркестры и Звёзды» состоялся концерт-презентация новых музыкальных инструментов Омского Академического симфонического оркестра.

В процессе исполнения произведений самых разных характеров и эпох были представлены скрипки современных итальянских мастеров, уникальная скрипка 1810 года, созданная в старинной мастерской Италии, а также скрипки известной в музыкальных кругах российской фирмы, качество и звучание которых, как было заявлено со сцены, высоко ценит маэстро Владимир Спиваков.

Помимо струнных, подробно были представлены деревянные духовые (гобои, кларнеты) французских фирм, дорогие фаготы немецких мастеров, медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны) американских компаний по производству музыкальных инструментов, флейты, прайс на которые поразил Главного дирижёра тем, что при его изучении ему показалось, что он находится в дорогом ювелирном магазине, поскольку в составе предлагаемых к покупке флейт присутствовало немалое количество драгоценные металлов и покрытий.

На словах о флейтах я оживился, вспоминая, как этой осенью проходил курс лечения в китайской клинике и на сеансах иглоукалывания слушал приглушённо звучащие записи классических китайских мелодий, исполняемых на флейте и старинных музыкальных инструментах. Во время сеансов эти мелодии создавали атмосферу релакса, и однажды, лёжа под иглами доктора Вэн Фэня, мне почему-то страстно захотелось купить флейту и самому научиться играть на ней дома. Это показалось мне вполне достойным культурным времяпровождением.

Теперь же, слушая Главного дирижёра, я понимал, что, пожалуй, не потянул бы покупку даже самой маленькой карманной подержанной флейты-пикколо, не то чтобы основной флейты-сопрано. И поэтому с большим сожалением мысленно распрощался со своей прежней и очень странной идеей.

Оркестр приобрёл и совершенно особенный инструмент – большой двухмануальный (двухклавиатурный) клавесин, созданный в известной российской мастерской, являющийся точной копией одного из клавесинов 1610 года, на которых предпочитали играть знаменитые композиторы и музыканты того времени.

Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Гаспара Ле Ру исполнила на нём Анна Кислицына, закончившая в своё время в Омске детскую школу искусств № 1 имени Ю.И.Янкелевича, потом Специальную музыкальную школу и Государственную консерваторию имени М. И. Глинки в Новосибирске и далее – магистратуру и докторантуру в Америке.

Сегодня, как следует из программы, «...она даёт концерты с музыкантами Филадельфийского симфонического оркестра, выступает в «Карнеги-холле» и сотрудничает со звукозаписывающими компаниями». Вот так складываются карьеры и судьбы многих российских исполнителей и музыкантов, – и даже из самой глубинки. Сегодня, когда-то в своём родном городе, её виртуозное выступление произвело настоящий фурор.

В продолжение концерта помимо произведений для клавесина были исполнены симфонические произведения Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Бенджамина Бриттена (исполнялся его «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов» с небольшой сопроводительной лекцией о составе и инструментах оркестра, прочитанной под музыку этого произведения одним из артистов Омского государственного академического театра драмы), а также Франца Допплера, Экхарда Копецки, Эннио Морриконе и других авторов, в наибольшей степени характеризующие тот или иной музыкальный инструмент.

С новыми инструментами оркестр действительно преобразился. Мне показалось, что его звучание приблизилось к звучанию известных столичных симфонических оркестров, если не сказать более.

Ближе к окончанию этой большой презентации Главный дирижёр Дмитрий Васильев рассказал со сцены забавный анекдот о том, как происходит прослушивание и приём музыкантов на работу в оркестре.

В комиссии по прослушиванию сидят Фрейдензон, Якобсон, Беркович и другие специалисты. Прослушав одного из музыкантов, который вполне им подходит, спрашивают его фамилию. Он отвечает им: «Иванов». «А зовут вас как?» «Василий». «А отчество?» – допытываются они. «Соломонович»...
 
На этих словах зал оживился.

А уже довольно поздним вечером концерт завершился бурными овациями публики.