Худшее время для апгрейта

Ян Айко
    Ваш покорный слуга любит поиграть в шутеры от первого лица, гонки и ролевые игры на ПК. Выбор платформы очевиден - помимо игровых функций, ПК замечательная рабочая станция и мультимедийный центр. Однако, не всё так гладко в королевстве Датском, и об этих шероховатостях я вам сейчас и поведаю.
    Мой первый полноценный ПК был на базе одноядерного, и, условно - двухпоточногопроцессора Пентиум 4 3 ГГц. Тогда я очень мелко плавал в понимании железа, и компьютер собирался исходя из минимального бюджета, но "чтобы ничего не тормозило". Надо отдать должное - железяка отработала две смены, апгрейт дисковой подсистемы, оперативной памяти с 256 мегабайт одной плашкой до одного гигабайта двумя. Казалось бы - целый гиг, живи и радуйся - но, нет. Нед фор спид мост вантед блэк эдишн нещадно ставила комп на колени, кое-как позволяя поиграть в унизительном разрешении 640 на 480 пикселей. Это на компьютере, который позволил пройти халф-лайф 2, дуум 3 и сталкер: тени чернобыля. "Ну, один проект погоды не делает" - подумал я тогда. И напоролся на Зэ Элдэр Скроллс: Обливион.
    Это был переломный момент для консолей: плэйстейшн сменила номер с 2 на 3, а майкрософтовский иксбокс, который никто в СНГ всерьёз не воспринимал, обзавёлся приставкой 360. И, да - обливион был одним из главных проектов, продавший икс-ящик мелкомягких. Надо ли говорить, что после угловатых моделек Морроуинда (предыдущая игра "Свитков") мелкая лепнина на мечах, дальность прорисовки и детально проработанные модели буквально всего, вкупе с потрясающими спецэффектами... часто и качественно вешали мой ПК, даже в минимальных настройках графики? И я в задумчивости пошел в газетный киоск. Да, тогда интернет было дорого, медленно и только в интернет-кафе, гораздо дешевле было купить журнал профильной прессы.
    Менять видеокарту, как я понял, смысла не было: топ-сегмент шины AGP стоил по-прежнему как топ, а средний и низкий сегмент PCI-Express стоил как весь мой ПК в сборе. Оставалось, превозмогая, закончить прохождение Обливион, попутно копя деньги на полный ап, что означало замену всего системника.
    Скажем так, тогда я уже более пристально начал мониторить железный рынок как на предмет новинок, так и по выгодным предложениям взять не слишком устаревшее железо за хорошую цену. И вот пришло время, и я купил необходимый минимум: материнскую плату, процессор Атлон х2, 2 гигабайта оперативки двумя плашками по гигу, чтобы оставить место под апгрейт и не жертвовать двухканальным режимом, блок питания и видеокарта нВидиа джи-ти 9600 на фантастические пол-гига памяти, с вожделённой шиной PCI-Ex.
    То были смутные времена перехода с виндоуз-экспи на висту. Висту никто добровольно не хотел ставить в силу дикой глючности и прожорливости по ресурсам. Не ставил и я, пока не обзавёлся, на закате памяти формата DDR-2, целыми восемью гигабайтами, по случаю сбагрив старые плашки и купив новые у знакомого системного администратора. 64-бинтая ХРюша буквально летала, но кроме "летания" я столкнулся с тем, что ни одна игра не хотела толком запускаться. Пришлось накатить Висту. Которая, с некоторыми оговорками, оказалась не так и плоха (да, да, если постоянно сидеть из-под админской учётки, отключить Эир и все прибамбасы, взирая при этом интерфейс а-ля Вин-98).
    Надо отдать должное: на собранной машине всё летало без малейших признаков лагов. Динамичные гонки, ураганные шутеры, все ползунки настроек, не заморачиваясь - вправо. Была даже попытка поиграть в Обливион, да вот беда - на предыдущей машине я прошёл эту игру, практически, за все фракции - закончив полностью ветку квестов за магов и имперский легион, а также закрыв сюжетную ветку. Но вот первые признаки морального устаревания пришли с принесённым из магазина диском Батлфилд бад компани 2. Кое-как осилив кампанию на средних-низких, я забросил диск на дальнюю полку, не подозревая, какой в этой игре потрясающий мультиплеер. Затем был Call of Duty: Black Ops, который фризил даже на минималках. Я недоумевал: сменой поколений консолей и не пахло, так с чего бы играм так люто тормозить?
    А разгадка проста: лень разработчиков при портировании игры на ПК. Это позже выяснилось, что DICE вовсю обслуживала консольный рынок, не выпуская на ПК некоторые части Батлфилд, а Активижн не может в оптимизацию на ПК от слова "совсем". На тот момент из меня ещё не выветрилось "игра не идёт - ну и ладно, пропустим", потому что на самом первом ящике, ещё до пентиум-4, не шло много чего даже из старья.
    Следующий удар - утёкшая пиратка второй части Крайзис. Не сильно ощутимый - на атлоне игра шла на уверенных средних, а с учётом того, что это альфа-билд - вполне простительно. Только вот эта игра, как и предыдущие творения на движке крайэнджайн, были дико скучными. Чего не скажешь о ГТА 4. С ней повторилась ситуация с Обливион - играть интересно, но кривая оптимизация на ПК, которую рокстаровцы даже не пытались поправить (и не поправили до сих пор) сильно размыла впечатления от приключений брата-славяна в каменных джунглях американского мегаполиса. Впрочем, игра была очень красива, даже если вглядываться в эти красоты через размыленность растянутого низкого разрешения.
    Должен отметить, что постепенно увлечение прохождением однопользовательских игр начало сменяться мультиплеерными шутерами и гоночными аркадами. Как-то стало надоедать запоем, сутками проходить игру, чтобы узнать довольно клишированную историю, а игровые сессии по часику вечером, после работы, не давали ощущения вовлечения. Надо было вспоминать, на чём закончилось повествование, а пока вспомнил - уже пора и закругляться. В этом плане забег на сервер к таким же энтузиастам пострелять по хитрым и изворотливым противникам даёт куда более интересный опыт. Против ботов в однопользовательской игре рано или поздно вырабатываешь тактику, которая будет работать до конца игры, с живой силой такой номер не проходит, в этом соль, интерес, если хотите - адреналин от реального вызова, кто быстрее и качественней читает ситуацию и принимает меры.
    Разумеется, платить за Counter Strike: Source не хотелось, а пиратские сервера кишели читерьём всех цветов и оттенков. Выход нашёлся быстро: канадская версия CrossFire и все остальные "бесплатные для поиграть" шутеры от первого лица. Красотами игра не баловала, но была отзывчивой в управлении и с честной регистрацией попаданий даже на относительно высоком пинге.
    Разумеется, душа пожелала разнообразия. Я вечерами рылся в своих дисках с шутерами, лихорадочно вспоминая, какие из них были с мультиплеером. Что ж, мультиплеер Сталкера на тот момент был полуживой, но и на том онлайне я познал первую боль. Те, кто играли в мультиплеер Сталкер все эти года, имели весомое преимущество перед неофитами. Так что каждый фраг был чуть ли не праздником. В Анриал я наигрался с ботами до рвотного рефлекса. А вот диск с Батлфилд Бад Компани 2 был относительно свежим приобретением. Мультиплеер которого я запорол регистрацией на "отлюбись" при первом запуске, не записав толком логин-пароль.
    Тут-то у меня руки и зачесались, так как прежде чем вкатываться я имел неосторожность глануть на ютьюбе, что ж там за мультиплеер такой. Оказалось - революционный. Такой разрушаемости укрытий не было ни в одной игре прежде. Отчаявшись восстановить пароль и логин, я связался с технической поддержкой ЕА, те отписались утром, попросив фото диска и регистрационного кода. А было это, ни много ни мало, аккурат перед выходом легендарной третьей номерной части Батлфилд, который, судя по анонсам, был ещё круче.
    Б БК2 поражал даже на тех настройках, которые тянул атлон х2 и 9600-я нВидиа: крупное, детально проработанное оружие с рельефными планками пикатини, физика транспорта, и главное - дома, которые можно было сравнять с землёй выстрелами из танка, БТР, гранатомёта или подствольника. Естественно, это был ключевой момент: вернуться после такого к синглплеерным ковыряниям ботов решительно невозможно. Диск с третьим батлфилдом был куплен в день релиза и... отложен до апгрейта через пол-года. Сказать, что игра даже в сингле не шла - не сказать ничего. Буквально слайд-шоу со сменой кадров один на три секунды, а то и дольше. Благо, выручила Call of Duty Modern Warfare 3, менее требовательная, визуально очень красивая, динамичная и весёлая. Да, масштаб карт гораздо меньше, снайпера буквально в упор рассматривали противников через восьмикратную оптику, но на безрыбье...
    Итак, на дворе 2019 год, сервера Батлфилд-3 почти пустые. Вышла четвёртая часть, первая - про Первую Мировую Войну, номерная пятая - про Великую Отечественную Войну, но признаки стагнации серии проявились ещё в четвёртой части. Да, там была куча оружия, обвесов к нему, карт, режимов, транспорта - но это была попытка повторить успех третьей части. Следующие две части серии пошли своим путём: путём лутбоксов и наглого доната, чтобы открыть как можно больше визуальных скинов на оружие надо было или гриндить сутками или платить. Конечно, графика в пятой части - моё уважение. Покупать я её, конечно, не стал, так как ЕА прогнулись под феминисток, пощупал на бесплатном евенте. И тут мы переходим к гвоздю программы: собственно, Call of Duty Modern Warfare (2019). Это уже вторая попытка перезапуска серии Modern Warfare, на этот раз удачная. И провальная. И удачная. Сейчас поясню, почему.
    Для начала, немного углубиимся в терминологию: есть в шутерах ttk, Time To Kill. Так вот, в Батлфилд он имеет свойство роста, и это бесит. Ведь чем дольше у тебя время, прежде чем ты пошлёшь противника на респаун - тем больше вероятность, что он заляжет в укрытие, восстановит здоровье и продолжит бой, уже имея по тебе информацию, так что бой превратится из бодрого действа в унылое перетягивание каната. С этим в новой колде проблем нет. Более того, используя полевую модификацию "усиленные патроны", перк оружия "пули с цельнометаллической оболочкой" и перк на сами боеприпасы более крупного калибра, можно превратить AR M4 в скорострельную снайперку. Графику подтянули, весьма значительно, но... у меня довольно бодрый ПК, однако нагрузка на процессор составляет 100%. Да, с момента апгрейда интел выпустили две номерные серии, да, четыре ядра четыре потока, но! Но - батлфилд, что четвёртый, что первый, даже пятый - идут на текущем железе без проблем. Причём, замечу - масштабы карт, количество игроков - в разы больше даже операций "наземная война" в колде. Про физику транспорта в последней и говорить не хочется - они ощущаются как картонные болванки, которые изображают из себя БТР. А ведь в Батлфилд, кроме наземного - обширный парк воздушного и морского транспорта. Нет, колда идёт, но есть одно но - дискорд приходится отключать, чтобы не вешать систему и не ловить фризы в игре.
    Помимо всего перечисленного - в КоД МВ ввели аккуратный донат. Хочешь - занеси ещё денег (ровно стоимость игры) и получишь кучу спреев, табличек, аж два скина персонажа плюс ускоренное открытие нового оружия, не хочешь - качай в своё удовольствие. Новые карты доступны всем, что уже хорошо. Для понимания - прямые конкуренты Активижн Близзард - ЕА, уж не вылазят из постоянных скандалов с негодующими игроками. Запихнуть ключевых персонажей в лутбоксы в Стар Варз Батлфронт 2, это же надо было додуматься... Благо, Бельгийский суд создал прецедент, приравняв лутбоксы в компьютерных играх к казино. Теперь разработчики не так борзеют, пичкая элементы фритуплеек в игры за полную стоимость. Пока ищут обходные пути: например, искусственно растягивая прокачку, тем самым вынуждая самых нетерпеливых занести денег.
    И всё же, первая ласточка в лице ремастера КоД МВ уже есть. Но стоит ли сломя голову нестись в магазин за новым железом? Думаю, вы помните заголовок произведения. Это худшее время для апгрейта. И вот почему.
    Анонсирована новая номерная консоль: Playstation 5. На мультиядерном AMD Zen, с трассировкой лучей от той же компании. Это значит только одно: уже сейчас во всех студиях кипит работа над свежими играми для этой консоли, значит, оптимизации игр для ПК уделят меньше внимания. И это значит что четырёхядерники перейдут в разряд "оффисных ПК". Но какие альтернативы? Тут всё печально, но с оптимизмом.
    Оживлённый выпуск всё более и более мощных многоядерников на архитектуре ZEN отобрал у intel лавры первенства на рынке ультимативных решений для ПК. То же отчасти наблюдается на рынке видеокарт: AMD выкатила довольно борзые ускорители серии XT. В чём профит для нас, как для конечных пользователей? Интел вынужденно понизили цены на свои камни, Nvidia пока нет - выезжают на хардварной трассировке лучей. Но надолго ли? Будучи реалистом - Лиза Су, исполнительный директор AMD, есть племянница Джессена Хуанга, главы нВидиа. Полагаю, это отчасти открывает завесу тайны, почему AMD до сих пор "не умеют" в драйверы для своих видеокарт? Ладно, это не более, чем догадки. Что действительно важно - как бы прельстивы не были решения любой харварной компании, пока не ясно, как они покажут себя в условиях мультиплатформы. Будет ли это безболезненный переход, как с третьей на четвёртую плэйстэйшн для пекарей, или удар по системе времён иксбокс 360 покажет только время.
    Впрочем, на рынке софта, наконец, затеплился лучик надежды. Когда выходил Батлфилд 3, ЕА, хлопнув дверью, покинула Стим Гейба Ньюэлла, запилив свой лаунчер-магазин, с фифой и скидками. Геймеры возмутились, но схавали, уж больно третья Баттла была хороша. Пока не осознали, на какой батл (англ. "бутылку") ЕА решила всех посадить. Сколько там нужно фанату Fifa чтобы выбить топового игрока из карточек, 3, 4 тысячи долларов? Потом Стим покинула Бесезда, Юбисофт, Эпики... последние вообще развели дикую смуту, выкупая на эксклюзивных правах в свою лавку такие тайтлы, как Метро и Мортал Комбат. Да, и это я ещё не брал во внимание отечественные Варгейм, мэйл ру и Фогейм. Рокстар, которые упоминались ранее, поступили в этом году довольно продуманно. Да, для запуска ГТА в стиме всегда требуется их надстройка в виде апплета Сошиал Клаб, который в этом году стал отдельным магазином. Но - от Стима роки не открестились, анонсировав РДР2 в стиме через месяц после релиза в их собственном магазинчике. А тут и переметнувшиеся в Эпик Гейм Стор начали жаловаться на не очень прозрачную отчётность о продажах. И плохие продажи. И возврат средств тем геймерам, которые оформили предзаказ на Метро Экзодус и Мортал Комбат 11 ещё в стиме.
    И вот ЕА заявляет, что возвращается в Стим, потому что, цитирую: "Мы там, где игроки". Насколько это будет троянский конь - судить сложно, в арсенале ЕА ежемесячная подписка, дающая право играть во все их продукты. Впрочем - такое заявление сдудии с миллиардными оборотами ясно дало понять, кто в цифровой дистрибюции игр является альфой.
    Да, Халф-Лайф-3 уже давно стала мемом безнадёжного ожидания, и вряд ли анонсированный Халф-Лайф Алекс удовлетворит ожидания любителей серии, но фанаты, полагаю, только ради этой игры купят очки и контроллеры VR. Да, о студии Габена уже давно ходят байки, что там ничего, кроме корпоративных интриг, не делается. Тем не менее, на данный момент это первая компания, сделавшая ставку на цифровую дистрибюцию, у которой есть собственный игровой движок и минимум три линейки игр, ставшими культовыми. Ну и руководитель, насколько мемичный, насколько это вообще возможно. Сергей Галёнкин, который сейчас в топ-менеджерах Эпиков, в своих подкастах нередко любит сказать: "Кто первый встал - того и тапки". Что ж, Серёжа, Габен встал первый. Да, у Эпиков тоже есть движок, на котором сделано тысячи игр, а толковых? Фортнайт. Взять, хотя бы, Бесезду - обладая правами на серии Дуум и Квейк они активно используют эти имена. И пускай эпоха арена-шутеров канула в лету, Квейк Чемпионс выпустить было делом чести. Эпики, разленились - да, Анриал турнамент на их движке сообщество худо-бедно кое-как клепает, но разве это профессиональный подход? Тем более, UE4 хорошо работает с железом. И плохо - с криворукими прогерами. Да что там - кроме мема "хоррор на Юнити" уже укоренился мем "хоррор на анриале", что означает низкопробные поделия. Репутация? Не, не слышал. Однако посмотрим, чем закончится противостояние Стима и ЭГС, держа в уме, что в Стим начали возвращатся ведущие игроки рынка. Даже майкрософт, о которых я промолчал. А они готовят, ни много ни мало, MS Fly Simulator, проект насколько глобальный и требовательный к железу и интернет-соединению, что желающим приобщится придётся неслабо раскошелится.
    Но не сегодня. Пока что стоит сходить к микроволновке, приготовить ведёрко попкорна и наблюдать, как разворачиваются события. А я пока установлю Unreal Tournament в стиме, и сгоняю пару каток в память о тех временах, когда в Epic Games ещё не завелись крысы. Которые побегут с корабля первыми.